Стратегии деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:29, реферат

Краткое описание

В курсовой работе дано общее определение сущности стратегии, ее отличительным чертам, разработан алгоритм стратегий, рассмотрены также стратегические проблемы и особенности их выявления, представлена классификация стратегий и подходы к формированию стратегических альтернатив.
Стратегическое управление является важнейшей составляющей антикризисного управления, поскольку позволяет вовремя выявить внешние опасности и возможности предприятия, внутренние сильные и слабые стороны его производственно-хозяйственной деятельности и на основе оценки ситуации разработать систему стратегий, направленных на предотвращение кризиса.

Содержание

Введение 3
I ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ 4
1. Понятие стратегии 5
2. Отличительные черты стратегии 6
3. Алгоритм разработки стратегии 7
4. Стратегические проблемы и особенности их выявления 8
5. Специфические стратегические проблемы отраслей 9
II КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ 12
Базовые стратегии 13
Стратегии достижения конкурентных преимуществ 13
Стратегии поведения в конкурентной среде 16
Отраслевые стратегии 17
Портфельные стратегии 21
Функциональные стратегии 23
III ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР 27
Разработка принципиальных позиций 27
Понятие и типы стратегических альтернатив 28
Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора 30
Факторы формирования вариантов портфелей стратегий и их прогнозирования 31
Роль и значение бенчмаркинга 34
Организационные аспекты процесса разработки стратегических альтернатив 35
Заключение 36
Список литературы 37
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Выбор стратегии деятельности предприятия.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

В долгосрочной перспективе структура  экономики России неизбежно будет изменятся в соответствии с общемировыми тенденциями. Произойдет сокращение доли первичных секторов материального производства, повысится роль отраслей, работающих на конечный спрос, наукоемких производств, отраслей сферы производственной инфраструктуры – оптовой и розничной торговли, связи, финансово-кредитной, страховой и налоговой деятельности. Приближение к структуре экономики развитых стран неизбежно будет длительным и многоэтапным. Основные структурные изменения в российской экономике в основном затронут внутриотраслевые пропорции и в меньшей степени коснутся межотраслевых – это также необходимо учитывать при формировании стратегических целевых ориентиров. Например, как указывает Э.А. Уткин, возможны следующие наиболее существенные сдвиги внутри отдельных отраслей экономики и отраслевых комплексов[10]:

  • В топливно-энергетическом комплексе произойдет стабилизация добычи нефти при углублении ее переработки и комплексном использовании. Увеличится добыча газа и его доля в общем объеме топлива. Возрастает открытая добыча угля в восточных районах при одновременном сокращении шахтной добычи в результате закрытия нерентабельных предприятий. Увеличится комбинированная выработка электроэнергии и тепла, использование нетрадиционных источников энергии в труднодоступных местах;
  • В черной металлургии будет происходить замена мартеновского способа конвертным и электросталеплавильным, увеличатся объемы непрерывной разливки стали, внепечной обработки, проката, совмещенного с разливкой, расширится сортамент и повысится качество труб;
  • В цветной металлургии основное внимание будет уделяться укреплению рудной базы и концентрации производства на основе применения энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
  • В строительной индустрии увеличится производство конструкций для малоэтажного строительства мелкоштучных изделий из местного сырья, эффективных стеновых материалов;
  • В химической промышленности возрастает выпуск конструкционных пластмасс и изделий из них, полиэфирных волокон, основы магнитных лент, сырья для изготовления бутылок и пленки;
  • В деревообрабатывающей промышленности опережающими темпами будет увеличиваться производство древесно-стружечных и древесноволокнистых плит с защитной обработкой;
  • В машиностроении и металлообработке расширится производство современного технологического оборудования, автоматизированных и высокоточных станков, инструмента, автомобилей и автобусов, вагонов для поездов и метро, строительно-дорожных машин для малоэтажного строительства, оборудования для торговли и легкой промышленности, агропромышленного комплекса, медицинских учреждений;
  • В аграрном секторе ускоренное развитие получат торгово-закупочные и торговые предприятия, индустрия сортировки, переработки, установки и хранения сельскохозяйственной продукции, селекционная работа;
  • На транспорте, в средствах связи и информатике главное внимание будет уделено развитию и улучшению освоения дорожной сети, реконструкции электросвязи на обнове цифровых систем, развитию спутниковой связи и вещания, расширению новых видов услуг, микроэлектронике, внедрению в различных сферах народного хозяйства современных информационных технологий.

Следует также помнить, что указанные структурные изменения  будут формироваться под влиянием многих факторов, прежде всего в  результате соответствующей политики государства, главным принципом которой является выработка и обоснование системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления структурных сдвигов исходя из общемировых тенденций, выгод от участия страны в общемировом разделении труда, специфики деформаций и диспропорций в существующей структуре национальной экономики. Ведущую роль при выработке приоритетов играет установление критериев для отнесения сфер, отраслей и производств экономики к числу приоритетных.

Главными задачами государственной  структурно-инвестиционной политики на современном этапе являются последовательное свертывание устаревших производств, преодоление структурных деформаций и приведение структуры производства в соответствие с платежеспособным спросом, обеспечение наиболее полного использования производственных ресурсов и научно-технического потенциала, поддержание экологической и экономической безопасности страны, содействие развитию эффективных, конкурентоспособных производств, рыночной инфраструктуры, сферы услуг и интеллектуальной деятельности.

Содействие развитию производства в точках и секторах роста государство может осуществлять в виде разнообразных форм поддержки - выделения бюджетных средств для финансирования проектов и программ, предоставления целевых льгот  по налогам и таможенным тарифам, выдачи налоговых кредитов и государственных гарантий и т.д.

 

 

 

 

II КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ

При разработке стратегии  важно знать общие классификационные  рамки, в которые вписываются стратегии, хотя фактически классификация стратегий затруднена в связи с их разнообразием, наличием множества авторских подходов к типизации стратегий. Укажем наиболее существенные и часто используемые классификационные признаки:

  • Базовая концепция достижения конкурентных преимуществ (стратегия минимизации издержек, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования, стратегия инноваций, стратегия быстрого реагирования, стратегия синергизма);
  • Уровень принятия решений (корпоративные, деловые и функциональные стратегии);
  • Стадия жизненного цикла отрасли (стратегии предприятий растущих, зрелых и переживающих спад отраслей);
  • Основные характеристики продукта и сферы его распространения (продуктово-маркетинговые стратегии, стратегия глобализма);
  • Относительная сила отраслевой позиции фирмы (стратегии отраслевого лидера и последователей, стратегии связанной и несвязанной диверсификации);
  • Степень агрессивности поведения организации в конкурентной борьбе (наступательные и оборонительные стратегии конкуренции).

Усложняющим фактором классификации  является то, что большая часть  стратегий может определяться одновременно по нескольким классификационным признакам, поэтому далее стратегии будут рассмотрены по следующим укрупненным блокам:

  • базовые стратегии;
  • стратегии достижения конкурентных преимуществ;
  • стратегии поведения в конкурентной среде;
  • отраслевые стратегии;
  • портфельные стратегии;
  • функциональные стратегии.

1. Базовые стратегии

К базовым относятся  такие стратегии, которые описывают  наиболее общие варианты развития:

  • Стратегия роста;
  • Стратегия сокращения;
  • Комбинированная стратегия.

В основе стратегии роста  возможны следующие направления:

1) концентрированный  рост предполагает развитие продукта (его совершенствование или создание нового), развитие или захват рынка, не переходя при этом в другую отрасль;

2) интегрированный рост  – развитие фирмы на основе  обратной, прямой, горизонтальной интеграции (т.е. соответственно либо получение в собственность и установление контроля за поставщиками, либо за сбытовой сетью, либо конкурентами);

3) диверсифицированный  рост – развитие на основе  проникновения в другие отрасли (горизонтальная диверсификация предполагает реализацию технологически новой продукции на новых рынках; концентрическая или центрированная диверсификация – создание новых производств, совпадающих с профилем организации).

Стратегия сокращения означает либо закрытие, продажу одного из своих подразделений, бизнесов; либо «сбор урожая» (постепенное сокращение бесперспективного бизнеса для получения максимального совокупного дохода); либо ликвидацию фирмы (крайний случай).

Комбинированная стратегия  предполагает сочетание отдельных  базовых стратегий, в зависимости от ситуации или условий для каждого вида бизнеса.

2. Стратегии достижения конкурентных  преимуществ

Стратегии достижения конкурентных преимуществ относятся к группе конкурентных стратегий, к которым  можно отнести также и стратегии поведения в конкурентной среде.

Каждая из этих стратегий  базируется на необходимости достижения определенного конкурентного преимущества. Под конкурентными преимуществами при этом понимаются уникальные осязаемые или неосязаемые активы фирмы либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса (оборудование, торговая марка, права собственности на сырье, гибкость, адаптивность, квалификация персонала и пр.). Отметим, что конкурентные преимущества современных фирм не всегда касаются технологии производства, очень часто они перемещаются в стадию маркетинга, обслуживания, НИОКР, управленческих и финансовых инноваций. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса. Рассмотрим особенности основных стратегий достижения конкурентных преимуществ, некоторые характеристики которых приведены в табл. 1. (см. приложение)

2.1 Стратегия  минимизации издержек

Стратегия минимизации  издержек (лидерства по издержкам) нацелена  на обеспечение более низких системных издержек на товар по сравнению с конкурентами. Продукция при этом может продаваться либо по более низким ценам, чем у конкурентов, либо по сопоставимым ценам.

Преимущество низких издержек создает относительно эффективную  защиту против пяти конкурентных сил М. Портера.[9],[6]

Вместе с тем существует риск появления технологических  новинок, роста инфляции (подрывающего способность фирмы снижать издержки), изменения предпочтений потребителей и т.д. и как результат –  утрата конкурентного преимущества в низких издержках.

Практика показывает, что данная стратегия часто выбирается на практике как российскими, так  и зарубежными фирмами, но и в  нашей стране трудно достичь максимального эффекта в связи с высокими темпами инфляции и рядом существенных проблем внутреннего характера деятельности фирм.

2.2 Стратегия  дифференциации

Цель стратегии (или  ее разновидностей: дифференциации продукта, персонала, сервиса или имиджа) – это или придание продукту-товару отличительных свойств, которые важны для покупателя и которые отличают данный товар как более качественный от предложений конкурентов; или предложение разнообразного и более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня услуг, сопутствующего продаваемым товарам; или наем и тренинг персонала, который работает с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов; или создание более выгодного имиджа фирмы, рекламной марки продуктов, т.е. бренда.

2.3 Стратегия  фокусирования

Стратегия фокусирования, т.е. специализации на нуждах различных  сегментов рынка (различных групп покупателей) строится без стремления обхватить весь рынок. Цель стратегии – удовлетворить потребности выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство в минимизации издержек, но только в рамках целевого сегмента. В результате стратегия фокусирования может быть представлена либо стратегией фокусированного лидерства по издержкам либо стратегией фокусированной дифференциации.[9]

2.4 Стратегия  инноваций

Стратегия инноваций предполагает приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров или технологий, или удовлетворения существующих осознанных или неосознанных потребностей новым способом. Фирмы, выбравшие данную стратегию, стремятся сформировать конкурентное преимущество за счет осуществления радикальных инноваций в различных сферах и получают возможность создания сверхприбыли за счет скачка в рентабельности продаж или за счет создания нового сегмента потребителей. Альтернативой является продажа новой технологии другим заинтересованным фирмам.

2.5 Стратегия  оперативного реагирования

Стратегия оперативного реагирования предполагает достижения успеха посредством быстрого реагирования на изменения во внешней среде (технологические, потребительские и иные).[3] Например, для того чтобы приспособить выпускаемую продукцию к новым потребностям рынка, необходимо время. Фирма, выбравшая данную стратегию, приложит все усилия к тому, чтобы в максимально короткие сроки осуществить адаптацию. Если она это сделает быстрее своих конкурентов, ей представится возможность получить дополнительные прибыли в связи с временным отсутствием конкурентов нового (модифицированного) товара (услуги). Данная стратегия в самом простейшем варианте может быть реализована фирмами-имитаторами, осуществляющими подделку марочной продукции всемирно известных производителей. В самом сложном варианте – фирмами, которые смогли создать предпосылки для постоянной адаптации к меняющимся условиям (т.е. создали соответствующую корпоративную культуру фирмы, нацеленную на постоянные новшества и поиск эффективных путей разрешения каждодневных проблем).

2.6 Стратегия  синергизма

Стратегия синергизма –  это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа бизнес-единиц (хозяйственных подразделений) в одних руках. Наличие эффекта синергизма и умение управлять этим эффектом создает специфическое конкурентное преимущество, которые реализуются на уровне фирмы в целом и которое в конечном счете проявляется разных товарных рынках в снижении уровня издержек либо в приобретении продукцией уникальных свойств. Стратегия синергизма предполагает повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов (синергия технологий и издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (синергия планирования и управления).

3. Стратегии поведения в конкурентной среде

Анализ конкурентной среды, структуры конкурентных сил, изучение конкурентов, понимание фирмой своего положения в конкурентной среде позволяет разработать и соответствующую стратегию поведения в конкурентной борьбе. Ф. Котлероми Р. Тернером выделяются четыре достаточно четко определенных позиции, в которых могут находиться фирмы на поле конкуренции[1]:

    1. позиции лидера на рынке;
    2. позиция бросающего вызов рыночному окружению;
    3. позиция последователя;
    4. позиция знающего свое место на рынке.

4. Отраслевые стратегии

Информация о работе Стратегии деятельности предприятия