Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:36, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть содержание и функции антикризисного управления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблемы, решаемые антикризисным управлением.
2. Выявить основные признаки и особенности антикризисного управления.
3. Выделить основные факторы, определяющие эффективность антикризисного управления.
Введение.
Антикризисное управление включает совокупность знаний и результаты анализа практического опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регуляции систем, выявления скрытых ресурсов, потенциала развития на сложном этапе развития. Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. Внимание может акцентироваться как на "лечении" кризиса, так и на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Антикризисный менеджмент особо значим и необходим для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.
Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Удельный вес неплатежеспособных предприятий значительно больше, чем убыточных предприятий, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для покрытия своих денежных обязательств.
Цель данной работы – рассмотреть содержание и функции антикризисного управления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблемы, решаемые антикризисным управлением.
2. Выявить основные признаки и особенности антикризисного управления.
3. Выделить основные факторы, определяющие эффективность антикризисного управления.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что термин "антикризисное управление" для российской экономики является принципиально новым понятием. Оно означает, что в условиях возникновения кризиса на предприятии управление направлено на устранение кризисной ситуации за счет выработки конкретных мероприятий и стратегического плана (бизнес-плана). Антикризисное положение, если не принимаются радикальные меры по оздоровлению экономики, неукоснительно ведет к банкротству и несостоятельности предприятий в области финансовой деятельности, так как прекращаются отчисления в бюджетные и во внебюджетные фонды, не удовлетворяются требования кредиторов. Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
Состав типичных проблем антикризисного управления подчеркивает, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.
Глава 1. Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы.
Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Антикризисное управление - это:
- обработка, изучение и анализ максимального объёма информации о состоянии внешней среды и возможностях внутренней среды;
- прогнозирование (предвидение) развития ситуации на основании анализа и оценки информации, а также возможностей интуиции и личных качеств кадров;
- выбор целей, опережающих время и конкурентов, т.е. максимализация целей, пользуясь при этом правилом: то, что невозможно сегодня, завтра станет реальностью;
- постановка задач по достижению выбранных целей перед обществом, разбивка задач на периоды и этапы, соответствующие всё возрастающим возможностям страны;
- разработка и реализация мероприятий по решению задач на каждом этапе, постоянный контроль за их выполнением;
- познание экономического механизма возникновения возможных кризисных ситуаций и создание системы сканирования (отслеживания) внешних и внутренних сред с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса и его "избегания";
- разработка политики поведения в случае возникновения кризисной ситуации.
1.2.Подходы, методы и принципы антикризисного управления.
Антикризисное управление использует следующие подходы:
- процессный, управление рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных процессов;
- системный, управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов системы;
- ситуационный, управление рассматривается как подход к конкретной ситуации.
Качество управления зависит от применения именно тех подходов, принципов и методов, которые на данный момент времени и в данной конкретной ситуации наиболее эффективны.
Антикризисное управление предусматривает меры по предупреждению кризисной ситуации и меры по ликвидации кризиса в случае его возникновения. Оно изучает и анализирует возможности внутренней среды или внутреннее состояние системы (общества, государства) и изучает и прогнозирует возможные факторы влияния внешней среды (международные факторы).
Для решения задач по упреждению кризисной ситуации и ликвидации кризиса в случае его возникновения необходимы специальные меры и подходы.
Упреждение кризисной ситуации состоит из следующих этапов:
- Образование антикризисной группы. Исполнитель-руководитель страны.
- Анализ событий, фактов, обработка информации по интересующим вопросам и прогнозирование дальнейшего развития событий. Исполнитель - антикризисная группа.
- Выбор и принятие решений по возможным возникновениям кризисных ситуаций. Исполнитель - руководитель страны.
- Комплексный подход к реализации принятого решения по упреждению кризисных ситуаций.
При реализации упреждающих этапов, хотя и имеется время, но его необходимо использовать экономно, с целью и пользой.
Этапы преодоления кризиса несколько отличаются от этапов упреждения кризисной ситуации:
- Образование антикризисной группы.
- Анализ и оценка событий, фактов, обработка информации в предельно сжатые сроки.
- Выбор и оперативное принятие решений в увязке с краткосрочными и среднесрочными целями.
- Реализация мер по уменьшению вероятных потерь и смягчению тяжести последствий кризиса.
- Реализация мер по восстановлению положения, существовавшего до возникновения кризиса.
1.3. Необходимость и возможность антикризисного управления
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно с началом реформирования экономики России и с постепенным вхождением страны в состояние кризиса. Очевидно, что для выхода экономики из кризиса необходим новый тип управления, кардинально отличающийся от менеджмента, осуществляемого в стабильных условиях.
Обострение кризиса в России вызвало потребность в директивном антикризисном управлении. Этот особый тип управления получил название антикризисного.
При этом возникает вопрос о необходимости антикризисного управления как практической деятельности, науки и учебной дисциплины после выхода страны из кризиса, ведь, безусловно, экономический кризис, каким глубоким он ни был, когда-нибудь пройдет.
Но история экономического развития многих стран и особенности развития воспроизводственных процессов в социально-экономических системах, рассмотренные в предыдущей лекции свидетельствуют, что кризисы и цикличность являются неотъемлемыми характеристиками любого процесса развития.
Неотвратимость и неизбежность периодов спада и подъема в развитии различных систем существует при любом, даже самом успешном управлении. И не только экономика, но и все системы развиваются циклично, не только в ходе расширенного воспроизводства возникают кризисные ситуации. Поэтому процесс управления социальноэкономической системой должен быть всегда антикризисным.
Антикризисное управление - это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.
Возможность антикризисного менеджмента связано с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисного управления определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития.
Все проблемы антикризисного управления можно распределить по четырем группам. Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.
Вторая группа проблем антикризисного управления связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансовоэкономического характера. Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений. Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.
1.4. Человеческий
фактор антикризисного
Кризис — объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов.
И в определенной мере это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.
Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.
Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества.
Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных с природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.
Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. Именно к этим интересам «привязаны» и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное управление.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Глава 2. Содержание и функции антикризисного управления.
2.1.Функции антикризисного управления
Антикризисное управление, как система управления, состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).
Под объектом управления, исходя из данного контекста, понимается управляемая подсистема, воспринимающая управляющее воздействие со стороны органа управления (управляющей подсистемы).
Объектом управления в антикризисном управлении являются:
Информация о работе Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы