Специфика и особенности арт - менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:43, реферат

Краткое описание

Цель: выявить специфику и особенности арт–менеджмента.
Объект: менеджмент в социально – культурной сфере.
Предмет: особенности арт – менеджмента.
Происходящие изменения фиксируются в системах разных наук – в психологии, социологии, педагогике, этнографии, экономике и др. В современных условиях все звенья образовательной системы ориентированы на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, а также дифференцированных запросов личности.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………3
1. Сущность и основные направления деятельности арт – менеджмента. ….5
1.1. Основные составляющие управления в сфере культуры и искусства. ..7
1.2. Интеграция художественно – эстетической и
организационно – экономической деятельности. ………………………….…12
Заключение. ……………………………………………………………………..18
Литература……….. …………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

1 Ляхова.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

       - проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого

проекта, формирование проекта  как художественно-творческой продукции, направленной на развитие художественного  вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного  общения);

       - художественно-творческая (сценарная, репетиционно - творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработка сценографии, костюмов, эмоционально-образного и музыкального решения проекта);

       - организационно-управленческая (формирование корпоративного имиджа

фирмы и ее сотрудников, подготовка и проведение концертно-гастрольной  работы, ведение переговоров, установление контактов с концертными организациями, площадками, отдельными юридическими и творческими лицами, производство сценических аксессуаров, изготовление оборудования для сцены, закупка или аренда техники и т.п.);

      - маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегментов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции);

       - связи с общественностью и реклама (стимулирование продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организация связей с СМИ, проведение презентаций, выставок, пресс-конференций, а также всех видов необходимой рекламы – афиш, листовок и т.п.);

        - коммерческая и финансово-экономическая (концептуальная разработка

коммерчески выгодного  бизнес-плана и формирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен  на оформление проекта и условий для осуществления продажи художественно-творческого продукта на рынке: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт дисков, аудио- и видеокассет, билетов и т.п.);

       - юридически-правовая (подготовка всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, защитой авторских прав, отстаиванием по мере необходимости интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже) [ 10 ].

      В связи со сказанным выше автор считает, что можно выделить две группы функций арт - менеджмента:

       - основные общие функции, которые связаны с управлением и организацией

художественно-творческой деятельности (планированием, организацией, мотивированием, контролем);

       - основные специфические функции, которые связаны с искусством (его

предназначением и художественным потреблением) [ 10 ].

      Среди них также можно выделить духовные (идеологические) и практические (социально-организующие) функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Интеграция художественно-эстетической и организационно-экономической деятельности

      Специфика интеграционных технологий арт - менеджмента основана на

двух сторонах деятельности: эстетической и организационной. В центре такой профессиональной подготовки курсантов (студентов) вуза – качественная сторона изучения основ арт - менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения.

    «Эстетическое» как мера совершенства, гармония, является аспектом любого вида деятельности и выступает как фактор целостности, интегрирующей и синтезирующей частные и противоречивые формы бытия.         Содержательное богатство категории «эстетическое» позволяет осуществлять его анализ и характеризовать с самых разнообразных позиций и подходов, в самых различных ракурсах, как философскую, проецировать в различных ценностных смыслах. В этой связи целесообразно привести высказывание А.Ф. Лосева по поводу эстетического. Он считает, что "в целом эстетическое характеризуется неразрывной связью сторон, казавшихся абстрактной метафизике несовместимыми друг с другом, и представляют собой единую и неразрывную целостность субъективного и объективного, мышления и чувственности, сущности и явления, идеи и образа, идейной образности и волевого акта, бессознательного и сознательного, иррационального и рационального, незаинтересованного любования и утилитарного пользования, созерцательного и деятельного, органически живого и технически сделанного".

     В силу своей диалектической, интегрирующей и синтезирующей природы эстетическое опосредует, связывает, снимает собой все типы ценностного отношения заполняющих диалектически противоречивый его диапазон, начиная с утилитарно-практического уровня и кончая духовно-теоретическим, т.е. эстетическое приобретает духовно-практический характер.

    Давно известно, что искусство объединяет в себе те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична.

     Так, интеграция эстетической и организационно-управленческой деятельности, связанная с процессами производства и распространения художественно-эстетических и культурных ценностей в XXI в. открывает многофункциональные возможности технологий арт-менеджмента в подготовке специалистов социально-культурной деятельности. При этом наиболее эффективным является полихудожественный подход в обучении курсантов (студентов), что позволяет им приобретать базовые профессиональные навыки на основе разных видов искусства и

художественно-творческой проектной деятельности. В этом случае «все виды искусства выступают как явления жизни в целом».

     Следует отметить, что технологии арт-менеджмента основываются на идеях технологии мастерских, которую исповедует «Французская группа нового воспитания» (Ф. Селестен и др.), идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. [ 7 ]

      В технологии арт-менеджмента, как и технологии мастерских, главное передавать способы работы, а не конкретные знания.

       Способ организации художественно-творческой деятельности курсантов

(студентов) вуза в  условиях освоения арт-менеджмента является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие.

     Технологии арт-менеджмента предполагают:

     - организацию совместных действий, ведущую к активизации образовательного процесса;

     - распределение начальных действий и операций, обуславливающих осо-

бенности изучаемого объекта;

    - коммуникацию, общение, благодаря которым планируются условия дея-

тельности и выбор  соответствующих способов действия;

    - обмен способами действия, который задается необходимостью получения

совокупного творческого  продукта деятельности;

    - взаимопонимание, которое диктуется характером включения курсантов

(студентов) в совместную  деятельность;

    - рефлексию, через которую устанавливается отношение участников к соб-

ственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

       К целевым ориентирам применения технологий арт-менеджмента в вузе

можно отнести:

    - обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных форм

деятельности, смысловых  спектров и ценностных ориентиров;

    - предоставление курсантам (студентам) возможности личностно самораз-

виваться, осознавать самих  себя в профессиональной деятельности.

     Особенной методикой арт-менеджмента является метод проектов. В этой

связи художественное проектирование рассматривается автором как один из важных методов развития творческого воображения курсантов (студентов) вуза в процессе обучения. В художественном проектировании сама по себе идея играет синтезирующую роль по отношению ко всему проекту, его частям и деталям, воплощаясь в художественном замысле. Формирование идеи (замысла) составляет основу художественного проектирования, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели, что требует от курсантов (студентов) владения навыками анализа социально - культурной ситуации, поиска адекватного решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением художественно-эстетического опыта, формирующегося мировоззрения, ценностно-ориентационной направленности личности и др.

      Технологии арт - менеджмента состоят из ряда заданий, которые направляют работу курсантов (студентов) в нужное русло, но внутри каждого задания они абсолютно свободны и вынуждены осуществлять собственный выбор формы художественно-творческой деятельности, средств для достижения цели и т.д. В этом заключаются особенности содержания технологий арт - менеджмента.

       В этой связи инновационные технологии арт - менеджмента в вузе помогают раскрыть возможности становления профессиональной компетентности личности курсанта (студента), которые в учебно-воспитательном процессе не только не исчерпаны, но и создают особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации и значение художественно-творческой деятельности.

     Внедрение современных технологий арт - менеджмента в систему высшего образования предполагает:

     1) выдвижение на первый план творческих продуктивных заданий;

     2) «погружение» в художественно-проектную деятельность с последующей обработкой отдельных элементов и действий;

     3) следование творческих заданий логике возрастающей креативности, познавательной и развивающей значимости;

     4) побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, вы-

движению новых целей  и творческих замыслов.

     В центре такой профессиональной подготовки курсантов (студентов) вуза качественная сторона изучения основ арт - менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения. [ 7 ]

     Педагогическая технология творческого развития курсантов (студентов) в

условиях обучения основам  арт - менеджмента включает в себя следующие элементы:

     а) постановку четко сформулированной цели;

     б) последовательную ориентацию хода профессиональной подготовки на

запланированный результат;

     в) оценку результатов.

      Перед началом творческого процесса преподаватель должен заложить наиболее общие критерии оценки его результата, являющиеся главными направлениями творческих поисков. Установка на создание творческого продукта на занятиях уточняется, корректируется, перерастая в мысленный образ будущего проекта.

      Оценочные критерии, предъявляемые к проекту, являются не только средством управления качеством результата, но и средством направления самого процесса художественного творчества курсанта (студента). Критерии оценки творческих работ представляют собой единую систему, отражающую требования к их грамотности и выразительности. То есть требования к решению комплекса учебно-познавательных и художественно-образных, творческих задач.

      При этом качественная оценка арт - проекта является одним из эффективных средств управления процессом творческого развития и основана на оценке его социальной и художественной ценности, объективных качеств, относительной, субъективной ценности, отражающей меру продвижения каждого курсанта (студента) к освоению проектной художественно-творческой деятельности.

     Обозначим критерии оценки арт - проекта:

     1) яркость и оригинальность проекта (идея, тематика, форма организации);

     2) концепция проекта (актуальность проблемы, грамотно сформулирован-

ные цели, основные задачи );

     3) художественное содержание проекта;

     4) способность проекта оказать существенное влияние на качество обще-

культурного развития потенциальных посетителей (особенности познавательного, развивающего, воспитательного воздействия и др.);

      5) отчетливое понимание конечного культурного и социально-экономического продукта;

      6) эффективное использование организационных механизмов;

      7) привлекательность проекта для потенциальных партнеров из разных

сфер профессиональной деятельности, в т.ч. из сферы государственного

управления; среднего и  малого бизнеса;

      8) реалистичность бюджета;

Информация о работе Специфика и особенности арт - менеджмента