Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 02:15, реферат
Задачи реализации экономической политики предпринимательских структур требуют внедрения эффективного управленческого инструментария, соответствующего специфике развивающегося рынка. Важнейшими элементами такого инструментария являются системы контроллинга и мониторинга, все чаще используемые в хозяйственной практике.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Стратегический контроллинг и его инструментарий….....………..………4-9
2. Стратегический мониторинг………………………………….……………9-13
Заключение………………………………………………………………….……14
Список литературы…………………………………………………..………..…15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Стратегический
контроллинг и его инструментарий….....………..………4-
2. Стратегический
мониторинг………………………………….……………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Современное видение перспектив общественного развития Российской Федерации, экономического возрождения ее городов и регионов предусматривает активизацию предпринимательской деятельности в различных отраслях и хозяйственных сферах, на межотраслевом, межрегиональном и международном уровне, которая должна создавать условия для решения сложных проблем. Применительно к сфере предпринимательства выделяется ряд предметных направлений, нуждающихся в научно-методологическом переосмыслении, методическом и операционном совершенствовании. Особую значимость приобретают методические аспекты формирования и реализации экономической политики предпринимательства, так как именно политика реально функционирующих бизнес-субъектов является носителем стратегических инициатив, инновационности, мобильности и адаптивности, свойственных предпринимательству.
Задачи реализации экономической политики предпринимательских структур требуют внедрения эффективного управленческого инструментария, соответствующего специфике развивающегося рынка. Важнейшими элементами такого инструментария являются системы контроллинга и мониторинга, все чаще используемые в хозяйственной практике.
1. Стратегический контроллинг и его инструментарий
Под контроллингом следует понимать методологию управления, включающую решение задач планирования, мониторинга, получения отчетности, прогнозов и рекомендаций, а также информирование о состоянии и тенденциях деятельности предпринимательской структуры (фирмы), ее стратегических и промежуточных результатах.
При реализации экономической политики фирмы контроллинг выполняет функции учета, поддержки процесса планирования, контроля за реализацией планов, а также информационно-аналитического обеспечения контролирующей составляющей предпринимательской деятельности, а в более общем виде и всех других ее составляющих.
Анализ представленных функций позволяет утверждать, что контроллинг играет роль:
· сигнализатора о состоянии предпринимательской структуры (в этом случае он — индикатор);
· средства выявления различных аспектов закономерностей функционирования и развития фирмы (в этом случае речь идет об идентификационной роли);
· процедуры выявления причинно-следственных связей и причин (здесь он — обобщенный оператор имплицирования);
· ситуационного позиционирования, которое позволяет обобщить опыт управленческого поведения.
Контроллинг есть система управления, ориентированная на достижение комплексных целей фирмы. Цели, как известно, подразделяются на стратегические, тактические и оперативные. Поэтому и в системе контроллинга следует выделить три его вида - стратегический, тактический, оперативный.
Оперативныйконтроллинг представляет собой систему интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля для достижения прибыльности в краткосрочной перспективе. Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей фирмы, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения "затраты - объем - прибыль". В отличие от стратегического, оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей, поэтому перечень его подконтрольных показателей детализирован и формируется в режиме реального времени. Информационной основой для оперативногоконтроллинга является управленческий учет. Оперативный управленческий учет – это отражение всей финансово-хозяйственной деятельности организации с аналитической детализацией хозяйственных операций. Специфика управленческого учета состоит в том, что он ориентирован на информационные потребности руководителей фирмы и подразделений, на поддержку процессов принятия управленческих решений. Владея информацией, руководитель может осуществлять функции мониторинга финансово-хозяйственной деятельности фирмы: отслеживать реально протекающие процессы; осуществлять оперативный анализ результатов работы организации за короткие промежутки времени; разрабатывать рекомендации по корректировке экономического поведения организации.
Стратегическийконтроллинг призван обеспечивать поэтапное развитие предпринимательской структуры для достижения долгосрочного устойчивого преимущества в конкурентных позициях, увеличения занимаемой рыночной доли, расширения рыночных перспектив.
Основными направлениями анализа, осуществляемого в рамках стратегического контроллинга, являются: анализ внешней и внутренней среды, анализ конкуренции, анализ ключевых факторов успеха, формирование портфеля стратегий, анализ стратегических планов и подконтрольных показателей деятельности; анализ цепочек ценностей, анализ стратегического позиционирования, а также анализ затратообразующих факторов.
Следует иметь в виду, что стратегический контроллинг всегда ориентирован на долгосрочные перспективы, а его объектами (контролируемыми величинами) являются такие показатели как: цели, стратегии, потенциалы и факторы успеха, сильные и слабые стороны фирмы, шансы и риски, рубежи и последствия.
К функциям стратегическогоконтроллинга можно отнести:
1. стратегическое планирование, обеспечивающее продолжительное, успешное функционирование фирмы;
2. стратегический
контроль, сопровождающий и
3. стратегическое информационное обеспечение, обнаруживающее будущие тенденции как в окружающем фирму мире, так и внутри фирмы.
Для реализации этих функций предлагается использовать инструменты контроллинга, под которыми понимают способы, конкретные алгоритмы управления предпринимательской структурой, применяемые для достижения целей стратегического, тактического и оперативного уровней.
Эффективный инструментарий контроллинга включает в себя:
· портфельный анализ (Позволяет внедрить или улучшить стратегическое планирование на фирме, состоит в позиционировании стратегических полей деятельности фирмы в матрице по координатам, характеризующим рынок и фирму как участника этого рынка, например, матрица Бостонской консультационной группы (БКГ) и матрица Мак-Кинзи.);
· кривая жизненного цикла продукта (Рассматриваются стадии жизненного цикла продукта (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) и оценивается соотношение между скоростью разработки продукта, шансами на получение прибыли и инвестициями, балансируется программа разработки продуктов, их производство и реализация.);
· SWOT-анализ (Используется для диагностики финансово-хозяйственной деятельности предпринимательской структуры при анализе ее стратегической позиции путем выявления критических факторов успеха, инвестируя в которые можно разработать и осуществить стратегию, позволяющую фирме занять лидирующее положение на рынке.);
· GAP-анализ или анализ стратегических "люков" (Устанавливает отклонения между желаемым развитием фирмы и ожидаемым и предполагает количественную оценку показателей деятельности фирмы (прибыль, рентабельность, оборот и др.). Отклонение целевой величины от ожидаемого развития и называют стратегическим "люком". Если его вовремя не "закрыть", например, путем поиска стратегий выпуска продуктов и развития рынков, то фирма не может гарантировать свое существование в долгосрочной перспективе.);
· прогнозирование (Особый вид предвидения развития фирмы, дающий наименее гарантированные результаты.Прогнозирование одновременно предшествует планированию и является его составной частью.);
· анализ предпринимательского потенциала (Требует определения показателей (критериев), необходимых фирме для укрепления своей конкурентоспособности на рынке, и их оценки по определенной на основе шкале сравнения самой фирмы и лидера рынка.);
· конкурентный анализ (модель М.Портера) (Проводится в два этапа: 1) определение главных конкурентных сил в отрасли (возможность появления новых конкурентов; угроза со стороны товаров-заменителей; действия конкурентов, закрепившихся на отраслевом рынке; влияние поставщиков; влияние потребителей) и 2) формулирование конкурентных стратегий (преимущество в издержках; дифференциация – создание продукта с уникальными свойствами; фокусирование – сосредоточение внимания, инвестиций на особой группе покупателей, определенной группе товаров, географическом секторе рынка и т.п.).
Координируя,
интегрируя и направляя
Анализ функций контроллинга показывает, что он не ограничивается осуществлением внутреннего контроля деятельности фирмы и ее операций, но является эффективной координирующей системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, анализом деятельности, планированием и внутренним контролем предпринимательской деятельности. Последовательность этапов построения системы контроллинга фирмы (рис. 1) включает:
Рис. 1 Последовательность этапов формирования мониторинга и контроллинга в процессе реализации экономической политики предпринимательских структур
1. определение объекта контроллинга;
2. определение видов и сферы контроллинга;
3. формирование системы приоритетов контролирующих показателей;
4. разработка системы количественных стандартов контроля;
5. построение системы мониторинга показателей, включаемых в контроллинг;
6. формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений.
2. Стратегический мониторинг
Система мониторинга показателей, включаемых в контроллинг, которую часто называют "следящая система", составляет основу контроллинга, самую активную часть его механизма. Это механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.
Построение системы мониторинга контролируемых показателей охватывает следующие основные виды работ:
1. Построение
системы информативных
2. Разработка системы обобщающих аналитических показателей, отражающих фактические результаты достижения ранее предусмотренных количественных стандартов контроля, которая обеспечивает полную сопоставимость установленных стандартов и контролируемых аналитических показателей, использует алгоритмы их расчета на базе первичной информационной базы и методов анализа.
3. Определение показателей и структуры форм отчетов исполнителей, формирующих систему носителей контрольных показателей, которые содержат следующую информацию:
· фактическое значение контролируемого показателя;
· размер отклонения контролируемого показателя от предусмотренного;
· "разложение" размера отклонения в соответствии со структурой детерминирующих факторов;
· выявление причин отклонений по интегрированным и частным показателям;
· выявление лиц или структурных подразделений, деятельность которых вызывает отклонение анализируемых показателей;
· установление соответствия между контрольным отчетом и планом (бюджетом).
4. Определение контрольных периодов по каждому виду контроллинга и каждой группе показателей.
5. Установление
размеров отклонений
6. Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных пределов проводится по фирме в целом и по отдельным "центрам ответственности".