Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:02, курсовая работа
Цель данного исследования - изучение влияния стресса на профессиональную деятельность руководителя.
Объектом исследования являются руководители различных управлений.
Предмет исследования: профессиональный стресс в работе руководителя.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА…………...5
Виды и формы проявления стресса…………………………………….....5
Общая характеристика профессионального стресса……………….…..10
Симптомы стресса у руководителя……………………………………...13
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………………………17
2.1. Исследование влияния стресса на профессиональную деятельность руководителя……………………………………………………………………..17
2.2. Разработка рекомендаций по профилактике стресса……………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..……...26
Повышенное стрессовое состояние влияет на результативность и отношение к работе руководителя. Об этом свидетельствуют данные второго теста «Психическое выгорание»
Высокий уровень психического
выгорания наблюдается по шкале
«редукция личных достижений» (32% - высокая
степень и 48% - средняя), что сказывается
на появлении негативного
бы укрыться от необходимости саморазвития.
По шкале «Деперсонализация»
результаты оказались более
Эмоциональное истощение,
проявляющееся в сниженном
Избавиться от повышенной
чувствительности к стрессовой ситуации
и мобилизовать свои силы для эффективной
работы можно за счет уменьшения количества
стрессоров (например, можно снизить
нагрузки, уменьшить употребление кофеин
- содержащих напитков и т.п.), или
же благодаря повышению
Одним из лучших способов борьбы со стрессом является изменение отношения к событиям, вызывающим стресс.
Нижеприведенные рекомендации показывают, как это делается на практике.
Стресс часто сопровождается слишком сильными эмоциями. Обычно это эмоции тревожного или агрессивного ряда: страх, паника, гнев, раздражение и др. Что делать, если «эмоциональные бури» становятся слишком частыми, если эмоции дезорганизуют, делают поведение неуправляемым, мешают действовать разумно?
Попытки справиться с эмоцией в моменты ее максимального развития заранее обречены на провал. Когда эмоция уже возникла и полностью охватила человека, внимание фиксируется на испытываемых чувствах и их физиологических проявлениях, сознание сужается, а способность продуктивно мыслить временно блокируется.
Поэтому лучшее, что можно сделать при чрезмерно сильных эмоциях — это отвлечься на что-нибудь нейтральное или просто дать себе время переждать это «стихийное бедствие».
Но уменьшить частоту таких эпизодов, научиться предотвращать их — можно и нужно! И помочь в этом могут различные методы когнитивно -
поведенческой психотерапии.
Дело в том, что по своей сути подобные эмоциональные проявления представляют собой рефлекторную (приобретенную, выработанную) реакцию на происходящее. Иными словами, повторяющиеся приступы чрезмерных эмоций являются своеобразной «вредной привычкой».
А самым прямым (и эффективным!)
путем преодоления
Именно этот механизм используют
многие методы поведенческой психотерапии:
метод прогрессивной нервно-
Вот еще один из возможных алгоритмов работы с чрезмерными эмоциями:
либо группы мышц, определённое положение рук и т.п.
Когда новые привычки будут включаться автоматически в любой ситуации, способной вызвать слишком сильные эмоции, проблема с неконтролируемыми эмоциями будет решена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры.
В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести факторы информационной нагрузки; информационной неопределенности; ответственности; фактор дефицита времени; межличностных конфликтов; факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов; фактор полифокусности управленческой деятельности;
В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее, компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором. И важную роль для сохранения высоких показателей психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках играет стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость - это сопротивляемость человека стрессовым воздействиям. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности деятельности при стрессовом усложнении условий.
Эмоциональная устойчивость значимо возрастает в зависимости от управленческого стажа. В ходе профессионализации происходит как бы повышение порога эмоциональной возбудимости, снижается чувствительность к эмоциональным факторам и ситуациям. Это связано с увеличением профессиональной компетентности и с общей адаптацией к постоянным стрессовым факторам.
Частые и по существу хронические
стрессы в управленческой деятельности,
высокая эмоциональная
И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне - в его поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления могут и должны контролироваться - усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ