Сущность менеджмента и управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явилось раскрытие сущности менеджмента и управления организацией. В работе будут рассмотрены: понятие «менеджмент», его отличие от «управления»; цели науки и практики менеджмента; сущность управления и условия его осуществления; субъект и объект управления, система управления (менеджмента) и ее структура; методы управления; система подходов и принципов менеджмента и ее развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность менеджмента и управления организацией.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

    Управление  является реальным, если имеются, с  одной стороны, потребность и  возможность субъекта управления управлять, а с другой – потребность и  возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

    Управленческая  деятельность субъекта приобретает  определенную направленность в зависимости  от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с  целями, преследуемыми субъектом  в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление.

    Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых  каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т.п.), во-вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т.е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.

      Так, если объект управления  не является собственником средств  производства, то его готовность  выполнять управленческие команды  зависит от того, насколько его  потребности будут удовлетворены  в результате этого, а его  возможность выполнять команды связана с его производственными возможностями. В этом случае для того, чтобы разрешить противоречие между субъектом и объектом управления, необходимо разработать механизм стимулирования. Если же объект управления является собственником, то возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления одновременно как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют.

    Управление  может осуществляться только в том  случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления. Следует вспомнить, что система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы: 1) целостности свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов; 2) структурности; 3) взаимозависимости структуры и среды; 4) иерархичности; 5) множественности описания каждой системы.

    Всякая  система управления обладает соответствующей структурой, т.е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов. В связи с этим систему управления можно представить в общем виде состоящей из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.

    О.С. Виханский и А.И. Наумов выделяют в системе управления три подсистемы. Первой подсистемой является то, что  ранее было принято рассматривать  как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление. Данную подсистему можно определить как единство организации, технологии и методов управления. Она называется структурно-функциональной и выступает как бы в роли «остова» системы управления.

    Вторая  подсистема – информационно-поведенческая. Ее основными блоками являются:

  • управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
  • интересы и поведенческие нормы участников процесса управления;
  • информация и коммуникации в системе управления.

    Совокупность  данных блоков в основном охватывает всю рассматриваемую подсистему, хотя у отдельных систем управления могут быть и дополнительные блоки, например блоки национальных интересов, национальных управленческих стереотипов и т.д. В настоящее время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения информации резко возрастает роль данной подсистемы.

    Третьей подсистемой является подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает указанные качества, но и способствует их воспроизводству, распространению и практическому воплощению.

    Данная  подсистема может быть разделена  на две части: первая – ориентирует  систему управления на постоянное совершенствование  и развитие; вторая – обеспечивает ее развитие.

    Р.А. Фатхутдинов предлагает следующую структуру системы менеджмента организации (рис. 2).

    При этом компонентами целевой подсистемы системы менеджмента организации  являются: повышение качества выпускаемых  товаров и услуг, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товара, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.

    Обеспечивающая  подсистема системы менеджмента  организации включает: методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, информационное обеспечение и правовое обеспечение.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Структура  системы менеджмента

    Функциональная  подсистема включает следующие компоненты: маркетинг, планирование, организацию  процессов, учет и контроль, мотивацию  и регулирование.

    Управляющая подсистема системы менеджмента  организации включает: управление персоналом, социологию и психологию менеджмента, разработку и реализацию управленческих решений, анализ в принятии решений, прогнозирование в принятии решений.

    3. Научные подходы и принципы менеджмента

    Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью подходов и методов. В настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы, что объясняется «узостью» его понятия. Если руководствоваться «широким» понятием, то автоматически добавляются функциональный, комплексный, динамический и интеграционный подходы.

    Анализ  теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту, по Р.А. Фатхутдинову, 13 научных подходов (табл. 1).

    Данные  подходы следует отнести к  главным принципам управления. Принципы управления можно определить как основные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами.

    Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Ф. Тейлор, который в 1911г. опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

  • научный подход к выполнению каждого элемента работы;
  • научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
  • кооперация с рабочими;
  • разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

    Другой  известный специалист в области  менеджмента А. Файоль в 1916г. в книге «Общее и промышленное управление» предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента (табл. 2).

    Социолог  М. Вебер на основе обобщения прусского  опыта управления административными  организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться  любые органы управления. Изучение принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных и зарубежных ученых.

    Принципы  управления отражают теоретический  идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

    Таблица 1.

    Подходы к менеджменту

Название Краткое содержание
Административный  
 
 

Воспроизводственный 
 
 
 
 

Динамический  
 
 

Интеграционный  
 
 

Количественный  
 
 

Комплексный  
 
 

Маркетинговый  

Нормативный  
 

Поведенческий  
 

Процессный  

Системный  

Ситуационный  
 

Функциональный 

При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы  менеджмента в нормативных актах

Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами

При динамическом подходе объект управления рассматривается  в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности

При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы управления

Сущность  количественного подхода заключается  в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов

При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя

При нормативном  подходе устанавливаются нормативы  в управлении

Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности

 При  процессном подходе управление  рассматривается как совокупность  взаимосвязанных функций

При системном  подходе любая система рассматривается  как совокупность взаимосвязанных элементов

 Ситуационный  подход предполагает, что применение  различных методов управления  определяется конкретной ситуацией

Сущность  функционального подхода состоит  в том, что потребность рассматривается  как совокупность функций, которые  нужно выполнять для ее удовлетворения


 

    Таблица 2.

    Принципы  менеджмента

Принцип Содержание  принципа
Разделение  труда 
 
 

Полномочия 

и ответственность 

Дисциплина  
 
 

Единоначалие  
 

Единство действий 
 
 

Подчиненность

личных интересов

Вознаграждение

персонала

Централизация  
 
 
 
 
 

Скалярная цепь 
 
 

Порядок  
 

Справедливость  
 
 

Стабильность 

персонала 

Инициатива  
 
 

Корпоративный дух

Специализация работ для эффективного использования  рабочей силы (за счет сокращения числа  целей, на которые направляются усилия работающих)

Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность  за выполнение работы

Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции  к нарушителям дисциплины

Работник  получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником

Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому  плану

Интересы  организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов

Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд

Естественный  порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности

Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)

Рабочее место для каждого работника  и каждый работник на своем месте

Установленные правила и соглашения должны проводиться  в жизнь справедливо на всех уровнях  скалярной цепи

Установка работающих на лояльность по отношению  к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть  снижает эффективность

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ

Гармония  интересов персонала и организации  обеспечивает единство усилий («в единении – сила»)

Информация о работе Сущность менеджмента и управления организацией