Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение сущности стратегического планирования, его структуры, задачи и функции, а так же рассмотрение предприятия, для которого применены теоретические основы стратегического планирования, сделать анализ предприятия и выбрать стратегию развития.
Объектом исследования данной работы является предприятия ООО «Брянское СРП ВОГ».
Предмет изучения – процесс стратегического планирования на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. 4
1.1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН. 4
1.2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 7
1.3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 16
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «БРЯНСКОЕ СРП ВОГ». 18
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БРЯНСКОЕ СРП ВОГ». 18
2.2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООО «БРЯНСКОЕ СРП ВОГ». 19
2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЮ ООО «БРЯНСКОЕ СРП ВОГ». 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
Список литературы: 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Стратегическое планирование в менеджменте.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет первого  Президента России Б.Н.Ельцина»

Кафедра «Управление внешнеэкономической  деятельностью предприятий»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

на тему:

“Стратегическое планирование”

 

 

 

 

 

 

Преподаватель         

Студент       

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2010г.

Содержание:

 

 

 

Введение.

Необходимость  развития предприятий в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих органы управления заниматься разработкой стратегических задач, а стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей[1].

Стратегическое  планирование представляет собой процесс, который обеспечивает основу для управления членами организации и для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени.

Стратегическое  планирование может дать качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе. 

Целью настоящей  работы является рассмотрение сущности стратегического планирования, его структуры, задачи и функции, а так же рассмотрение предприятия, для которого применены теоретические основы стратегического планирования, сделать анализ предприятия и выбрать стратегию развития.

Объектом исследования данной работы является предприятия  ООО «Брянское СРП ВОГ».

Предмет изучения – процесс стратегического планирования на предприятии.

 

Глава 1. Стратегическое планирование в менеджменте.

    1. Понятие стратегического планирования. Стратегический план.

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Стратегическое  планирование – представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегическое  планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь  определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Так же как автомобиль с великолепной конструкцией двигателя не сможет двигаться, если он заправлен бензином низкого качества, так и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Стратегическое  управление – вид управления, который направлен на развитие потенциала предприятия. Оно неизбежно нацелено на изменения. Поскольку речь идет о росте потенциала, вряд ли можно представить себе, что стратегическое управление будет стремиться к сохранению существующего положения.

Стратегический  план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия  может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. На большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши может не быть. В то время как глава корпорации, возможно, пожелает иметь частный реактивный самолет, особняки на обоих побережьях, роскошные кабинеты и тому подобное, насущным интересам организации эти привилегии наилучшим образом служить не могут.

Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический  план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет  ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Формулирование  стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему. Составление стратегических планов для всей организации является, в первую очередь, обязанностью высшего руководства. Руководители среднего и низшего звена участвуют в этой работе, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь. В крупных организациях, занимающихся сложным формальным стратегическим планированием, руководство почти всегда оформляет планы в письменном виде; могут существовать тысячи письменных документов, относящихся к планированию.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

 

    1. Процесс стратегического планирования.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области  хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.

Стратегическое  планирование можно рассматривать  как динамическую совокупность шести  взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.

Процесс стратегического  планирования включает:

• определение  миссии предприятия;

• формулирование целей и задач функционирования предприятия;

• оценку и анализ внешней среды;

• оценка текущего состояния организации;

• разработку и  анализ стратегических альтернатив;

• выбор стратегии.

Определение миссии предприятия.

Этот процесс  состоит в установлении смысла существования  фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

Основная общая  цель организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Значение  миссии. Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать  следующее:

1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя среда  по отношению к фирме, которая  определяет рабочие принципы  фирмы.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

Формулирование  целей и задач функционирования предприятия.

Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются  на основе общей миссии организации  и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик – они должны быть конкретными и измеримыми, с ориентацией во времени, достижимыми.

Цели, в отличие  от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере, четыре типа целей:

• количественные цели;

• качественные цели;

• стратегические цели;

• тактические  цели.

Цели для  нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.

Оценка и анализ внешней среды.

Анализ среды  обычно считается исходным процессом  стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

После установления своей миссии и целей руководство  должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней  среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

1. Оценить изменения,  которые воздействуют на разные  аспекты текущей стратегии.

2. Определить, какие  факторы представляют угрозу  для текущей стратегии фирмы.  Контроль деятельности конкурентов  позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам.

3. Определить, какие  факторы представляют больше  возможностей для достижения  общефирменных целей путем корректировки  плана. 

Анализ  внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Анализ внешней  среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для  прогнозирования возможностей, время  для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1. Где сейчас  находится организация?

2. Где, по  мнению высшего руководства, должна  находиться организация в будущем?

3. Что должно  сделать руководство, чтобы организация  переместилась из того положения,  в котором находится сейчас, в  то положение, где ее хочет  видеть руководство?

Угрозы и  возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь областей:

  • экономические факторы;
  • политические факторы;
  • рыночные факторы;
  • технологические факторы;
  • международные факторы;
  • факторы конкуренции;
  • факторы социального поведения;

Информация о работе Стратегическое планирование