Страновые варианты европейской социально-экономической модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 14:40, реферат

Краткое описание

Хотя часто говорят о западноевропейской социально-экономиче¬ской модели, она представлена в жизни разными модификациями (страновыми моделями), которые сильно разтличаются.
Германская модель.
Французская модель.
Итальянская модель.
Скандинавская модель.
Британская модель.

Вложенные файлы: 1 файл

prog-mirec2006_9-Bulatov.doc

— 132.04 Кб (Скачать файл)

Главным регулирующим механизмом системы социально-трудо-вых отношений в Испании является «социальный диалог», начало которому было положено в 1977 г. «пактом Монклоа», а в последующие годы серия других соглашений о социальном партнерстве. Они сыграли важную роль в консолидации и рационализации системы социального обеспечения, коллективных договоров, рынка труда и трудовых отношений, способствовали росту доверия к государству и проводимой им социальной политики.

Скандинавская модель

Само понятие «скандинавская модель» не имеет исчерпывающего определения. В качестве ее особенностей часто выделяют либо эконо-мическую или социальную политику, а наиболее ярким воплощение этой модели считают прежде всего Швецию.

 

Основные черты скандинавской модели начали складываться в 1930-е гг. и окончательно оформились в начале 1950-х гг. и заключаются в следующем:

  • гармоничное распределение национального дохода между граж 
    данами через налоговую систему и государственный бюджет;
  • поддержание взаимопонимания и согласия между трудом и ка 
    питалом;
  • поддержание баланса власти путем сосредоточения политиче 
    ской власти в руках социал-демократов, а экономической -- в руках 
    буржуазии;
  • развитие государственного сектора (прежде всего на базе произ- 
    водства общественных услуг как регулятора общественного воспроиз 
    водства) при преобладании частного;

* реальное уравнивание в экономических и социальных правах, не говоря уже о политических, всех граждан вне зависимости от пола и возраста и т.д.

В развитии скандинавской модели выделяют три этапа развития. Первый -- довоенные 1930-е гг., второй -- послевоенные годы вплоть до середины 1970-х гг., третий -- последующие десятилетия. Однако с начала 1990-х гг. заговорили и о возможном четвертом этапе развития, когда скандинавская модель стала меняться под воздействием модели социально-экономического развития в рамках ЕС, хотя речь может идти лишь о модернизации модели, а не ее упразднении.

Таким образом, скандинавская модель -- это развитая рыночная экономика со зрелой социальной инфраструктурой. Основной особенностью этой модели является предельная социализация, которая возможна в условиях рыночной экономики. Доля частного сектора в экономике составляет 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15% (30% занятых). Государство в такой системе не столько производит ВВП, сколько перераспределяет через налоговую систему доходы, получаемые в частном секторе. Оно также осуществляет весьма строгий контроль за деятельностью частного бизнеса, сле-Дит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.

Другой важной экономической функцией государства в скандинавской экономике является разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национально-го хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия).

Финансовой основой скандинавской модели является государст-венный бюджет, который предполагает достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен весьма высокий уровень налогов, однако не столько для фирм, сколько для богатых физических лиц. Так, максимальный корпоративный налог установлен в размере 28%, а предельная ставка подоходного налога составляет 58%. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 51-63% ВВП, а доля государственных расходов на социальные цели в ВВП в этих странах выше 40%.

Британская модель

Особенности экономического развития Великобритании формировались под воздействием двух крупных групп факторов -- владение самой крупной колониальной империей и активное развитие инсти-туциональной среды. Британская модель имеет много общих черт с американской моделью. Различия англо-американской и европейской континентальной («рейнской») модели касаются формирования предпринимательского сектора и его взаимоотношений с государством, роли государства в управлении экономикой и социальном обеспечении, стратегии интеграции в современные процессы глобализации. Так, различия между британской и континентальной моделью предпринимательства проявляются в организационной структуре частного бизнеса, источниках и механизмах его финансирования, методах корпоративного управления. Что касается социального обеспечения, то в этом отношении британская модель скорее ближе к континентальной, чем к американской.

В англо-американской практике основной экономической единицей является компания (фирма), действующая в интересах максимизации доходов акционеров. На континенте компании включены в финансово-промышленные группы или холдинги, где от компании ожидают поведения, направленного на учет различных групп интересов, включая сотрудников и менеджмент компании и внешних контрагентов. Англо-американская практика опирается на принципы ин-дивидуальной свободы выбора решений с учетом интереса бизнеса, а европейская модель на первое место ставит достижение социального консенсуса.

Для англо-американской модели характерна ориентация на фондовый рынок в отличие от европейской практики, где основным источником финансирования являются кредиты банков и других финансовых учреждений. Поэтому Великобритания лидирует с сущест-венным отрывом от других стран по масштабам капитализации (более 1/4 европейского акционерного капитала).

Для англо-американской модели характерна большая распылен-ность акционерного капитала, для континентальной --- концентрация

собственников («стратегических инвесторов»). В Великобритании, как правило, ни один индивидуальный акционер не является доминирую-щим, в то время как в континентальной Европе наблюдается высокая концентрация голосующей власти. В Великобритании основными держателями акций являются финансовые учреждения (включая пенсионные фонды и компании страхования жизни), в континентальных странах -- крупные индивидуальные инвесторы, семьи, другие компании и правительство. Но распыление собственности среди большого числа внешних инвесторов в Великобритании определяет большие возможности внешнего контроля, осуществляемого через рынок ценных бумаг Это, в свою очередь, увеличивает возможность поглощений по сравнению с континентальными странами, где контроль над собственностью принадлежит преимущественно инсайдерам.

Отделение собственности от контроля обусловливает решающую роль менеджеров в руководстве американских и британских компаний, в то время как на континенте сохраняется четкое разделение ответственности между менеджерами и собственниками. В британских компаниях высший эшелон управления сходен с компаниями США и характеризуется одноуровневой структурой -- советом директоров, между членами которых разделены функции принятия решений и контроля (участвующие в совете директоров менеджеры выполняют текущие функции управления, а внешние члены совета -- профессиональных консультантов и мониторинга). Поэтому роль совета директоров в Великобритании намного выше, чем в большинстве континентальных компаний, где исполняющим органом является дирекция или правление, а функции мониторинга осуществляет наблюдательный совет. В ряде европейских компаний советы директоров формальны и фактически назначают сами себя.

Важнейшее различие между англо-саксонской и континентальной моделями в том, что в первой меньше роль государства и больше зна-чение частного сектора в регулировании экономических процессов. В Великобритании через бюджет перераспределяется меньшая доля ВВП (40%), чем на континенте. Менее жесткий рынок труда ведет к более низкой безработице и издержкам на рабочую силу относительно Континентальных показателей. Британские экономические реформы 80-х гг. («тэтчеризм», от фамилии тогдашнего премьер-министра) су-щественно увеличили дерегулирование экономики, улучшили моне-'ирную и финансовую дисциплину. Государственный патернализм был заменен курсом на создание среды, благоприятствующей разви-предпринимательства (партнерство с бизнесом, поддержка кон-и косвенное стимулирование инновационной деятельности в частном секторе, развитие малого и среднего бизнеса). Идея «государства благосостояния» уступила место мерам по подъему социального статуса личности. Идеология партнерства предусматривает совместные действия государства и бизнеса в области выработки политики, в сфере услуг, здравоохранении, образовании, экологии, НИОКР. Высокое качество экономической инфраструктуры, и прежде всего государственного управления, создает базу для роста конкурентоспособности страны (по этому показателю Великобритания в 2004 г. заняла 7-е место в мире после стран Северной Европы, а по качеству предпринимательской среды -- 4-е место после Финляндии, США, и Дании).

21.6. Внешнеэкономическая стратегия единой Европы

Внешнеэкономическая стратегия ЕС заключается в активизации внешнеэкономической деятельности. Это достигается прежде всего за счет форсирования экспорта товаров, услуг и капитала.

В 2005 г. внешнеторговый оборот ЕС вырос до 7 трлн. долл., что примерно в два раза превышает внешнеторговый оборот США. В число 10 стран -- наиболее крупных экспортеров прямых инвестиций входят шесть членов ЕС (Франция, Нидерланды, Люксембург, Испания, Великобритания, Италия).

При экспорте услуг страны ЕС особое внимание обращают на мировой рынок образовательных услуг. Признанным и устойчивым лидером здесь являются США. Но в последние годы растет участие в международных операциях на рынке образовательных услуг стран Западной Европы. В результате суммарные показатели по подготовке иностранных студентов только трех стран -- Великобритании, Германии и Франции -- превысили уровень США.

Показательна и эволюция положения ЕС в такой важной сфере современной мировой экономики, как международный туризм. В 2003 г. США утрачивают первое место по развитию международного туризма. Лидером по общему количеству иностранных туристов становится Франция, а США оказываются на втором месте. К тому же показателей США почти достигают Испания и Италия.

Отношения с США

Отношения с США являются одним из основных направлении внешнеэкономической стратегии Евросоюза. Эти отношения наполнены острыми противоречиями. В области внешней торговли, напри-мер, речь идет об усилении позиций каждой стороны на внутреннем рынке страны-конкурента. Чтобы добиться этого, в ход пускаются са-мые разные средства. Наперекор современным либеральным тенден-

циям зачастую возрождаются классические приемы протекционизма прошлого («стальная война» и др.).

В то же время происходящее выравнивание сил двух центров миро-вой экономики усиливает взаимозависимость Старого и Нового Света. Но растущее сотрудничество одновременно содействует возникновению новых конфликтных ситуаций. Руководители ЕС, защищая интересы своих стран и Союза в целом, не склонны абсолютизировать противостояние двух центров. Многие в Европе и в США стремятся найти какое-то компромиссное решение в урегулировании существующих проблем.

Отношения с другими странами

В ЕС усиливается внимание к экономическому сотрудничеству с Китаем. Растут объемы и темпы торговли между ЕС и Китаем. В 2005 г., к примеру, импорт КНР из стран Евросоюза вырос на 8%. В официальных материалах Евросоюза не раз высказывалось и высказывается мнение о КНР как о «стратегическом партнере» Европы. И в Китае растет понимание важности отношений с Евросоюзом.

В ходе саммитов последних лет Евросоюз и Индия договорились о расширении и углублении сотрудничества. С этой целью утвержден план действий. Согласно ему будет увеличено значение ЕС как крупнейшего торгового партнера Индии (на его долю приходится четверть внешней торговли Индии), а также самого крупного иностранного инвестора, который обеспечивает порядка 20% общего объема иностранных инвестиций в Индии. При этом большая часть инвестиций в Индии будет поступать в область высоких технологий.

ЕС сохраняет важные позиции в странах Африки. В последние десятилетия возрастает значение экономических связей Евросоюза со странами Латинской Америки. Ярким примером этих изменений могут служить отношения ЕС с новым гигантом мировой экономики -современной Бразилией. Европейскому капиталу здесь удается потеснить США. ЕС выходит на первое место во внешней торговле Бразилии, опередив США, Пример Евросоюза оказывает большое влияние на развитие субрегиональной группировки -- МЕРКОСУР.

Отношения с Россией

24 июня 1994 г. на греческом острове Корфу было подписано Со-Гашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС.

  За прошедшие после этого годы рост абсолютных размеров торгов-ли привел к некоторому увеличению удельного веса торговли с Росси-ей во внешнеторговом товарообороте ЕС (до примерно 2%).

Гораздо большее значение имеют страны ЕС во внешней торговле России. В 2005 г. их удельный вес вырос до 42% стоимости импорта и 49% -- экспорта. На Европу приходится 78% нефтяного экспорта Рос-сии. Российский экспорт удовлетворял около 20% потребностей в газе и .16% -- в нефти стран ЕС.

Одной из наиболее важных сфер партнерства России и ЕС является международное движение капитала. Из накопленного в России объема прямых иностранных инвестиций на ЕС приходится более половины.

Выводы

  1. Европа является одним из главных центров развитого капитализма. 
    И хотя значение этого центра в мировой экономике в XX в. снизилось, расши 
    рение ЕС может приостановить этот процесс в XXI в. Принятие 10 новых чле 
    нов в 2004 г. позволило ЕС превысить США по количеству населения и срав 
    няться с США по объему ВВП. А по некоторым важным показателям страны 
    ЕС уже давно превзошли уровень США. Но Евросоюз отстал от США по 
    уровню развития постиндустриальной системы.
  2. С помощью интеграции ЕС пытается преодолеть это отставание и уси 
    лить свои позиции в мировой экономике. В то же время в процессе развития 
    европейской интеграции появляется целый ряд проблем и противоречий. Тем 
    пы экономического роста Евросоюза в последние годы уступают США. Пре 
    пятствиями для устойчивого роста экономики ЕС служат незавершенность ин 
    теграционного процесса, старение населения, снижение его численности.
  3. ЕС остается решить еще немало проблем, прежде чем Союз сможет 
    стать самой эффективной экономикой в мире. К. числу наиболее важных про 
    блем нужно отнести создание действительно единого европейского рынка и 
    эффективно действующей системы управления ЕС.
  4. Для новых и будущих членов ЕС характерно тоже немало проблем, хотя 
    часть из них снимается по мере интеграции этих стран в ЕС. Во-первых, но 
    вые члены ЕС усиливают его дифференциацию. Во-вторых, они отстают по 
    уровню социально-экономического развития. В-третьих, у них шаткая ситуа 
    ция с платежным балансом в рамках ЕС. В-четвертых, они нуждаются в силь 
    ной финансовой помощи.
  5. В последние годы в Европе отмечаются относительно низкие темпы 
    экономического роста. При этом страны «периферии» растут гораздо больши 
    ми темпами, чем страны--основатели ЕС.
  6. Диспропорции в уровне социально-экономического развития регионов 
    достаточно велики. В ЕС проводится широкомасштабная политика по вырав- 
    ниванию уровня жизни и структурной перестройке в регионах, при этом поощ- 
    ряется конкуренция на региональном уровне. Расходы на региональную поли 
    тику стали второй после сельского хозяйства статьей расходов в бюджете ЕС.
  7.  

Информация о работе Страновые варианты европейской социально-экономической модели