Сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:47, реферат

Краткое описание

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………..……………3
2. Основные понятия………………………………………………………………………………………………………………………..………….4
3. Сущность инноваций…………………………………………………………………………………………………………………………….….5
4. Классификация инноваций……………………………………………………………………………………………………………….…..…6
5. Инновационный процесс…………………………………………………………………………………………………………………….…..8
6. Тенденция развития технологии…………………………………………………………………………………………………………………………...10
7. Содержание и понятия инновационного менеджмента………………………………………………………………………………….….11
8. Функции и задачи инновационного менеджмента……………………………………………………………………………………………..13
9. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….18
10. Библиографический список ………………………………………………………………………………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 114.85 Кб (Скачать файл)

-технологические;

-производственные;

-экономические;

-торговые;

-социальные;

-в области управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Инновационный процесс.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует  затрат ресурсов (энергии, времени, финансов  и  тому  подобное).  Процесс  перевода новшества  (новации)  в  нововведение  (инновации)  также   требует   затрат различных ресурсов, основными из которых  являются  инвестиции  и  время.  В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи  товаров, в  рамках  которой  формируются  спрос,  предложение   и   цена,   основными компонентами инновационной деятельности выступают  новшества,  инвестиции  и нововведения.  Новшества  формируют  рынок  новшеств  (новаций), рынок  капитала  (инвестиций),   нововведения   (инновации)   рынок   чистой конкуренции нововведений. Эти  три  основных  компонента  и  образуют  сферу инновационной деятельности.

 

Схема инновационной деятельности

 

 

Под инновациями в широком смысле понимается  прибыльное  использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и  услуг,  организационно- технических    и    социально-экономических    решений    производственного, финансового, коммерческого, административного или  иного  характера.  Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества  и  до  его использования  принято  называть  жизненным  циклом  инновации. С   учетом последовательности    проведения    работ    жизненный    цикл     инновации рассматривается как инновационный процесс.

 Термины  "инновация"  и  "инновационный   процесс"   близки,   но   не однозначны.  Инновационный  процесс  связан   с   созданием,   освоением   и распространением инноваций. Создатели инновации  (новаторы)  руководствуются такими   критериями,   как   жизненный   цикл   изделия   и    экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы  превзойти  конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной  области.

8

 

Научно-технические разработки и  нововведения  выступают  как  промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического  применения превращаются в научно-технические инновации —  конечный  результат.  Научно- технические разработки и изобретения являются приложением  нового  знания  с целью его практического применения, а научно-технические инновации  (НТИ)  — это материализация новых идей и  знаний,  открытий,  изобретений  и  научно-  технических разработок в  процессе  производства  с  целью  их  коммерческой реализации   для   удовлетворения   определенных   запросов    потребителей.

Непременными свойствами  инновации  являются  научно-техническая  новизна  и производственная применимость.

Следовательно,   научно-технические   инновации должны:

   - обладать новизной;

   - удовлетворять рыночному  спросу;

   - приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их  создание,  является  составной частью инновационного процесса.

 Различают  три  логические  формы  инновационного  процесса:   простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный  (товарный) и   расширенный.   Простой   внутриорганизационный   инновационный   процесс предполагает создание и  использование  новшества  внутри  одной  и  той  же организации, новшество в этом случае не принимает  непосредственно  товарной формы.  При  простом  межорганизационном  инновационном  процессе  новшество выступает как предмет купли-продажи.  Такая  форма  инновационного  процесса означает отделение функции создателя и производителя  новшества  от  функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс  проявляется  в  создании новых производителей  нововведения,  в  нарушении  монополии  производителя- пионера,  что  способствует  через  взаимную конкуренцию  совершенствованию потребительских  свойств   выпускаемого   товара.   В   условиях   товарного инновационного процесса действуют как минимум  два  хозяйствующих  субъекта:

  • производитель (создатель)
  • потребитель  (пользователь)  нововведения.

Если новшество — технологический процесс, его производитель и  потребитель  могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в товарный  за  две  фазы:  1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия  нововведения.  Первая фаза  —   это   последовательные   этапы   научных   исследований,   опытно- конструкторских  работ,   организация   опытного   производства   и   сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе  еще  не  реализуется полезный  эффект  нововведения,  а  только   создаются   предпосылки   такой реализации. На второй фазе  общественно-полезный  эффект  перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а  также  между  производителями  и потребителями.

 

9

 

Тенденция развития технологии.

Развитие   технологии   в   любой   сфере   человеческой   деятельности (материальная,  социальная  и   духовная)   сопровождается   соответствующим прогрессом техники при взаимных переходах их друг в друга (метаморфозы).

Первая метаморфоза технологии: естественная  технология,  развивающаяся спонтанно,  превратилась  в   гомотехнологию,   развивающуюся   сознательно, целенаправленно.  Иначе  говоря,  человеческая  технология  (гомотехнология) возникла   из   естественной   и   основывается   на   ней.   Следовательно, неисчерпаемым источником развития человеческой технологии  была  и  остается природа.  Причины  же  ее  возникновения  –  в  информационной  насыщенности определенного вида материи и изменение внешних условий ее существования.

Сначала   подражание   природе   носило   нерегулярный   характер,    а подражательная технология была уделом отдельных  индивидов,  которые  быстро развивались физически и умственно, передавая эти способности  по  наследству и путем обучения молодых особей. В этот период  почти  вся  технология  была ручной: элементарные жилища в виде гнезд, постель и одежда  из  листьев.  По мере  познания  природы  все  это  усложнялось,  требуя  более   длительного обучения.

Появление  элементарных  орудий  труда  расширило   познание   природы. Технология  усложнилась,   требуя   вначале  коллективных   усилий,   затем привлечения  животных,  других  природных  сил.  Это   требовало   развития различных приспособлений в  сочетании  с  инструментами.  Стали  развиваться орудия труда, выросло вооружение технологии. С  этого  момента  началась  ее специализация: отдельные операции и движения стали переходить  в  устройства и  приспособления.  Так  возникла  техника.  Произошла  вторая   метаморфоза технологии – переход части процессов в  технические  устройства.  Технология здесь стала функционированием данных устройств: мельницы, паруса и т.д.

Все эти устройства и приспособления  требовали  управления  со  стороны человека. Увеличение энергетического оснащения техники  вызвало  механизацию процессов управления орудиями труда.

Появилась более сложная по сравнению  с прежней  техника.  Отдельные  машины  объединяются  в  комплексы,  затем   в агрегаты  и  автоматы.  Технология  превратилась  как  бы  в  функциональный придаток  техники.  Это  третья  метаморфоза технологии   (автотехнология), которая многими специалистами, историками и философами принята за  истину  в последней инстанции. При этом на первый  план  выдвигаются  сама  техника  и технический  процесс  и  убирается   с   поля   зрения   человеческий   опыт (технология).

 

   Четвертая метаморфоза технологии.

 В генетическом коде живых  организмов  сосредоточена  та  информация,  в соответствии с которой развивается определенная особь того или иного вида  и класса. К генетическому коду природа  пришла спонтанно.  Приходится  только удивляться,  насколько  генетический  код  по  своим  размерам  меньше   той технической   документации,   которая   сегодня   сопровождает,    например, производство  автомобиля.  Это  свидетельствует  о  чрезвычайном  отставании человеческих достижений от достижений спонтанно развивающейся  природы.  Нам нужно еще долго  учиться  у  нее,  чтобы  немного  приблизиться  в  подобным результатам.

10

Наиболее  близка  к   решению   задачи  саморазмножения   прецезионная технология,  занимающаяся  созданием  микроэлектронных  схем  на  кристаллах (микроэлектроника).  Большие  перспективы   открываются   с   использованием достижений микробиологии, жидких кристаллов  и  голографии.  Все  это  можно назвать  предпосылками  четвертой  метаморфозы  технологии,   в   результате которой в технику должны перейти  и  процессы  размножения  технологии.  Это станет возможным только после полной расшифровки  миссии  генов  и  освоения синтеза белка. Четвертая метаморфоза наступит за пределами XX в.,  где-то  в 2080 г. и будет продолжаться не менее 150  лет,  пока  не  охватит  основную часть материального производства. Параллельно будет  происходить  культурная революция.  Поэтому  данный  период  можно  именовать   биотронно-культурной революцией.

   Пятая метаморфоза технологии, очевидно, произойдет где-то  в  2180-2230 гг. в результате передачи интеллектуальных  способностей  человека  технике, основанной  на  биосинтезах,  биотронном  производстве.  Это  период   можно назвать биоинтеллектуальной революцией,  которая  охватит  основные  области человеческой  деятельности,  освободив   его   от   забот   о   материальном  производстве.

  Шестая   метаморфоза   технологии   будет   сопровождаться   ускорением естественных процессов, что приведет к полицивилизации и освоению  Солнечной системы (начало XXV). Сроки  наступления   метаморфоз   технологии   должны   быть   уточнены комплексными  исследованиями   с   применением   глобального   моделирования естественных, социальных процессов и техногенеза.

 

 

 

 

Содержание и понятия инновационного менеджмента.

    Инновационный  менеджмент  -  одно  из   направлений   стратегического управления, осуществляемого  на  высшем  уровне  руководства  компании.  Его целью  является  определение  основных  направлений   научно-технической   и производственной деятельности  фирмы  в  следующих  областях:  разработка  и внедрение  новой  продукции  (инновационная  деятельность);  модернизация  и совершенствование выпускаемой продукции;  дальнейшее  развитие  производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогией понятия «управление». Оно широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам на предприятиях, действующих в современных рыночных условиях. Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любого предприятия в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности. Они получили название функционального менеджмента. Так, управление процессами производства продукции составляет содержание производственного менеджмента, финансовыми процессами — финансового, инвестициями — инвестиционного, кадрами — персонального менеджмента и т. п.

 

11

Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства. Инновационные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который для эффективного развития требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия. В современных условиях коренного реформирования экономики страны, когда нововведения стали непременным элементом всех структур от органов государственного управления до средних и малых предприятий, использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития страны, выживания и коммерческого успеха любого предприятия.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах: наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и аппарат управления инновациями:

 

Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента. Несмотря на то, что в отечественной практике понятие «инновационный менеджмент» стало использоваться сравнительно недавно, наша страна имеет значительные теоретические достижения и практический опыт в этой области. В отечественной экономической литературе и официальных документах они нашли наибольшее отражение в работах, посвященных проблемам управления НТП, развития науки и техники, а также управления научными исследованиями и разработками.

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на ИП.

Как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инновационные процессы возникают и осуществляются определенными сообществами людей, сознательно координирующими свою деятельность для достижения определенных целей. Каждое такое сообщество индивидуумов в менеджменте принято называть организацией

Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности.

12

Функции и задачи инновационного менеджмента.

Состав функций и задач управления может быть регламентирован в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, ИП, отдельный инновационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение каждой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неизменно связано с принятием определенных управленческих решений.

Этот наиболее ответственный и часто повторяющийся элемент менеджмента составляет суть деятельности менеджера в инновационной сфере.

Менеджмент предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за их конкретными исполнителями — руководителями разного уровня.

Инновационный процесс - это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций. Понятие менеджмента как аппарата управления инновациями применительно к таким ИП и имеет институциональное значение и включает:

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента