Стратегические решения в производственном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Производственный менеджмент – одна из наиболее распространенных функциональных областей управленческой деятельности во всех сферах народного хозяйства. Эффективное функционирование любой организации, связанное с созданием материальных благ, продукции, предполагает, прежде всего, качественное управление основными производственными процессами, составляющее содержание производственного менеджмента. В последние годы теория и практика управления производственными процессами на предприятиях претерпевают очень быстрые по темпам и существенные по содержанию изменения, обусловленные объективными сдвигами в конкурентной среде организаций и развитием внутренних факторов производства – совершенствование технологии производства, информационных систем, производственного оборудования.

Содержание

Введение
1. Из истории развития производственного менеджмента
2. Содержание производственного менеджмента
3. Производственный менеджмент как система
3.1 Предприятие как объект производственного менеджмента
3.2 Структура системы производственного менеджмента
4. Стратегические решения в производственном менеджменте
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа новая.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Структура системы  производственного менеджмента

     Структура системы производственного менеджмента (СПМ) должна максимально отвечать требованиям научных подходов менеджмента. Предлагается следующая структура системы.

     К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования фирмы (организации, предприятия), относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы.

     К компонентам “входа” системы менеджмента относятся методические, нормативные, проектно-конструкторские и другие документы, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, информация.

     На “выходе” системы менеджмента — выпускаемый товар (выполняемая услуга) соответствующего количества, качества, ресурсоемкости, поставленный в установленные сроки.

     К компонентам “обратной связи” системы менеджмента относятся требования, рекламации, новая информация потребителей товара фирмы, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.

     При отработке системы менеджмента сначала следует на основе маркетинговых исследований конкретизировать “выход”, затем проанализировать качество “внешней среды” и “входа” и в последнюю очередь обеспечить качество “процесса” в системе менеджмента по ее четырем подсистемам на уровне качества “входа”.

 

 

Содержание целевой  подсистемы СПМ

     Компонентами целевой подсистемы являются: повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; ресурсосбережение; расширение рынка сбыта; организационно-техническое развитие производства; социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды. Первые три компонента (подцели) напрямую и сразу оказывают влияние на массу прибыли фирмы, например, чем выше качество товара, тем выше его цена, чем больше программа выпуска, тем меньше себестоимость товара и больше масса прибыли.

     Последние два компонента на массу прибыли оказывают влияние как напрямую (например, чем выше организационный уровень производства, тем устойчивее функционирует предприятие и больше объем продаж), так и косвенно, в перспективе (например, чем больше инвестиций будет вложено в социальное развитие коллектива, тем выше будет его профессиональный уровень, меньше потерь рабочего времени, ниже текучесть кадров и т.д., что в конечном счете положительно отразится на стабильности и качестве работы предприятия).

     В целом реализация всех пяти компонентов целевой подсистемы стратегически и тактически оказывает положительное влияние на достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров и выполняемых услуг.

Содержание обеспечивающей подсистемы СПМ

Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов:

а)методическое обеспечение. Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного, федерального (государственного), муниципального (республиканского, регионального), либо фирменного уровня.

б) цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:

-своевременное обеспечение потребителей предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

-улучшение использования ресурсов — повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.

в)информационное обеспечение системы менеджмента — одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация.

    Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников предприятия.

     Руководитель 50–90 % всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

г)правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) уровне. К этим актам относятся федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.

Содержание функциональной подсистемы СПМ

Функциональная подсистема состоит из следующих компонентов:

а)маркетинг – концепция ориентации любой деятельности на потребителя; первая стадия жизненного цикла объекта; первая функция производственного менеджмента. Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.

б)планирование представляет собой постановку проблемы, прогнозирование, определение целей, разработку стратегии их выполнение, определение условий и средств достижения цели. В процессе планирования принимаются решения. Потом создаются условия для его выполнения, и система начинает функционировать.

в)организация процессов. Процессы следует различать управленческие и производственные.

    Управленческий процесс — совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы.

    Производственный процесс представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление то¬вара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки.

г)контроль предполагает наблюдение за ходом достижения поставленных целей, проверку выполнения управленческих решений и оценку их последствий.

д)мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей предприятия и личных целей.

е)регулирование — функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, и принятию мер по доведению параметров системы менеджмента до требований внешней среды.

    Регулирование позволяет выявить проблемы, требующие новых управленческих решений, новых организационных структур. Последствия этих решений вновь будут регулироваться, контролироваться.

Содержание управляющей  подсистемы СПМ

а)управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей предприятия.

б)социология и психология менеджмента. На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, решение, которого позволит повысить эффективность управления персоналом.

в)под технологией разработки управленческих решений понимается совокупность последовательно выполняемых процессов, процедур, операций, направленных на решение проблемной ситуации. Эффективная реализация управленческих решений требует осуществления всего процесса управления, его организующей, мотивационной и контролирующей функций в особенности.

г)анализ в принятии решений. В основе принятия рационального решения проблемы лежит объективный и многосторонний анализ условий, в которых предприятие действует в каждый период времени, а также тенденции, которые будут иметь место в дальнейшем. Этот анализ протекает по этапам от начала возникновения проблемы до полного устранения и получения позитивного результата.

д)прогнозирование в принятии решений. Прогнозирование как совокупность гипотез, сценариев и моделей экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, что позволяет изучить разнообразные альтернативные способы дальнейших действий и избрать лучшие из них.

Внешняя среда  СПМ

    Макросреда характеризуется различными сферами развития страны. К этим сферам относятся международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, научно-техническая, культурная. В свою очередь каждая сфера определяется рядом факторов (показателей), прямо или косвенно влияющих на эффективность функционирования фирмы.

     Инфраструктура региона, где территориально расположено предприятия, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем основные отрасли инфраструктуры региона, так же, как и макросреда, оказывают влияние на работу фирмы косвенно.

    К факторам микросреды относятся следующие:

-конкуренты;

-контактные аудитории;

-маркетинговые посредники;

-законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Стратегические решения в производственном менеджменте

   Стратегии производственного менеджмента включают в себя:

1) стратегию товара, определяющую  выбор новых товаров и модернизацию  уже производящихся. Эта стратегия  неразрывно связана с анализом  жизненного цикла товаров, с  проведением маркетинговых исследований;

2)стратегию процесса, определяющую выбор способов производства отобранных товаров, обоснование производственной мощности и ее резервирования.

     Под способом производства здесь понимается совокупность средств производства, технологий изготовления и методов организации и управления производством. В первую очередь эти составляющие находятся под влиянием масштаба производства нового товара, повторяемости и устойчивости его выпуска, которые также определяются в ходе маркетинговых исследований.

     Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции за определенный период времени в заданной номенклатуре и количественных соотношениях при полном использовании производственного оборудования и площадей. Производственная мощность измеряется в натуральных и стоимостных показателях;

З) стратегию размещения. Решения, связанные с размещением  организации, ее подразделений и  оборудование внутри организации относятся  к стратегическим решениям (рис 4).

4) стратегию организации  производства, определяющую организационную  структуру нового или реконструируемого  предприятия, выбор форм и методов  организации работ внутри предприятия,  построение рабочих центров и  обеспечение их ресурсами. Стратегии  производственных процессов всегда  имеют долгосрочный характер  и связаны со значительными  инвестициями. Поэтому они носят в организации устойчивый характер и имеют решающее значение для обеспечения ее конкурентоспособности, в значительной степени предопределяя качество производимых товаров, уровень цен на них и гибкость реакции организации на изменения требований рынка;

5)стратегию обслуживания производства, определяющую формы организации и методы технического, транспортного и складского обслуживания предприятия;

б)стратегию качества, приобретающую в последнее время все большее значение ввиду тех кардинальных изменений, которые происходят в бизнесе.

     Помимо стратегических, в производственном менеджменте выделяют тактические и оперативные управленческие решения. К тактическим относятся: разработка производственной программы, распределение программы по исполнителям, управление запасами, организация поточных производств. К оперативным – расчет календарно плановых нормативов, составление расписаний, составление сменно-суточных заданий, диспетчирование производства.

     Главной целью любого предприятия является выпуск конкурентоспособного товара.

 

 

 

 

 

 

Заключение

     На сегодняшний день в обстановке всеобщей конкуренции очень важное значение имеет эффективный менеджмент. Более чем когда либо, нынешние руководители должны заботиться о производстве и о том, чтобы их организация работала как можно эффективнее и производительнее, чем ее конкурент.

     Руководителю предприятия необходимо регулярно изучать достижения в области проектирования и развития производственных структур; оптимизации количественных и размера производственных подразделений предприятия; обеспечение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями; обеспечении конструктивной однородности выпускаемой продукции; рациональной планировки подразделений и генерального плана предприятия, повышения уровня автоматизации производства.

                                           

Информация о работе Стратегические решения в производственном менеджменте