Сущность реструктуризации, и ее значение в условиях экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

В наше время в России, не смотря на экономический кризис, происходит перестройка структуры экономики. Главной целью процесса становиться реструктуризации предприятия, включающая широкий комплекс методов, инструментов и форм для обеспечения устойчивого развития.
Реструктуризация, латинское слово структура (structura), означает порядок, строение, расположение. Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (другими словами порядка, расположения ее элементов), а так же составляющих, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов внешней и внутренней среды.

Содержание

Введение……………………………………………………………
Глава 1. Основные теоретические аспекты сущности и форм реструктуризации предприятий…………………………………
Понятие и сущность реструктуризации предприятия…………
Этапы реструктуризации предприятия…………….. 13
Виды проведения реструктуризации предприятия……. 16
Экономический кризис как элемент внешней среды предприятия…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 91.57 Кб (Скачать файл)

Все указанные проблемы взаимосвязаны между собой и делятся на две группы (внешние - проблемы, решение которых практически не зависит от самих банков и внутренние - связанные с непосредственной деятельностью банков).

Вышеперечисленные проблемы возникли как следствие недостаточной квалификации или низкого качества работы высших руководителей конкретных коммерческих банков, а так же в результате сочетания недостаточного контроля за работой банков со стороны акционеров и несовершенства банковского надзора.

Часто нарушались размеры риска на одного заемщика, из-за того что во многих банках плохо налажено управление рисками. К обычным банковским рискам добавлялись риски, связанные с владением промышленными и другими предприятиями. Из всего этого следует вывод – причины кризиса накапливались задолго до его начала.

    1. Развития кризиса в платежеспособности банка.

Условия, которые способствовали в  возникновении кризиса:

  • Грубые ошибки в планировании платежных потоков, приведшие к серьезной несбалансированности активно-пассивных операций;
  • отсутствие необходимого для управления ликвидностью объема высоколиквидных активов на балансе банка;
  • постоянное привлечение с межбанковского рынка средств в объемах,

практически имевшие суммарный лимит кредитования;

  • допуск халатности в работе, приводящей к сбоям отдельных платежей и несвоевременному исполнению платежей;
  • недостаточная квалификация кадров;
  • неадекватное состояние технического обеспечения проводимых банком операций;
  • снижение маржи банка;
  • рост доли госбумаг и прочих высоколиквидных активов, находящихся под залогом;
  • рост принятых на себя гарантий по сделкам третьих лиц;
  • снижение диверсификации активов и пассивов по видам операций и по срокам;
  • негативные изменения в структуре ресурсной базы и направлений вложенных средств, при достаточном уровне накопленной и покупной ликвидности (рост привлеченных межбанковских кредитов и использование их как часть постоянного ресурса, рост доли неустойчивых пассивов, снижение собственного капитала, нарастание убытков, предельно малое значение высоколиквидных активов и предельно высокое значение выданных кредитов и вложений в фондовый рынок, высокое значение открытой валютной позиции, рост дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.);
  • мошенничество руководителей или сотрудников банка;
  • нарушение нормативной и законодательной базы.

Признаки неплатежеспособности банков:

  • Частое возникновение дефицита ликвидной позиции банка;
  • появление и рост задержек платежей по количеству и суммам (увеличение времени прохождения платежей и наличие картотек);
  • активизация рекламной деятельности и повышение процентных ставок выше средних;
  • наличие формы 1328 «Перечень платежей, не принятых к проводу по причине отсутствия средств на корсчете кредитной организации»;
  • увеличение платы и введение регламентов, увеличивающих время проведения платежей;
  • предельно низкий уровень ликвидных активов на счетах банка;
  • рост технологических сбоев;
  • закрытие лимитов на банк;
  • отток средств клиентов, приближенных к руководству банка.

Кризис при перечислении платежей:

  • Хроническое нарастание задержек и неисполнение платежей;
  • информация в прессе и на рынке о проблемах банка;
  • массовый отток средств со счетов клиентов (в пределах сумм, которые банк в состоянии проплатить);
  • начало массовых претензий и судебных разбирательств;
  • свертывание масштабов деятельности, максимальное сокращение издержек;
  • продажа основных средств;
  • сокращение персонала банка;
  • свертывание отдельных операций, значительное снижение балансовых показателей (валюты баланса, капитала, ликвидных активов, расчетных счетов), рост доли просроченных и заложенных активов, снижение качества обеспечения выданных кредитов, нарушение нормативов деятельности и ряд других;
  • возможные изменения в руководстве или его бегство;
  • выход отдельных учредителей из состава банка (или получение ими кредитов на суммы, близкие к доле их участия);
  • ввод временной администрации.

 

Банкротство банков:

  • Отсутствие средств, для проведения платежей;
  • массовые судебные разбирательства;
  • отзыв лицензии;
  • образование ликвидационной комиссии;
  • распродажа оставшегося имущества, возврат кредитов, реализация залогов по невозвратным ссудам.

Изучив и проанализировав, из-за чего происходит развитие кризиса в платежеспособности банка можно сделать ряд выводов.

Во-первых, реальные проблемы банка могут начаться после того, как

установиться постоянная тенденция к чистому оттоку средств клиентов из банка. Особенно сильной проблема оказывается в случае сильного дисбаланса активно-пассивных операций по коротким срокам при недостаточном объеме ликвидных средств на балансе банка.

Во-вторых, в процессе развития кризиса начинает постепенно сокращаться

запас ликвидных активов на балансе и выдача новых кредитов, что не только снижает доходы банка, но и ухудшает качество его активов, так как проблемные кредиты никуда не исчезают и, следовательно, их доля в портфеле банка растет.

В-третьих, для удержания и привлечения заемных средств банк может начать

начислять все больший и больший процент, что значительно (порой в несколько раз) увеличивает его расходы и быстро приводит к потере капитала.

В-четвертых, как следствие двух предыдущих, - значительное превышение

расходов над доходами способно еще до конца текущего года «съесть» весь или большую часть капитала банка, что не только значительно снизит его способность защищаться от рисков, но и может привести к ликвидации банка со всеми вытекающими последствиями.

В-пятых, параллельно с перечисленными проблемами, во многом их

провоцируя, ускоряя и являясь их следствием, начинает расти отток средств с депозитных счетов клиентов. И если этот рост будет опережать возможности по высвобождению средств, для оплаты собственных обязательств, в банке начнется кризис неплатежей. Если к этой стадии банку не удастся выровнять свой платежный баланс, либо привлечь достаточно средств, для покрытия разрыва ликвидности, дальше может произойти неуправляемая цепная реакция по росту требований, предъявляемых банку, с одновременным значительным снижением каких-либо поступления в банк.

Наиболее вероятным развитием событий может оказаться либо санация банка сторонней организацией, либо его ликвидация, потому что восстановление нормальной работы для банка является финансово затратная процедура.

3.4 Методология реструктуризации

Не только выбор методологии, но и особенно практическая реализация всего комплекса мероприятий по реструктуризации – сложнейший процесс.

Традиционный подход к модернизации организации – осуществление изменений в структуре ее отдельных подразделений, что обеспечивает решение некоторых частных задач без значительной перестройки бизнес-процессов в целом. Более выгодным сегодня может оказаться метод, направленный прежде всего на улучшение потока продуктов, услуг и информации в целом, т.е. реинжиниринг бизнес-процессов (BPR- BusinessProcessReengineerig). Реинжиниринг является одной из самых популярных управленческих теорий 90-х годов. Основы этой теории были заложены в 1984-90-х годах в ходе исследовательских работ, проводимых Массачусетским технологическим институтом. Теория получила широкое распространение после выхода в начале 90-х годов статьи и книги профессора Майкла Хаммера.

В настоящее время все согласны с утверждением, что рынки и экономическая ситуация становятся все более и более динамичными – быстрая оптимизация бизнес-процессов с учетом меняющихся условий становиться основным фактором, определяющим успех деятельности любой организации. Теперь успех -–уже производная не от статической мощи или от удерживаемой доли рынка и тому подобного, а прямое следствие способности быстро и адекватно реагировать на изменение внешних условий.

Реинжиниринг предполагает более глубокую перестройку, чем другие способы модернизации бизнес-процессов. Относительная величина изменений при реализации программы BPR может достигать 40%, в то время как другие способы модернизации приводят к изменениям порядка 10-20%.

Кроме того, реинжиниринг рассматривается как подход, обратный принципам тейлоризма, или научного управления. Согласно этим принципам для обеспечения необходимой эффективности любая работа должна быть разбита на множество элементарных, зачастую повторяющихся операций. Эти операции обычно выполняют разные люди или даже разные подразделения. Наиболее полное воплощение принципов тейлоризма – конвейер. Однако в настоящее время этот подход не оптимален, особенно применительно к финансовым организациям.

Наиболее важная особенность BPR – акцент на повышение общей эффективности бизнес-процессов вместо повышения эффективности отдельных его частей. В ходе работ необходимо прежде всего сформировать идеальное решение, модель tobe (должно быть).

Формирование идеальной схемы необходимо, чтобы отвлечь мышление от существующего в конкретной организации бизнес-процесса. В противном случае, в качестве исходной точки во всех построениях будут неосознанно использоваться уже существующие схемы.

 

3.5. Меры для разработки реструктуризации банковской системы.

При разработке мер реструктуризации банковской системы целью программы является восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повышение ответственности руководителей и собственников за результаты их деятельности по управлению банками.

При проведении процесса реструктуризации и максимально возможное сохранение имущества банковской системы основными принципами реструктуризации банковской системы является минимизация государственных издержек. Осуществление процесса реструктуризации предполагает равное отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов, выраженной в сокращении доли объема принадлежащего им банковского капитала и привлечении всех заинтересованных сторон к процедуре реструктуризации.

Решения о процедурах реструктуризации будут приниматься на основе комплексного анализа финансового положения проблемных кредитных организаций, перспектив их дальнейшей деятельности с учетом информации, полученной от кредитных организаций, в том числе и о качестве их активов, размере собственных средств.

По результатам анализа проведен предварительный расчет затрат на реструктуризацию банковской системы и выработан подход к реструктуризации банков, отнесенных к одной из следующих групп:

Группа 1: стабильно работающие банки, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и самостоятельно решать свои текущие проблемы;

Группа 2: региональные банки, которые должны стать "опорными" в будущей региональной банковской системе России;

Группа 3: отдельные крупные банки, не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако, нецелесообразно закрывать по причине слишком высоких социальных и экономических издержек;

Группа 4: банки, испытывающие существенный дефицит ликвидности или собственных средств (капитала).

К каждой группе банков предлагается своя стратегия поведения, подходы к участию государства в их поддержке.

При финансовой поддержке кредитных организаций появляется возможность определять решения, принимаемые кредитной организацией, в том числе путем приобретения ее контрольного пакета акций. Оказание финансовой поддержки может осуществляться путем участия в увеличении уставного капитала, предоставлении кредитов, приобретении долговых обязательств или активов, предоставления финансирования под уступку прав требования, исполнения обязательств кредитной организации.

Информация о работе Сущность реструктуризации, и ее значение в условиях экономического кризиса