Стресс в работе руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - изучение влияния стресса на профессиональную деятельность руководителя.
Объектом исследования являются руководители различных управлений.
Предмет исследования: профессиональный стресс в работе руководителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА…………...5
Виды и формы проявления стресса…………………………………….....5
Общая характеристика профессионального стресса……………….…..10
Симптомы стресса у руководителя……………………………………...13

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………………………17
2.1. Исследование влияния стресса на профессиональную деятельность руководителя……………………………………………………………………..17
2.2. Разработка рекомендаций по профилактике стресса……………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..……...26

Вложенные файлы: 1 файл

стресс в работе руководителя курсовая.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

Повышенное стрессовое состояние  влияет на результативность и отношение  к работе руководителя. Об этом свидетельствуют  данные второго теста «Психическое выгорание»

Высокий уровень психического выгорания наблюдается по шкале  «редукция личных достижений» (32% - высокая  степень и 48% - средняя), что сказывается  на появлении негативного отношения  к своей профессии, сознательному  ограничению своих возможностей, манкированию служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было

бы укрыться от необходимости саморазвития.

По шкале «Деперсонализация» результаты оказались более удовлетворительные (26%  - высокая степень и 42% - средняя), наблюдается излишняя комформность, частичные нарушения отношений с другими людьми.

 Эмоциональное истощение,  проявляющееся в сниженном эмоциональном  фоне, равнодушии и усталости  отмечено на высоком уровне  у 26 % и среднем уровне у 54%.

Избавиться от повышенной чувствительности к стрессовой ситуации и мобилизовать свои силы для эффективной  работы можно за счет уменьшения количества стрессоров (например, можно снизить  нагрузки, уменьшить употребление кофеин - содержащих напитков и т.п.), или  же благодаря повышению стрессоустойчивости  организма.

Одним из лучших способов борьбы со стрессом является изменение отношения  к событиям, вызывающим стресс.

Нижеприведенные рекомендации показывают, как это делается на практике.

  1. Определите самую сильную эмоцию, которую Вы испытывали в течение последних 24 часов. Обратите особое внимание на эмоциональные симптомы стресса.
  2. Сосредоточьтесь на этой эмоции. Пусть она появляется до тех пор, пока Вы не ощутите ее отчетливо. Необязательно, чтобы эмоция была сильной, достаточно лишь ощутить ее в самой малой степени.
  3. Определите ситуацию, которая вызвала стресс. Что происходило непосредственно перед тем, как у Вас возникла данная эмоция? Постарайтесь не включать в описание Ваши оценки. Ситуация — это то, что было бы на кассете, если бы Вы решили сделать видеозапись происходящего.
  4. Затем постарайтесь вспомнить свои мысли. Что Вы говорили себе в ситуации, которая вызвала Ваши эмоции? Как правило, мыслей бывает несколько. Попытайтесь вспомнить все.
  5. Определите, какая из найденных мыслей может вызвать такие эмоции в такой ситуации. Представьте себе другого человека. Если он, имея такие мысли, в подобных обстоятельствах почувствует то же, что и Вы — значит, Вы на верном пути. Если нет - повторите шаги 4 и 5.
  6. Продолжайте изучение стрессогенных (вызывающих стресс) мыслей на протяжении недели или двух. Записывайте свои мысли в ситуациях, когда Вы испытываете стресс. После накопления достаточного объема информации Вы заметите, что определённые мысли повторяются. Это те стереотипы Вашего мышления, которые вызывают у Вас стресс при попадании в определённую ситуацию.
  7. Когда Вы установите, какая мысль в данной ситуации вызывает у Вас стресс, попытайтесь найти её противоположность. Затем хорошенько продумайте эту противоположную мысль как в спокойном состоянии, так и накануне ожидаемого стресса. Если получится сделать это правильно, Вы перестанете испытывать стресс в данной ситуации.

Стресс часто сопровождается слишком сильными эмоциями. Обычно это эмоции тревожного или агрессивного ряда: страх, паника, гнев, раздражение и др. Что делать, если «эмоциональные бури» становятся слишком частыми, если эмоции дезорганизуют, делают поведение неуправляемым, мешают действовать разумно?

Попытки справиться с эмоцией в моменты ее максимального развития заранее обречены на провал. Когда эмоция уже возникла и полностью охватила человека, внимание фиксируется на испытываемых чувствах и их физиологических проявлениях, сознание сужается, а способность продуктивно мыслить временно блокируется.

Поэтому лучшее, что можно  сделать при чрезмерно сильных  эмоциях — это отвлечься на что-нибудь нейтральное или просто дать себе время переждать это  «стихийное бедствие».

Но уменьшить частоту  таких эпизодов, научиться предотвращать  их — можно и нужно! И помочь в этом могут различные методы когнитивно - 

поведенческой психотерапии.

Дело в том, что по своей  сути подобные эмоциональные проявления представляют собой рефлекторную (приобретенную, выработанную) реакцию на происходящее. Иными словами, повторяющиеся приступы чрезмерных эмоций являются своеобразной «вредной привычкой».

А самым прямым (и эффективным!) путем преодоления нежелательной  привычки является выработка навыка-антагониста, контр - реакции, противоположной «правильной» привычки, которая или блокирует  нежелательную эмоцию и препятствует ее распространению, или вообще предотвращает  ее возникновение.

Именно этот механизм используют многие методы поведенческой психотерапии: метод прогрессивной нервно-мышечной релаксации Э. Джейкобсона, признанный во всем мире метод лечения фобий по Дж. Вольпе и др.

Вот еще один из возможных  алгоритмов работы с чрезмерными  эмоциями:

  1. Вначале проанализируйте типичные ситуации, в которых возникают неуправляемые эмоции. Это можно сделать самостоятельно или вместе с другом, в сложных случаях может оказаться полезной помощь психолога или психотерапевта.
  2. Составьте полный список ситуаций, вызывающих неуправляемые эмоции. Выберите из них для дальнейшей работы одну или две, наиболее актуальные для Вас.
  3. Внимательно изучите, как данные ситуации возникают и развиваются. Обратите особое внимание на два момента: 1) когда эмоции только начинают возникать и могут быть легко изменены; 2) когда эмоции усиливаются и становятся неуправляемыми.
  4. Найдите ранние симптомы приближения неконтролируемых эмоций. Это могут быть типичные симптомы стресса (см. в статьях на сайте или в архиве рассылки) или характерное только для Вас напряжение какой-

либо группы мышц, определённое положение рук и т.п.

  1. Проанализируйте все возможные варианты Ваших действий, которые могут остановить развитие нежелательных эмоций в момент их возникновения. Выберите наиболее подходящие для Вас 2-3 варианта.
  2. Используйте эти варианты как основу для выработки новых привычек, останавливающих и предупреждающих появление неконтролируемых эмоций. Если эти варианты оказались недостаточно эффективными — вернитесь к 5-му шагу или обучитесь релаксации (релаксация физиологически несовместима с эмоциональным напряжением и в силу этого является универсальным и гарантированно эффективным способом управления эмоциональным стрессом).
  3. Продолжайте культивировать новые привычки и сознательно «включайте» их при каждом появлении ранних симптомов эмоционального напряжения, выявленных Вами на 4-м шаге. Продолжайте делать это до тех пор, пока новые привычки не будут отработаны до автоматизма — так, чтобы они сами «включались» при появлении первых признаков эмоционального перенапряжения (или даже до их появления).
  4. Вернитесь к списку ситуаций, составленному на 2-м шаге. Если необходимо, повторите шаги 3-7 для ситуаций, которые пока ещё вызывают чрезмерное эмоциональное напряжение.

Когда новые привычки будут  включаться автоматически в любой  ситуации, способной вызвать слишком  сильные эмоции, проблема с неконтролируемыми  эмоциями будет решена.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стресс - неотъемлемая часть  жизни человека: представления о  нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного  опыта любого человека. Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ  на разнообразные экстремальные  воздействия - стрессоры.

В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести факторы  информационной нагрузки; информационной неопределенности; ответственности; фактор дефицита времени; межличностных конфликтов; факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов; фактор полифокусности управленческой деятельности;

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя  среда организации. Любой ее, компонент  при определенных условиях может  становиться стресс-фактором. И важную роль для сохранения высоких показателей  психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках  играет стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость - это  сопротивляемость человека стрессовым воздействиям. Важной стороной стрессоустойчивости  является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности  деятельности при стрессовом усложнении условий.

Эмоциональная устойчивость значимо возрастает в зависимости  от управленческого стажа. В ходе профессионализации происходит как  бы повышение порога эмоциональной  возбудимости, снижается чувствительность к эмоциональным факторам и ситуациям. Это связано с увеличением профессиональной компетентности и с общей адаптацией к постоянным стрессовым факторам.

Частые и по существу хронические  стрессы в управленческой деятельности, высокая эмоциональная напряженность  в ней, неожиданно возникающие и  непредсказуемо чередующиеся сложные, критические ситуации - все это  выступает мощным источником для  развития негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Факторы  эмоциональной напряженности действуют  совместно с факторами, обусловленными высокой сложностью, трудоемкостью  управленческой деятельности, и поэтому  усугубляются ими.

И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию  деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне - в его  поведении, речи, мимике и т.д. Эти  проявления могут и должны контролироваться - усиливаться или подавляться. Они  могут использоваться руководителем  как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих  мыслях, намерениях, позициях.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бодров  В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  2. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - №17. - с.64-74.
  3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - с.113-123.
  4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. -265с.
  5. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200 с.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 583с.
  7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 258с.
  8. Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2005. -№6. -С.35-43.
  9. Прохорова Л.Н. Опросник «Психическое выгорание» // Управление ДОУ. – 2003. - № 4. – с. 16.
  10. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
  11. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1992. - 165с.
  12. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 208с.
  13. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с.
  14. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256с.

 


Информация о работе Стресс в работе руководителя