Сущность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе следует решить следующие задачи:
- раскрыть сущность менеджмента в России и его основные функции;
- описать характеристики основных школ менеджмента;
- рассмотреть особенности менеджмента в современной России;
- указать пути, формы и методы, использования достижений современного менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Для применения теоретических достижений современного менеджмента необходимо корректировать ряд исходных положений большинства западных работ, в частности:

- универсальность принципов и методов менеджмента, основанных на результатах деятельности некоторой части людей в небольшой группе стран;

- существование на планете единой рабочей силы, для эффективного использования которой в конце XIX в. была изобретена система Тейлора и начался современный этап развития менеджерской мысли. Периодически вся монолитная рабочая сила «испаряется», вместо нее появляется новая, для управления которой все предыдущие разработки типа «конвейера» становятся неэффективными (в очередной раз эта единая рабочая сила «исчезла» на исходе XX в. и возникла новая рабочая сила XXI в.);

- вся современная единая монолитная рабочая сила состоит из высокообразованных, хорошо мотивированных белых мужчин 30-50 лет, четко нацеленных на нравственное выполнение своего профессионального долга;

- для этой высоко сознательной и хорошо мотивированной рабочей силы существуют единственно правильный «современный» менеджмент, единственно правильные «современные» теории мотивации и обучения персонала и т. д.;

- современный бизнес состоит исключительно из многонациональных корпораций, гигантов, тотально конкурирующих друг с другом исключительно на основе сверхсовременных теорий менеджмента, маркетинга, мотивации и т. д.;

- переход предприятия от одного состояния к другому всегда происходит «революционно-скачкообразно». Например, вчера для вас был эффективен один тип оргструктуры, сегодня другой, одна парадигма мотивации была эффективна вчера, другая сегодня и т. д.;

- все теории менеджмента, маркетинга, мотивации, информационные технологии, системы учета и т. д. эффективны исключительно при динамичном и комплексном внедрении;

- передовые разработки в сфере менеджмента всегда легко и быстро усваиваются любым персоналом и практически мгновенно повышают эффективность бизнеса;

- хорошие менеджеры и сотрудники — роботообразные ходячие компьютеры, существа бесполые, бесчувственные, по крайней мере, на работе. «Офис — территория без эмоций». 3)

По моему мнению, можно выделить ряд исходных предпосылок конструктивного менеджмента.

1. В реальной жизни одновременно сосуществуют объекты и процессы, имеющие характерные черты различных этапов эволюции рабочей силы, менеджмента и бизнеса.

2. Ни одна отдельно взятая теория не исчерпывает даже исходных предпосылок для решения всех практических проблем. Каждая теория и ее методический аппарат охватывают лишь небольшую часть реальной жизни.

3. В мире существует множество разнообразных типов рабочей силы. Одновременно существует и бесконечное разнообразие рациональных, эффективных и вообще «правильных» технологий менеджмента.

4. В бизнесе важнейшая задача менеджера — конкретно оценить положение дел и создать собственный эффективный «коктейль» на основе разнообразных теоретических разработок. Сфера рациональных решений обычно находится между крайностями.

5. Как внешняя среда бизнеса, так и внутреннее состояние организации находятся в непрерывном процессе эволюции. Переход из одного состояния в другое в большинстве случаев растянут во времени.

6. Процесс эволюции постоянен. Методы, эффективные сегодня, уже завтра могут нуждаться в модернизации. Необходимо постоянно отслеживать свое место в общем процессе эволюции. Например, теории, основанные на американских реалиях начала прошлого века, могут быть чрезвычайно эффективны в России наших дней. И наоборот, применение модных теорий, основанных на современных реалиях западного общества, для российской провинции может оказаться преждевременным.

7. Разнообразие моделей управления для разных российских компаний и различных регионов не обязательно свидетельствует о незрелости отечественного менеджмента: в силу адекватности ментальности населения региона или конкретного предприятия разные модели могут быть весьма действенны.

8. Психологическое состояние людей — такой же реальный фактор бизнеса, как любые конкретные цифры, факты и иная деловая информация. Для конструктивного менеджера собственные эмоции и чувства подчиненных — объект пристального внимания. Рационализация эмоций, эмоциональная грамотность — важнейший фактор эффективного бизнеса.

9. Конструктивный менеджмент требует прочных базовых знаний, четких навыков управления, а также умения все это своевременно и уместно использовать. 4)

В связи с этим имеет смысл выделить несколько основных групп источников.

Первая. Фундаментальные англоязычные труды западных исследователей, посвященные проблемам менеджмента и навыкам менеджера. Изучение подобных первоисточников позволяет лучше ориентироваться в накопленных знаниях в той или иной сфере менеджмента.

Вторая. Переведенные на русский язык работы западных специалистов. Их изучение способствует дальнейшему углублению знаний по определенной тематике.

Третья. Фундаментальные работы отечественных специалистов по проблемам менеджмента. Ценность этих работ связана с возможностями: а) изучить адаптированные к отечественной практике достижения мировой менеджерской мысли и б) познакомиться с результатами анализа реальных менеджерских проблем отечественных компаний.

Четвертая. Материалы из отечественной деловой печати и веб-сайтов. Их использование позволяет актуализировать структурируемую информацию с учетом вопросов, являющихся предметом обсуждения отечественных специалистов по менеджменту.

В процессе осмысления информации о различных методах управления менеджеру-практику необходимо учитывать специфику различных подходов к организации бизнеса. Сфера конструктивно-эффективного менеджмента расположена между догматическим управлением, основанным на вере в непогрешимость стандартных методов решения любых проблем, и самобытно-анархическим управлением, основанным либо на интуиции, регулярно подсказывающей правильные решения, без скучного анализа многообразных факторов, либо на уникальных решениях конкретного вопроса. В теоретическом менеджменте существует даже деление на «универсалистов» и «конкретистов». Первые выступают за «единый лучший путь, набор правил, которые необходимо использовать в любой ситуации», вторые фокусируются на конкретной сущности каждой конкретной ситуации.

Аналогично «черно-белому» видению проблем многие труды по вопросам менеджмента пишутся либо как чересчур серьезные, либо как слишком юмористические. В результате для освоения первых, а тем более для практического применения изложенных в них методик и технологий, требуется терпение святого, выносливость верблюда и упорство фанатика. Юмористические работы весьма занимательны, но их польза сводится в основном к психологической разгрузке читателя.

В XX в. на Западе в традициях менеджмента превалировал догматизм. Менеджеры должны были педантично придерживаться алгоритмов действий, основанных на знаниях из классических учебников. Ситуация начала постепенно меняться лишь во второй половине ушедшего века. Именно в этот период больших успехов достигают те предприниматели, которые творчески подходят к использованию стандартных методик менеджмента, а то и вовсе игнорируют их.

На их примере западные ученые и менеджеры постепенно стали осознавать, что для достижения успехов в бизнесе нельзя оперировать только строгими категориями. Необходимо учитывать множество плохо предсказуемых и малоосязаемых факторов, причем не только экономико-финансовых, но и эмоционально-психологических, политических и т. д. На Западе появилось немало работ по различным аспектам эффективного ведения бизнеса, основанных на более широком видении мира. 4)

Отечественные теоретики и практики, наоборот, тяготеют к интуитивному менеджменту «делового чутья» и склонны недооценивать значение стандартных технологий. В известной степени это связано с конкурентными преимуществами россиян — гибкостью, приспособляемостью, природной способностью работать в условиях неопределенной среды. Этому западные менеджеры только начинают учиться. Но достоинства россиян порождают и их недостатки. В данном случае продолжением способности к оригинально-творческому мышлению является недооценка значения базовых знаний и навыков. В связи с этим особое значение приобретают отечественные разработки, созданные на основе мирового опыта и вместе с тем учитывающие реалии нашей деловой жизни. В сущности, любая деятельность начинается как искусство, затем создаются технологии, и эта работа становится ремеслом. Потом появляются новые творцы, и все начинается сначала.

 


2 Практическая часть

Практическое задание № 2

Изучение клиентуры - одна из функций современного менеджера. В практике некоторых фирм США для этих целей применяют следующую анкету:

Клиент

Фамилия и имя_________________________________________ 

     Занимаемая должность__________________________________

Название фирмы и адрес_________________________________

Домашний адрес________________________________________   Телефон:_служебный______________ домашний______________

5   Дата и место рождения___________________________________

6   Рост ____________Вес_____________________________

     Особенности физического состояния_______________________

     (примеры: лысеет, в прекрасной физической форме, артрит, острые    боли в спине и     т.п.)____________________________________

Образование

7  Средняя школа и год окончания_____________________________

    Высшее учебное заведение_________________________________

    Когда окончил(а)________________________________________

    Какой степени получен диплом_____________________________

8  Какие награды получал а колледже _________________________

    Ученые степени __________________________________________

9  В каком студенческом объединении состоял(а) _______________

    Какими видами спорта занимался(лась)______________________

10 Какой вневузовской общественной деятельностью        занимался(лась)         _____________________________________________

11 Если клиент не получил высшего образования, то является ли для него (нее) это  обстоятельство болезненным?________________________

Чем компенсировалось отсутствие высшего образования?________

12 Прохождение военной службы_____________________________

      Звание при увольнении в запас____________________________

      Отношение к военной службе в армии____________________

Семья

13  Семейное положение_______________________________

      Фамилия и имя жены (мужа)____________________________

14  Образование жены (мужа)______________________________

15  Круг интересов жены (мужа), общественная деятельность, членство в каких-либо      организациях____________________________

16  Дата свадьбы________________________________________

17  Дети (если есть), имена и возраст_______________________

      Является ли клиент чьим-либо опекуном?_________________

18  Образовательный уровень детей_________________________

19  Чем интересуются дети (их увлечения, проблемы и т.п.)________________________________________________________

Предшествующая деятельность

Прежние места работы (сначала указывается последнее)____________

     Фирма__________________________________________________

     Адрес__________________________________________________

     Занимаемая должность_________________________________

     Дата (с_______по_______)

21   Предшествующая должность_____________________________

       Дата (с_______по_______)

22 Имеются  ли   в   офисе   клиента  какие-либо   «символы»   социального      положения?___________________________________________

23  Членство в профессиональных или отраслевых обществах______

Какие занимает должности, какие получал (а) награды________

24 Имеются ли люди, к мнению которых клиент особенно прислушивается?     _____________________________________________

25   Какие деловые отношения он (она) имеет к сотрудникам нашей         компании______________________________________________________

26  Являются ли эти отношения хорошими? Почему?____________

27 Кто еще из сотрудников нашей компании знаком с клиентом?__

__________________________________________________________

28    Тип контакта__________ Характер отношений______________

29    Как клиент относится к своей фирме?______________________

30 В чем заключается его (ее) долгосрочная цель деятельности?____

__________________________________________________________

31 В чем заключается его (ее) ближайшая цель коммерческой деятельности?___________________________________________________

32  Чем в настоящее время больше всего озабочен клиент: благополучием фирмы или  своим личным благополучием?____________

33 Думает ли клиент о настоящем или о будущем?  ______________

Интересы

34 Клубы или профессиональные клубы______________________

35    Является ли политически активным (ой)___________________

        Партия_____________________________________________

        Значение партии для клиента_________________________

36 Ведет ли общественную деятельность по месту жительства?____

        Какую?______________________________________________

37    Религия_________________      Является       ли       ревностным         прихожанином (прихожанкой)_______________________________

38  Строго конфиденциальные  сведения,  не подлежащие обсуждению с клиентом     (например,    развод,    членство    в    организации    «Анонимные алкоголики» и      т.п.)___________________

Информация о работе Сущность менеджмента