Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:16, реферат
Подъем экономики, повышение эффективности производства, устойчивый экономический рост связан с использованием трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы — главная производительная сила общества.
Трудовые ресурсы на предприятии — это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятием. Трудовые отношения — едва ли не самый сложный аспект работы предприятия. Гораздо легче справиться с техническими и технологическими неполадками, чем разрешить конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, где нужно учитывать индивидуальные склонности, личностные установки, психологические предпочтения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. Структура системы……………………………………………………..3
2. Структура управления…………………………………………………5
3. Принципы структур управления………………………………………8
4. Типы организационных структур………………………………….…9
5. Виды организационных структур……………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......21
Структура
управления – один из способов разделения
организации на части. Существенным
отличительным признаком
Таким
образом, любое звено структуры
управления представляет собой единство
задач управления, ресурсов, предназначенных
для их решения, и исполнителей этих задач.
Структуры управления во многих организациях сложились больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению. Несмотря на это, можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение. Первый — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления — иерархический тип. Второй исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды, получивший название органического.
При первом подходе главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических
Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения:
Органический тип структуры управления отвергает необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы.
Главным
свойством таких структур, известных
в практике управления как гибкие
и адаптивные, является присущая им
способность сравнительно легко
менять свою форму, приспосабливаться
к новым условиям, органически
вписываться в систему
Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны: отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.
Иерархический тип структуры управления имеет много разновидностей: линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная. Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.
Многообразие
функциональных связей и возможных
способов их распределения между подразделениями
и работниками определяет разнообразие
возможных видов организационных структур
управления производством. Все эти виды
сводятся в основном к четырем типам организационных
структур: линейным, функциональным, дивизиональным
и адаптивным.
5.
Виды организационных
структур.
1.
Линейная структура
управления является простейшей, сущность
которой состоит в том, что управляющие
воздействия на объект могут передаваться
только одним доминантным лицом – руководителем,
получающий официальную информацию только
от своих, непосредственно ему подчиненных
лиц, принимает решения по всем вопросам,
относящимся к руководимой им части объекта,
и несет ответственность (рис. 1) . Другими
словами все функции управления и подчинения
сосредотачиваются у руководителя, создается
вертикальная линия управления и прямой
путь воздействия на подчиненных
Руководитель | ||||||||||||
Линейный руководитель | Линейный руководитель | |||||||||||
Исполнитель 1 | Исполнитель 2 | Исполнитель 1 | Исполнитель 2 |
Рисунок 1 – Линейная структура управления
Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с неотложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями и т.д. Настоящая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, фирмами одной или несложной технологии.
Преимуществом линейной структуры является простота применения. Все обязанности и полномочия четко распределены, в связи с чем создаются все необходимые условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе. Кроме этого, повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения, получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченными ресурсами и личная ответственность за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Среди
недостатков отмечается жесткость,
негибкость, неприспособленность к дальнейшему
росту и развитию предприятия. Линейная
структура ориентирована на большой объем
информации, передаваемой от одного уровня
управления к другому, ограничение инициативы
у работников низших уровней управления.
2.
Функциональная структура сложилась
как неизбежный результат усложнения
процесса управления. Особенность функциональной
структуры заключается в том, что при сохранении
единоначалия по отдельным функциям управления
формируются специальные подразделения,
разработки которых обладают знаниями
и навыками работы в данной области управления
(рис. 2) [2,
С.258].
Руководитель | ||||||||||||||||||||||
Функциональные органы управления | Функциональные органы управления | Функциональные органы управления | ||||||||||||||||||||
Испол-нитель 1 | Испол-нитель 2 | Испол-нитель 3 | Испол-нитель 4 | Испол-нитель 5 | Испол-нитель 6 |
Рисунок
2 – Функциональная структура управления
Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения соответствует наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.
Традиционные функциональные подразделения предприятия – это отделы производства, маркетинга, финансов. Эти широкие области функций, имеющиеся на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.
Если размер организации (отдела) велик, то основные функциональные отделы можно разбить на более мелкие функциональные подразделения (вторичные или производные). Суть заключатся в максимальном использовании преимуществ специализации и избежание перегрузки руководства.
К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.
Основные преимущества структуры: высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций и расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности.
Недостатки. Вместе с тем специализация функциональных отделов нередко является препятствием для успешной деятельности предприятия, поскольку затрудняет координацию управленческих воздействий. Функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации, что увеличивает конфликтность между отделами. Кроме того, на крупном предприятии цепь команд от руководителя до исполнителя становиться слишком длинной.
3. Основу линейно-функциональной структуры составляет «шахматный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). Структура предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений (рис.3).
Основная
роль этих подразделений состоит
в подготовке проектов решения, вступающих
в силу после утверждения
Руководитель | ||||||||||||||||||||||
Функциональные органы управления (функциональные руководители) 1 | Линейные органы управления | Функциональные органы управления (функциональные руководители) 2 | ||||||||||||||||||||
Испол-нитель 1 | Испол-нитель 2 | Испол-нитель 3 | Испол-нитель 4 | Испол-нитель 5 | Испол-нитель 6 |
Рисунок 3 – Линейно-функциональная структура управления
Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, становящимися официальными документами после подписания линейными руководителями.
Информация о работе Структура системы и структура управления предприятием