Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:38, курсовая работа
Принципы и тенденции стратегического управления.
Содержание стратегического менеджмента:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Введение.
1. Определение стратегии.
2. Стратегические решения.
3. Принципы и тенденции стратегического управления.
4. основные составляющие стратегического менеджмента.
5. Стратегия и ресурсы.
6. Методы технологии обработки информации.
Заключение
Список используемой литературы.
Введение.
1. Определение стратегии.
2. Стратегические решения.
3. Принципы и тенденции стратегического управления.
4. основные составляющие стратегического менеджмента.
5. Стратегия и ресурсы.
6. Методы технологии обработки информации.
Заключение
Список используемой литературы.
Введение.
Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.
Стратегический менеджмент
– это процесс, посредством которого
менеджеры устанавливают
Можно подойти к определению стратегического менеджмента, определив сначала понятие стратегия. Единого определения стратегии тоже не существует, хотя история этого понятия длиннее, чем понятия «стратегический менеджмент». Оно широко используется в теории игр и было дано в книге Фон Неймана и Моргенштерна по теории игр в следующем виде: стратегия – это полный план, указывающий какие выборы (ходы) будет делать игрок в каждой возможной ситуации.
Позднее, делались различные попытки дать определение стратегии в контексте вопросов стратегического менеджмента. Сформулируем некоторые из них.Стратегия – это унифицированный, интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении целей предприятия.Стратегия – это модель (образец поведения) в потоке будущих действий или решений.В более ранних определениях акцент делался на формулировании миссии и целей организации. Миссия представляет собой формулировку долгосрочного видения смысла организации и выражение сути ее деятельности. Цели в свою очередь дают более конкретное и детальное представление о предполагаемом развитии организации в той или иной сфере ее деятельности. Стратегия – это выражение пути достижения целей и, наконец, тактика – это конкретные планы действий.Позднее сформировался взгляд на стратегический менеджмент как на процесс оценки сильных и слабых сторон организации, рыночных внешних возможностей и угроз и формирования на их основе пути достижения устойчивой конкурентоспособности компании.
В одной из последних книг
по стратегическому менеджменту
вводится следующее определение:
В этом определении специального пояснения требует термин «результаты хозяйственной деятельности». В англоязычной литературе используется выражение «organizational performance», которое очень часто и переводят как термин «результаты хозяйственной деятельности». Прямое же значение слова «performance» - исполнение. В том смысле как это, например, применяется в спорте, когда говорят об исполнении прыжка или упражнения. В театре можно говорить об исполнении балета, пьесы или отдельного танца. Именно в этом смысле употребляется слово «performance» - как исполнение организацией своей миссии или роли на рынке. Англоязычный термин намного шире, чем его русский перевод «результаты хозяйственной деятельности». Поэтому предыдущее определение можно было бы переформулировать следующим образом.
Стратегия – это модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющая организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ.
2. Стратегические решения.
Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа – портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная. Выделяются соответственно и три уровня стратегических решений.Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Исторически бизнес был однопродуктовым, затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым (многопрофильным) предприятием. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; изменение организационной структуры корпорации; выработку единой стратегической ориентации подразделений.Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их – обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д.Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д. Их цель – рациональное распределение ресурсов отдела (службы), а также поиск эффективного поведения в рамках заданной функции. Считается, что независимое формирование функциональных стратегий – неподнятая целина менеджмента, где скрыты огромные резервы эффективности.Корпоративная стратегия на предприятиях с одним видом деятельности будет совпадать с бизнес-стратегией. В свою очередь иерархическая структура управления предполагает, что корпоративная стратегия состоит из ряда бизнес- и функциональных стратегий. Кроме того, стратегия высшего иерархического уровня выступает в качестве целей на более низком уровне.
Философия современного стратегического
менеджмента (в отличие от технократического
рационализма) основана на системном
и ситуационном подходах. Деловая
организация рассматривается
3. Принципы и
тенденции стратегического
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;
- определение нормативов
поведения и политик фирмы
в отдельных сферах ее
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных российских условиях.
1. Разделение управления
имуществом (функция собственника)
и производством (компетенция
директора, правления,
2. Основой стратегии предприятия
становится планирование
Оценка эффективности производства в конечном счете характеризует результативность конкретных проектов и управления предприятием в целом.
Она включает четыре основных этапа:
1) исчисление производственных расходов;
2) определение требуемых инвестиций (капиталовложений);
3) прогнозирование ежегодных
доходов с учетом износа
4) определение срока окупаемости
капиталовложений и его
3. Разделение функций
стратегического и
4. Многообразие стратегий управления в зависимости от рыночных позиций фирмы и сфер деятельности, где она может рассчитывать на успех.
5. Организация сотрудничества
крупного и малого бизнеса. 80-е
годы XX века стали во всем мире
периодом возрождения малого
бизнеса. Стратегический
4. Основные составляющие стратегического менеджмента.
Рассмотрим основные этапы стратегического менеджмента.
Стратегический анализ требует
четкого понимания со стороны
руководства того, на какой стадии
развития находится предприятие, прежде
чем решать, куда двигаться дальше.
Для этого необходима эффективная
информационная система, обеспечивающая
данными для анализа прошлых,
настоящих и будущих ситуаций.
Хорошо проведенная бизнес-
Рыночные цели (или внешние программные цели): в области маркетинга и Public Relations, например:
- объем продаж в натуральном и в стоимостном выражении;
- число клиентов;
- доля рынка.
Производственные цели (внутренние программные цели) являются следствием рыночных. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (за исключением организационных ресурсов), например:
- обеспечить определенный объем производства (объем производства = объем продаж - существующие запасы + планируемые запасы);
- построить цех (объем капитального строительства);
- разработать новую технологию (проведение НИР и ОКР).
Организационные цели – все, что касается управления, структуры и персонала организации, например:
- принять на работу трех маркетологов;
- довести средний уровень
зарплаты сотрудников до
- внедрить систему управления проектами.
Финансовые цели – увязывают между собой все цели в стоимостном выражении:
- чистый объем продаж (из «рыночных целей»);
- величина издержек (из
«производственных» и «
- валовая и чистая прибыль;
- рентабельность продаж и т.п.
Можно устанавливать цели и в другом порядке: от финансовых – к рыночным и производственным.
На наш взгляд, данная классификация отличается простотой понятийного аппарата. Кроме того, она обеспечивает связность целей, так как последние логически вытекают друг из друга (из рыночных – производственные, затем организационные и финансовые).