Сущность менеджмента и управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явилось раскрытие сущности менеджмента и управления организацией. В работе будут рассмотрены: понятие «менеджмент», его отличие от «управления»; цели науки и практики менеджмента; сущность управления и условия его осуществления; субъект и объект управления, система управления (менеджмента) и ее структура; методы управления; система подходов и принципов менеджмента и ее развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность менеджмента и управления организацией.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 

    Принципы  управления выступают в качестве ограничительных условий. Кроме того, ими следует руководствоваться при оценке качества управления, т.е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления.

    Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо помимо указанных основных принципов также соблюдать дополнительные принципы, которые являются общими для всех подсистем системы управления:

  • сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);
  • устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- или макросреды организации система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
  • экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты – трудовые, материальные, временные, финансовые, моральные и др.);
  • эффективность управления;
  • гуманность управления;
  • соответствие способов и средств воздействий закономерностям, присущим объекту управления (при управлении необходимо учитывать состояние и закономерности развития объекта управления);
  • соответствие полномочий поставленным задачам (руководство должно делегировать органам или кадрам управления полномочия, необходимые для выполнения поставленных перед ними задач);
  • исключение (только при значительных отклонениях от стандартов и правил должна срабатывать система контроля);
  • сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).

    Приведенные главные и дополнительные принципы управления характерны для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интересов общим и др.

    Сформировавшаяся  на Западе современная система взглядов на управление опирается на следующие  принципы управления:

  • лояльность к работающим;
  • ответственность как условие успешного менеджмента;
  • коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали;
  • атмосфера в фирме, способствующая развитию способностей работающих;
  • долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;
  • своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
  • использование методов работы с людьми, обеспечивающих удовлетворенность работой;
  • участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованности работы;
  • умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе;
  • этика бизнеса;
  • честность и доверие к людям;
  • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
  • качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

    В трудах по теории управления приводится свыше 30 принципов управления. Причем в ходе общественного развития некоторые принципы управления, характерные для функционирования административно-командной системы хозяйствования, потеряли свою актуальность, например, принцип демократического централизма в существовавшей в последние десятилетия интерпретации. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например, принцип устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

    4. Методы управления

    Методы  управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления – на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей.

    Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют  законченный процесс воздействия  на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

    В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

    Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

  • методы, используемые федеральными и региональными органами;
  • методы, используемые предприятиями (организациями).

    К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т.е. экономические факторы внешней среды предприятия.

    Вторую  группу составляют:

  • система материального поощрения работников;
  • система ответственности за качество и эффективность работы;
  • экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план.

    Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности  работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:

  • формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
  • бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
  • участие работника в распределении прибыли организации;
  • предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставление ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
  • предоставление работнику льготных кредитов;
  • льготное страхование жизни работника и др.

    наряду  с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов  и порицаний, снижения или полного  снятия льгот.

    Административные  методы управления включают:

  • систему законодательных актов страны и региона;
  • систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;
  • систему оперативного управления (систему власти).

    В систему законодательных актов  страны и определенного региона  входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления.

    Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы  долговременного использования, а  также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации.

    Важное  значение имеет и система оперативного управления. Существуют четыре способа  реализации свое власти руководителем, которые находятся в диапазоне от ее прямого использования до практически полного отказа от этого. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

    Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

    Объектами управления социально-психологическими процессами являются:

  • личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;
  • способы организации труда и рабочих мест;
  • система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
  • информационное обеспечение и его использование;
  • система стимулирования работников;
  • морально-психологический климат в коллективе;
  • социально-бытовые условия работников.

    Управление  социально-психологическими процессами включает:

  • разработку норм и нормативов социально-психологических процессов;
  • анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
  • разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;
  • организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;
  • регулирование социально-психологических процессов.

    Важнейшей задачей социально-психологических  методов является обеспечение благоприятного морально-психологического климата  в коллективе. Важнейшие признаки его:

  • отсутствие давления руководителей на подчиненных;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
  • взаимная требовательность и общая ответственность;
  • принятие каждым членом коллектива на себя ответственности за положение дел в организации (подразделении);
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;
  • отсутствие в коллективе затянувшихся, дисфункциональных конфликтов;
  • высокая степень взаимопомощи и пр.

    Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются  специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует  использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.

    При формировании коллектива и исследовании межличностных отношений рекомендуется  составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определять отношения  членов группы друг к другу и степень  сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников.

    Необходимо  отметить, что на практике система  методов управления постоянно изменяется. Так, при переходе от административно-командной  системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате демократизации общественной жизни и экономики возросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделяться социально-психологическим методам управления.

Информация о работе Сущность менеджмента и управления организацией