Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 05:29, курсовая работа
Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде. Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Введение 2
1. Исходные данные 2
1.1. Краткая характеристика ОАО «Роснефть» 2
1.2. Миссия и стратегические цели ОАО «Роснефть» 3
2. Анализ внешней среды ОАО «Роснефть». 4
2.1. PEST - анализ ОАО «Роснефть» 4
Анализ отрасли 9
3. Анализ внутренней среды ОАО НК «Роснефть» 12
3.1. Функциональные зоны ОАО НК «Роснефть» 12
3.2. Матрица БКГ для ОАО НК «Роснефть» 17
3.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО НК «Роснефть» 17
3.4. SWOT-анализ ОАО НК «Роснефть» 18
4. Выбор стратегии развития ОАО НК «Роснефть» 19
Заключение. 19
По состоянию на 31.12.2011 списочная численность персонала НК «Роснефть» и ее дочерних обществ составляла 168,4 тыс. человек.
В 2011 г. численность персонала Компании увеличилась на 519 человек по сравнению с концом 2010 г. в связи с развитием шельфовых проектов и расширением блока капитального строительства по причине реализации программы модернизации НПЗ. Средний возраст сотрудников Компании составлял 40 лет. Руководящие должности занимали 19,5тыс.сотрудников.
Компания применяет новейшие технологии и современные методы производства для создания безопасной и здоровой рабочей среды для своих сотрудников, сведения к минимуму риска аварийных ситуаций и несчастных случаев.
В области охраны труда, промышленной безопасности и защиты окружающей среды Компания определила следующие основные цели:
•постоянное улучшение состояния промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды;
• создание здоровых и безопасных условий труда за счет достижения уровня производственных процессов, соответствующего современному состоянию техники и достижениям науки;
• последовательное снижение показателей производственного травматизма, аварийности и негативного воздействия на окружающую среду;
• совершенствование промышленной и эко- логической безопасности производственных объектов до уровня, соответствующего лучшим показателям нефтяных компаний мира;
• совершенствование Интегрированной системы управления в области промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды;
• обеспечение минимального уровня неблагоприятного воздействия вновь вводимых объектов на окружающую среду и персонал.
К анализу внутренней среды также относят портфельный анализ организации. Наиболее распространенным методами портфельного анализа являются матричные методы. Одна из таких матриц – Матрица Бостонской Консультативной Группы (Матрица БКГ). Она предназначена для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке.
Таблица 17. Исходные данные для построения Матрицы БКГ
Вид продукции |
| Объем продаж ОАО «Роснефть», тыс. тонн. |
| Объем продаж ОАО «Газпром нефть», тыс. тонн. |
| Емкость (размер) рынка, тыс. тонн. |
| Темп роста рынка, % |
| Относительная доля рынка |
| Доля рынка, % |
1.Производство масел |
| 559 |
| 334 |
| 3530 |
| 108 |
| 1,673653 |
| 15,8357 |
2.Производство дизельного |
| 9350 |
| 10688 |
| 55576 |
| 103,9 |
| 0,874813 |
| 16,8238 |
3.Производство бензина |
| 6554 |
| 9686 |
| 33455 |
| 104,7 |
| 0,676647 |
| 19,5905 |
4.Производство бункерного топлива |
| 1161 |
| 1406 |
| 5500 |
| 104 |
| 0,825747 |
| 21,1091 |
5.Производство сжиженных |
| 370 |
| 1368 |
| 7653 |
| 103,6 |
| 0,270468 |
| 04,8347 |
6.Производство мазута |
| 13750 |
| 6346 |
| 42040 |
| 101,9 |
| 2,166719 |
| 32,7069 |
Большинство видов продукции относится к «трудным детям». Темпы роста высоки, но низка доля рынка. Данная продукция требует существенной финансовой поддержки, чтобы иметь возможность перейти в статус товаров – «звезд».
Один вид продукции (масла) имеет статус «звезды». Он имеет достаточно высокую долю рынка, но для обеспечения высокого темпа роста данная продукция требует значительных инвестиций.
И один вид продукции (мазут) имеет статус «дойной коровы». Деятельность по производству мазута необходимо максимально контролировать. Средства от продаж данной продукции можно направлять на развитие «трудных детей» (различных видов топлива, бензина и газа).
Сильные стороны:
1. Размер и качество ресурсной базы;
2. Наличие собственных экспортных терминалов;
3. Высокий
уровень прозрачности и
4. Постоянное освоение новых месторождений;
5. Государственная поддержка;
6. Высокая
степень вертикальной
Слабые стороны:
1.Высокий уровень капиталовложений
2.Контроль
государства ограничивает
3. Высокая долговая нагрузка.
Таблица 18. Сильные и слабые стороны ОАО НК «Роснефть»
№ п/п |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. |
| Размер и качество ресурсной базы |
| Высокий уровень |
2. |
| Наличие собственных |
| Контроль государства |
3. |
| Высокий уровень прозрачности и корпоративного управления |
| Высокая долговая нагрузка. |
4. |
| Постоянное освоение новых |
| |
5. |
| Государственная поддержка |
| |
6. |
| Высокая степень вертикальной интеграции нефтяного бизнеса. |
Таблица 19. Матрица SWOT
| Возможности |
Угрозы | |
Сильные стороны |
Сила/Возможности |
Сила/Угрозы |
Слабые стороны |
Слабость/Возможности |
Слабость/Угрозы |
Стратегии (по Таблице 19):
Сила/Возможности:
1. Наращивание добычи в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также на шельфе южных морей России;
2. Наращивание добычи нефти на Ванкорском месторождении;
3. Расширение
и модернизация экспортных
Сила/Угрозы:
1. Создание
новых крупных центров
2. Развитие
новых перспек-тивных
3. Приобретение
участков в перспективных
4. Работа
по повышению операционно-
Слабость/Возможности:
1. Увеличение объемов реализации собственной продукции напрямую конечному потребителю, активное развитие розничной сбытовой сети и разработка новых проектов для снижения долговой нагрузки;
2. Изменение структуры капитала в пользу частных инвестиций.
Слабость/Угрозы:
1. Избежание повышения долговой нагрузки;
2. Поиск
и освоение новых
Исходя из проведенных анализов, и в частности стратегий, представленных под Таблицей 19, можно вывести общую стратегию деятельности ОАО «Роснефть».
Общая стратегия:
* Укрепить свое положение
среди ведущих мировых
* Расширение, оптимизация и модернизация сети АЗС для максимизации эффекта вертикальной интеграции.
* Развитие новых видов бизнеса – бункеровки и авиазаправочного бизнеса.
Переход на производство
экологически чистого
* Устойчивый рост добычи нефти. В краткосрочной и среднесрочной перспективе рост добычи связан в первую очередь с месторождениями в Восточной Сибири. Западная Сибирь и Центральная Россия, остаются базисными в среднесрочной перспективе, обладая высоким потенциалом. Долгосрочный рост добычи «Роснефти» связан с активами в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также на шельфе южных морей России.
* Монетизация запасов газа.
Основой роста добычи может
стать Харампурское
* Развитие сектора переработки
и сбыта. Обеспечение устойчивого
роста как количественных, так
и качественных показателей, а
также соблюдение современных
требований к производимой
* постоянное совершенствование
корпоративной системы
* увеличение производства
продукции с высокой
В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
- сформулирована миссия и
дана характеристика ОАО «Роснефть», сформулированы миссия и цели компании, построена организационная структура управления.
- проведен анализ
проведеныPEST-анализ, анализ возможностей и угроз, отраслевой анализ (дана характеристика отрасли, проведен анализ конкурентов в отрасли М. Портера, охарактеризованы перспективы развития, проведен анализ ближайших конкурентов, определены ключевые факторы успеха).
- проведен анализ внутренней среды организации и сформирована матрицу SWOT;
приведены основные показатели деятельности организации, построена Матрица БКГ, проведены анализ сильных и слабых сторон и SWOT анализ ОАО «Роснефть».
- сформулированы возможные
По результатам SWOT анализа были выявлены стратегии развития компании, на основе которых сформулирована общая стратегия деятельности ОАО «Роснефть».
Таким образом, достигнута поставленная цель курсовой работы – разработать стратегию развития ОАО «Роснефть», которая позволит ему вести успешную деятельность в условиях конкурентной борьбы.