Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между государственными и коммерческими организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает субъект Федерации. Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, то есть обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления – город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.docx

— 27.56 Кб (Скачать файл)

 

Не вдаваясь в сущность бюджетно-налоговых систем различных  стран, отметим важность принципа выравнивания, т.е. перераспределения доходов с  целью поддержания отдельных  регионов. Но для регионов, выступающих  в качестве доноров, это означает сокращение бюджетно-налоговых возможностей. Учитывая объективную необходимость  поддержки отдельных (бедных, депрессивных) регионов, а также сложившуюся  структуру хозяйства регионов, богатых  природными ресурсами и обладающих более высоким налоговым потенциалом, необходимо строить бюджетно-налоговую систему на принципе справедливости, тем более что доходы богатых регионов обеспечиваются, по существу, за счет всей страны.

 

Принципиальным вопросом при таком порядке формирования бюджетно-финансовой политики является обоснование доли налоговых поступлений, которая должна быть централизована на всех уровнях управления. На федеральном  уровне это устанавливается законодательно, однако отдельные регионы добиваются льготных условий. На региональном уровне определение фонда бюджетных  ассигнований требует обязательного  планирования необходимых средств для проведения региональных программ, финансирования общерегиональных объектов культуры, науки, здравоохранения. Оставшаяся часть бюджета региона (равно как и федерального) должна распределяться пропорционально численности населения. Такой подход обеспечивает более справедливое распределение бюджетных средств как между регионами, так и внутри них, чем одноканальное формирование бюджетов снизу вверх или сверху вниз.

 

Региональная финансовая политика

 

Региональные финансы  – одна из важнейших составных  частей государственных финансов. Они  реализуются в рамках каждого  конкретного региона в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.

 

Функционирование и развитие региональных финансов основываются на концепции региональной экономической  политики, одной из составных частей которой является финансовая политика региона. Основными целями региональной финансовой политики являются:

обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в Российской Федерации, основанного на едином экономическом  пространстве;

обеспечение единых минимальных  социальных стандартов и равной социальной защиты в различных регионах;

выравнивание условий  социально-экономического и финансового  развития регионов;

приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

становление и обеспечение  гарантий местного самоуправления.

 

Главная цель региональной финансовой политики – стабилизация производства и обеспечение экономического роста.

 

Одним из главных условий  реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого  общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.

 

Региональная финансовая политика во многом зависит от системы  территориального разделения труда  и производственной специализации  хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами:

финансирование модернизации структуры хозяйства индустриально  развитых районов;

обеспечение условий для  привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в  слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых  заинтересована российская экономика;

привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств в развитие общероссийской экономической инфраструктуры и ее включение в систему мировых коммуникаций;

обеспечение государственного регулирования цен на продукцию  естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.

 

Важнейшими исходными  пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного  спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных  рынков, оценка финансовых возможностей регионов и стимулирование развития их собственного финансового потенциала для решения важнейших социально-экономических  проблем.

 

Главной формой реализации региональной финансовой политики является разработка и осуществление федеральных  целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.

 

Основными формами реализации региональной финансовой политики являются:

участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных  инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

размещение федеральных  заказов на поставку продукции для  общегосударственных нужд;

финансовая поддержка  наукоемких производств и развитие высоких технологий;

создание финансовых условий  для формирования свободных экономических  зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и  кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

финансовое содействие малому и среднему бизнесу.

 

Совершенствование финансовых и налоговых отношений между  федеральным центром и регионами, а также между органами государственной  власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетной достаточности  регионов и муниципальных образований. Для этого, на наш взгляд, необходимо закрепление за субъектами Федерации  постоянных финансовых, и прежде всего  налоговых, источников доходов для  самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные  встречные финансовые потоки между  бюджетами различных уровней, снизить  объемы федеральной финансовой поддержки  регионов, способных к самофинансированию.

 

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой  сфере, по нашему мнению, необходимо обеспечить:

бездефицитность бюджетов большинства субъектов Федерации;

законодательное разграничение  полномочий между федеральными и  региональными органами государственной  власти, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической  политики, формированию доходных и  расходных статей соответствующих  бюджетов, сбору и использованию  налогов и других обязательных платежей;

возможность определять и  учитывать финансовый и налоговый  потенциалы при формировании бюджета  каждого конкретного региона;

сбалансированность бюджетов всех уровней;

право – в пределах собственных  финансовых ресурсов – самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений  о направлениях и масштабах использования  бюджетных средств;

контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

 

Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в  решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных  бюджетных средств. Основным элементом  социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных  гарантий – минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

 

Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста  заработной платы, пенсий, пособий и  других денежных доходов граждан  России и стабилизацию уровня жизни  населения, создание основы для его  повышения во всех регионах страны.

 

Субъектам Федерации, которые  не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

 

Для минимизации отрицательных  последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована  на:

совершенствование налоговой  системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при  одновременном усилении налоговой  нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество  физических лиц;

введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей  выполнять обязательства по оплате труда.

 

В регионах с высоким уровнем  социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя  в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной  заработной платы.


Информация о работе Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности