Сущность, предмет и содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Содержание

Понятие менеджмента. Его цели и функции.
А) Сущность предмета и содержание менеджмента.
В) Понятие и виды функций менеджмента.
Принципы централизации и децентрализации в структурах управления.
А) Степень централизации.
В) Преимущества централизации.
С) Преимущества децентрализации.
3. Практическая часть.
4. Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 198.91 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановская государственная текстильная  академия» (ИГТА)

Филиал ИГТА в г. Рязани

 

Кафедра _____________________

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

 

_______________________________________

                                           Выполнил: студент     группы_____________

                                                                   специальность ___________________

                                                                    номер зачетной книжки ___________

                                                                    ________________________________

                                                                                                        фамилия, имя, отчество студента

 

                                                 Проверил: ________________________________ 

                                                                                                    фамилия, имя, отчество преподавателя

 

Рязань 2011 

Содержание:

  1. Понятие менеджмента. Его цели и функции.

А) Сущность предмета и содержание менеджмента.

В) Понятие и виды функций менеджмента.

  1. Принципы централизации и децентрализации в структурах управления.

А) Степень централизации.

В) Преимущества централизации.

С) Преимущества децентрализации.

      3. Практическая часть.

      4. Список использованных  источников.

 

 

 

Сущность, предмет и содержание менеджмента.

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.

Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство».

Руководство — постановка цели организации и управление.

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению  к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.

На содержание менеджмента  оказывают влияние две группы факторов:

  • тенденция развития организации;
  • специфические национальные факторы развития экономики.

Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Состав основных категорий менеджмента:

  • объекты и субъекты менеджмента;
  • функции менеджмента;
  • виды менеджмента;
  • методы менеджмента;
  • принципы менеджмента.

Содержание, формы  и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.

Субъекты менеджмента, менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

 

 

 

Категория «менеджер» распространяется на:

  • руководителей организации;
  • руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
  • организаторов определенных видов работ (администраторов).

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).

Общий или генеральный  менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).

Функциональный или специальный  менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический  менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

 

 

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

К числу важнейших принципов  эффективного менеджмента относятся  следующие принципы:

  • целостности;
  • иерархической упорядоченности;
  • целевой направленности и оптимальности;
  • сочетания централизации и децентрализации;
  • демократизации.

Существует несколько  подходов в управлении:

  • процессный подход: управление рассматривается как процесс, например, планирование, организация, мотивация, контроль;
  • системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация — на подразделения (рис. 1.2):

Рис. 1.2. Дерево целей 

Системный подход

Это направление методологии  специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит  исследование объектов как систем.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в  конкретных науках и выработке эффективной  стратегии их изучения.

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия

 

системы необходимо учитывать  теснейшую взаимосвязь его с  понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Основные системные принципы:

  • целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыносимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функции и т. д. внутри целого);
  • структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
  • взаимосвязь структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);
  • иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);
  • множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа) следующие:

  • процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
  • необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
  • необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  • цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);
  • восхождение от абсолютного к конкретному;
  • единство анализа и синтеза, логического и исторического;
  • выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.

Рассмотрим элементы принципа «черный ящик» системного подхода.

При системном подходе  на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры  выхода — товара или услуги: что  производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для  кого, в какие сроки, кому продавать  и по какой цене. На эти вопросы  ответы даются одновременно. Выход  должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры  входа: какие нужны ресурсы и  информация для процесса. Потребность  в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социальной и др.).

Системы бывают открытыми  и закрытыми.

 

Открытая система — это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами.

Закрытая система имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя. Примеры закрытых систем: работающие часы с внутренним источником энергии, работающая автомашина, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и т. д. Примеры открытых систем: калькулятор или радиоприемник с солнечной батареей (энергия поступает извне), промышленное предприятие, завод, фирма, компания и др.

Очевидно, что хозяйствующие  организации не могут существовать автономно, для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными покупателями и т. д. Именно поэтому их правомерно отнести к большим открытым системам.

Одним из вариантов системного подхода является ситуационный подход, который концентрируется на том, что применение различных методов  и подходов к управлению определяется ситуацией. Поскольку существенные внутренние и внешние факторы  для разных организаций весьма разнообразны, то не существует единого, «лучшего»  способа управлять организацией. Самым эффективным методом конкретной ситуации является метод, который более  всего соответствует данной ситуации.

Понятие и виды функций менеджмента.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых  в наименьшей степени зависит  от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и  т. п.).

Дифференциация  функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Информация о работе Сущность, предмет и содержание менеджмента