Сущность, предмет и содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Содержание

Понятие менеджмента. Его цели и функции.
А) Сущность предмета и содержание менеджмента.
В) Понятие и виды функций менеджмента.
Принципы централизации и децентрализации в структурах управления.
А) Степень централизации.
В) Преимущества централизации.
С) Преимущества децентрализации.
3. Практическая часть.
4. Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 198.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 Состав основных решений по функциям менеджмента 

Функция менеджмента

Типичные управленческие решения

Формирование целей

  • Принятие миссии предприятия
  • Формирование целевых параметров
  • Принятие стратегической концепции предприятия
  • Утверждение целевых параметров проекта

Планирование

  • Формирование тематического плана НИОКР
  • Утверждение календарного графика работ по проекту
  • Утверждение сметы затрат по проекту
  • Формирование производственной программы предприятия
  • Утверждение штатного расписания по подразделениям
  • Запрос кредитных средств на инновации
  • Принятие финансового плана предприятия
  • Утверждение плана реализации продукции

Организация

  • Создание предприятия
  • Выбор организационно-правовой формы предприятия
  • Принятие организационной структуры предприятия
  • Утверждение положений о службах предприятия и должностных инструкциях
  • Создание новых или упразднение существующих подразделений предприятия
  • Открытие филиала или дочерней фирмы предприятия

Контроль

  • Оценка состояния работ по проекту
  • Оценка финансового состояния предприятия
  • Анализ работы служб и подразделений предприятия
  • Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту
  • Установление порядка оценки деятельности исполнителей
  • Оценка исполнения стратегической концепции предприятия



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы централизации и децентрализации  в структурах управления.

При департаментализации  особую значимость приобретает вопрос о том, как разделить деятельность сотрудников организации по горизонтали, т.е. определить, какие задачи должна решать каждая структурная единица. Другой важный момент построения организации — это деление работ по вертикали. Решать, в каком элементе иерархической структуре должны приниматься важнейшие решения — дело высшего руководства организации. Это определяет форму организационной структуры и эффективность управленческих решений.

Здесь рассматривается вопрос об относительном объеме полномочий, делегируемых различным элементам организационной структуры. Как было установлено в ходе анализа соотношений полномочий различных уровней управления, руководитель должен делегировать подчиненному, по крайней мере, такой объем полномочий, который необходим последнему для решения поставленных перед ним задач. Кроме того, если норма управляемости становится слишком высокой, то линейные полномочия должны быть делегированы и введены дополнительные уровни управления, чтобы не допустить потери координации. Эти требования носят, однако, самый общий характер, и существует множество различных способов делегирования полномочий в зависимости от того, какое конкретное решение необходимо принять.

Организации, в которых  руководство высшего звена оставляет  за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших  решений, называются централизованными. Децентрализованные организации — это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.

Степень централизации.

На практике, однако, не встречается  полностью централизованных или  децентрализованных организаций. Такие  организации представляют собой  лишь предельные точки некоего континуума, между которыми лежат все встречающиеся  на практике типы структур. Степень  централизации варьирует от организации, где большая часть (если не все) полномочия, необходимые для принятия важнейших решений, остаются на высшем уровне управления, до организации, где большая часть таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница состоит лишь в относительной степени делегирования прав и полномочий. Поэтому любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или в сравнении с собой же, но в другие периоды. Так, например, «Аи Би Эм» имеет относительно централизованную структуру управления, но расширяет использование децентрализованных структур. В Европе, например, «Аи Би Эм» подразделила все свои филиалы, и отделения на пять экономических центров. Руководителям этих центров даны очень большие права для принятия решений, определяющих важнейшие экономические показатели отделений

Понять, насколько данная организация централизованна в  сравнении с другими, можно определив  следующие ее характеристики.

1.         Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления, чем больше количество тех решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем большая степень децентрализации.

2.         Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звена могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло.

3.         Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация, по-видимому, децентрализованная.

 Количество контроля за работой подчиненных в сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей, исходя из предположения, что все эти решения правильные. Оценка действий руководства делается на основании суммарных достигнутых результатов, в особенности, уровня прибыльности и роста организации.

В рамках одной и той  же организации одни отделы могут  быть более централизованы, чем другие. Управляющие магазинами и привилегированные  арендаторы (например, в сети ресторанов «Макдональдс») имеют почти неограниченную власть принимать решения в отношении своего персонала и некоторые полномочия в выборе закупаемых продуктов. В этой фирме решения о размещении новых ресторанов и магазинов принимаются в средних звеньях управления, в то время как решения, определяющие уровень цен и выпуск новых товаров, принимаются только высшим руководством. В обычных больницах административные функции имеют высокую степень централизации, но собственно медицинский персонал и, в первую очередь, лечащие врачи почти полностью автономны и независимы в своих действиях.  

Говоря о той или  иной степени централизации или  децентрализации организации, мы фактически определяем степень делегирования  высшим руководством нижестоящим уровням  управления своих полномочий по принятию важнейших решений в таких  областях, как определение цен, разработка видов продукции, маркетинг и  вопросы, связанные с эффективностью работы отдельных структурных единиц. Даже в большой степени децентрализованных организациях высшее руководство оставляет  за собой право выносить решения  по таким вопросам, как определение  общих целей и задач организации, стратегическое плакирование, формулирование политики фирмы в различных областях, коллективные договоры с профсоюзами, разработка финансовой и бухгалтерской  системы фирмы. Ясно, что было бы глупо позволить руководству  какого-либо одного отдела диктовать, как должна работать организация  в целом. По аналогичным причинам руководство высшего звена должно оставлять за собой контроль за расходами  и стратегическими планами своих  важнейших отделений. Фирма «Дженерал  Дайнемикс» понесла огромные убытки из-за того, что при проведении серьезной  децентрализации структуры управления в ведении высшего руководства  не были оставлены полномочия по решению  этих вопросов. Одна из причин того, что  «Бэнк оф Америка» потерял в 1986 г. почти 1 млрд. долл., заключалась в  чрезмерной децентрализации решений  по вопросам о предоставлении займов. Согласно результатам одного из исследований, «в настоящее время «Бэнк оф Америка» резко сокращает число своих  отделений, которые могут предоставлять  кредиты и возлагает на высокопоставленных служащих центрального отделения банка  обязанность регулярно проверять  их работу».

Хотя в организациях с  сильно децентрализованными структурами  полномочия принимать решения должны делегироваться руководству среднего звена, важнейшие решения в крупных  фирмах все разно принимаются  только служащими, занимающими достаточно высокие должности и на уровне не ниже руководства отдела. Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией. 

Вскоре после первой мировой  войны такие фирмы, как «Дженерал Мотор», «Дюпон», «Сире» и «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» осознали серьезность потенциальных проблем, заключавшихся в функциональных централизованных структурах. Хотя функциональная организация и централизованный порядок принятия решений в прошлом доказал свою эффективность, по мере расширения номенклатуры продукции этих фирм, проявления активности в новых областях бизнеса, выхода на международные рынки, руководство высшего звена осознало, что количество и сложность решений, которые они должны принимать, превышает их возможности. Руководство этих фирм пришло к выводу, что для обеспечения дальнейшего роста и развития организации, а также эффективности решений, принимаемых по ключевым вопросам, необходимо делегировать некоторые важные полномочия нижестоящим иерархическим уровням управления. Таким образом, эти организации стали переходить к децентрализованной структуре управления, при которой за высшим руководством остается решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов фирмы по отделениям, координации и оценки деятельности отделений. Руководителям отделений было делегировано право принимать решения в области, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.

Эта тенденция реорганизовывать структуру фирмы в соответствии ее стратегическими планами есть еще одна форма проявления уже  приводившегося нами тезиса о том, что  стратегия определяет структуру  — тезиса, который получил очень  много экспериментальных подтверждений^6. Примерно в то же время и по аналогичным  причинам к децентрализованной дивизиональной структуре стали переходить и некоторые другие крупные фирмы: «Юнион Карбайд», «Вестингауз Электрик», «Ю.Эс. Раббер», «Гудрич» и сеть бакалейно-гастровомических магазинов «Эй энд Пи». Однако, как этого и следовало ожидать, подобная тенденция не стала всеобщей, и не все фирмы, внедрявшие децентрализованную структуру, продолжали двигаться в этом направлении. Так, например, в 1976 г. один из пионеров децентрализации, фирма «Сиро начала реорганизовывать свою структуру в сторону большей централизации, что было вызвано снижением уровня прибыльности. В то время, как в существовавшей структуре большинство важных решений в отношении материально-технического снабжения и рекламы продукции в фирме «Сире» ранее принималось на уроне директора магазина или управляющего районной сетью магазинов, в новой структуре они должны приниматься в штаб-квартире фирмы. Руководство фирмы «Сире» пришло к заключению, что такой подход позволит лучше контролировать расходы, а на переговорах с поставщиками даст возможность лучше использовать все преимущества, связанные с масштабами фирмы и покупательной способностью «Сире».

В 1984 г. «Дженерал Моторс»  также реорганизовала часть своей  прежде децентрализованной структуры, сделав ее более централизованной. Руководство фирмы посчитало, что  такая реорганизация позволит выполнить  график запуска в производство новых  моделей, лучше контролировать издержки, ужесточить контроль качества и поможет  отделениям фирмы перейти к выпуску  более разнообразных моделей  взамен нынешних машин, почти неотличимых  друг от друга.

В прошлом «Дженерал Моторс» состояла из пяти отделений, и каждое разрабатывало и производило свои собственные модели автомобилей. Согласно новой структуре, разработка новых моделей была сосредоточена в двух отделениях (а не в пяти): большие автомобили и малолитражки. В отделение малолитражных автомобилей входят «Шевроле», «Понтиак» и «Дженерал Моторс оф Канада», а в отделение больших — «Бьюик», «Кадиллак» и «Олдсмобил». «Дженерал Моторс» будет продолжать сбывать свои автомобили через все пять отделений. Таким образом, в да ином примере маркетинговые функции остались децентрализованными, а производство и техническая политика приобрели большую степень централизации.

Согласно результатам  проведенного всеобъемлющего научного исследования, четыре отрасли отличаются наиболее высокой степенью децентрализации — это транспорт, химическая электротехническая и резинотехническая промышленность. По сравнению с более централизованными отраслями (пищевой и бумажной промышленностью, металлургией и машиностроением), эти отрасли отличаются высокой степенью диверсификации продукции и активностью на международных рынках.

У децентрализованных структур сегодня много сторонников. Частично это объясняется тем, что в  них заложена мысль о том, что  людям изначально присуща способность  успешно справляться с поставленными  задачами, а частично — многочисленными  подтверждениями эффективности  таких структур. Одно из наиболее ярких  и убедительных доказательств было представлено Питером Друкером. Он был одним из первых, кто начал  изучать, быть может, самый серьезный  в мировой истории опыт создания децентрализованной организации: децентрализацию  «Дженерал Моторс», предпринятую Альфредом  П. Слоуном в 20-х годах. Основываясь  на очевидном успехе децентрализации  в «Дженерал Моторс», «Сире», «Стандарт Ойл», «Дженерал Электрик» и «Дюпон», Друкер заключил, что «основное правило для любой организации состоит в том, чтобы вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд».

Очевидно, что многие руководители согласны с этим выводом. Большинство  крупных американских корпораций имеют  децентрализованную организацию. Их общая структура базируется на принципе федеральной децентрализации, при которой руководители важнейших отделений могут действовать почти полностью автономно во всем, что касается производимой ими продукции. Однако даже самые ярые сторонники децентрализации признают, что она не является единственным средством для любой ситуации. И централизация, и децентрализация имеют свои недостатки и преимущества, соотношение которых определяется внешними и внутренними переменными.

Информация о работе Сущность, предмет и содержание менеджмента