Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:41, курсовая работа
Сила современного менеджмента, его ядро, состоит с одной стороны, в том, что он берёт своё начало от человека, его потребностей и целей, от превращения знаний, опыта и достижений научно технического прогресса в производительную силу. С другой стороны, движущая сила современного менеджмента, как видимая, так и невидимая заключается в созидательном применении информационных технологий.
Введение………………………………………………………..……...3
Понятие и содержание менеджмента……………….....................5
Законы и закономерности менеджмента………………………...11
Современная система взглядов на управление…………….........14
Менеджер — профессиональный управляющий………………..16
Анализ организационной структуры управления на примере.....18
6. Заключение………………………………………………………....33
Литература………………………………………………………….35
5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и лидерский стиль руководства.
Менеджер - это человек, субъект управления, работающий в некоторой организации, профессиональный управляющий, представитель особой профессии, а не просто экономист-бухгалтер, занимающийся управленческой деятельностью.
Менеджер – это специалист широкого профиля, обладающий специальным образованием, зачастую в дополнение к инженерному, юридическому и экономическому. Он является центральной фигурой в системе менеджмента. В последнее время понятие менеджера стали рассматривать, как организатора производства в целом, который может не иметь специального образования в области управления, но обладает необходимыми качествами и навыками для эффективного руководства. Причины этого: нехватка профессиональных менеджеров, во-первых, и быстрое развитие предприятий малого бизнеса, где руководителями, как правило, являются их владельцы из-за отсутствия средств на содержание профессионалов, это, во-вторых.
Менеджер – это профессиональный управляющий, прошедший специальную (нередко – многолетнюю) подготовку в области менеджмента и регулярно повышающий квалификацию. Профессия менеджера — это особый образ жизни, подчиненный интересам дела (бизнеса), требующий полной самоотдачи и ограничений, а, следовательно, и компенсации.
Также под этим понятием подразумевается определенная категория людей, осуществляющих работу по управлению коллективом. Обычно, это профессиональный управляющий, занимающий определенную должность и имеющий людей в подчинении.
МЕНЕДЖЕР (mаnаgеr):
1) наемный профессиональный управляющий;
2) специалист по управлению производством;
3) предприниматель в
профессиональном спорте, организующий
тренировку и выступления
Как профессионал, каждый менеджер должен быть широко образован, иметь глубокие познания в теории и практике управления, организации производства, экономике и свободно ориентироваться в конъюнктуре отечественного и мирового рынка. Его задача — направлять, организовывать совершенствовать деятельность предприятия, повышать престижность за счет своевременной поставки покупателю высококачественной продукции и в результате добиваться получения выгодных заказов и повышения прибыли.
Менеджер (управляющий) – человек, профессионально осуществляющий организационно-управленческую деятельность.
Многие предприниматели (особенно в малом бизнесе) являются одновременно и менеджерами. Однако даже удачные предприниматели могут оказаться посредственными управляющими, а предприимчивый, профессиональный менеджер может добиваться эффективных изменений.
Предприимчивость требуется на каждом уровне управления, и если на среднем или нижнем уровнях менеджеры не могут или не хотят рисковать, реализовывать новые идеи (технологии), то это в значительной мере снижает предпринимательскую способность всего предприятия.
Описывая деятельность менеджера, Минцберг указывает на общую область любого управленческого труда – на роли менеджеров. По его определению, роль – это «набор определенных поведенческих шаблонов, действующих в конкретном учреждении или на конкретной должности». Как актеры имеют в пьесе роли, заставляющих их поступать тем или иным образом, менеджеры занимают определенную позицию глава конкретного организационного подразделения, что и определяет их рабочее поведение.
Менеджер не просто профессиональный управляющий. Существуют не менее десяти ролей, которые в разное время и в разной степени играют все менеджеры. Например, менеджер – это тот же наблюдатель, распространитель, представитель, предприниматель, ответственный за отсутствие сбоев в работе, распределитель ресурсов, участник переговоров, связующее звено, лидер, и наконец, номинальный (символический) глава организации.
Все существующие
К механическим структурам
Линейная структура (рис.1), которая образовалась в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в форме иерархической лестницы:
Во главе каждого подразделения находится руководитель (начальник, управляющий), наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель же находится в подчинении руководителя высшего уровня.
В линейной структуре разделение системы управления на части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и др. При таком построении в больше всего соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредоточивает в своих руках управление всеми операциями, подчиненные же выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.
Структура используется небольшими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Преимуществами линейных структур управления являются:
Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:
Функциональная структура (рис.2) предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления:
Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, появляется штаб высококвалифицированных специалистов.
Структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Используются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к НТП.
Основные преимущества структуры:
Существуют и некоторые недостатки:
Линейно-функциональная структура (рис.3) способствует такому разделению управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
Руководители функциональных подразделений (по маркетингу, НИОКР, финансам, персоналу) осуществляют влияние на производственные подразделения формально. Как правило, они не имеют никакого права самостоятельно отдавать им распоряжения, а роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства. То есть они подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.
Достоинствами структуры есть:
Недостатки структуры:
Линейно-штабная структура (рис.4) состоит из специально созданных при линейных руководителях подразделений, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением.
Главной задачей штабных подразделений является оказание помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Штабная структура включает в себя штабных специалистов при высших менеджерах.
К штабным подразделениям относят службу контроля, отделы координации и анализа, группу сетевого планирования, социологическую, а также юридическую службы. Создание штабных структур — это шаг в сторону разделения труда менеджеров. Часто менеджеры штабных подразделений наделяются правами функционального руководства.
Достоинства структуры состоят в следующем:
Существуют и некоторые недостатки:
Дивизиональные структуры - которые возникли в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.