Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:03, курсовая работа
Целью курсовой работы выступает изучение сущности стратегического менеджмента, его функций и основных задач во всех его экономических и функциональных проявления и взаимодействиях. Показать на практике применение стратегических решений.
В соответствии с целью перед работой ставятся следующие основные задачи:
- изучить стратегический и тактический аспекты менеджмента;
- определить сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента;
- рассмотреть функциональную модель стратегического менеджмента;
- определить основные функции менеджмента и раскрыть их содержание;
- изучит основные этапы стратегического менеджмента.
Введение……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Сущность стратегического управления организацией
1.1 Сущность, функции и задачи стратегического управления и особенности стратегических решений…………………………………………………………………… 5
1.2 Классификация стратегий в теории стратегического управления…………………………………………………………………….. 9
Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии организации
2.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях…………………………………………………………………..17
2.2 Организационная характеристика предприятия
ООО «Интурист-Саратов»……………………………………………………20
Глава 3. Принятие стратегических решений на примере
ООО « Интурист-Саратов»
3.1 Анализ внутренней среды ООО «Интурист-Саратов»……………….23
3.2 Анализ внешней среды ООО «Интурист-Саратов»…………………..25
3.2.1 Среда прямого воздействия…………………………………………..26
3.2.2.Среда косвенного воздействия, PEST-анализ ………………………28
3.3 SWOT-анализ…………………………………………………………….32
3.4. Атакующая стратегия с использованием БКГ матриц………………34
Заключение…………………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………………42
Приложение………………………………………………………………….45
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность стратегического управления организацией
1.2 Классификация стратегий в теории стратегического
управления……………………………………………………
Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии организации
2.1 Предпосылки развития стратегического
управления на российских предприятиях………………………………………………
2.2 Организационная характеристика предприятия
ООО «Интурист-Саратов»…………………
Глава 3. Принятие стратегических решений на примере
ООО « Интурист-Саратов»
3.1 Анализ внутренней среды ООО «Интурист-Саратов»……………….23
3.2 Анализ внешней среды ООО «Интурист-Саратов»…………………..25
3.2.1 Среда прямого воздействия…………………………………………..
3.2.2.Среда косвенного
3.3 SWOT-анализ…………………………………………………
3.4. Атакующая стратегия с
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………42
Приложение……………………………………………………
Введение
Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Ряд примеров подобного рода, показывающих широту понимания менеджмента. Менеджмент — это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров.
В настоящее время стратегическое управление (стратегический менеджмент) является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегического планирования, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран. В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.
На сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия «стратегический менеджмент». Приведем наиболее распространенные определения.
«Стратегия— это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом,
что предприятие получает единое направление движения» .
«Стратегическое управление ( менеджмент )— это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь— ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».1
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том что, определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Целью курсовой работы выступает изучение сущности стратегического менеджмента, его функций и основных задач во всех его экономических и функциональных проявления и взаимодействиях. Показать на практике применение стратегических решений.
В соответствии с целью перед работой ставятся следующие основные задачи:
- изучить стратегический
и тактический аспекты
- определить сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента;
- рассмотреть функциональную
модель стратегического
- определить основные
функции менеджмента и
- изучит основные этапы стратегического менеджмента.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Сущность стратегического управления организацией
1.1 Сущность, функции и
задачи стратегического
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
• В каком положении
предприятие находится в
• В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
• Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию. По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения — это управленческие решения, которые:
1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятияоперативных управленческих решений;
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают
неконтролируемые внешние
3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно
серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:
• реконструкцию предприятия;
• внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
• организационные изменения
(изменения организационно-
• выход на новые рынки сбыта;
• приобретение, слияние предприятий и т. д.
Особенности стратегических решений:
Стратегические решения характеризуются тем, что они:
• инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;
• направлены, на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее;
• отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль;
• направлены в будущее и являются, следовательно, неопределенными по своей природе;
• требуют знаний — результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия. Для них нет жестких временных рамок;
• субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;
• необратимы и имеют долгосрочные последствия.2
Решение руководителей предприятия выйти на новые рынки относится к числу стратегических решений и обладает всеми присущими им особенностями: оно направлено на перспективные цели, связанные с будущими возможностями; имеется несколько альтернативных вариантов реализации этого решения (работать с посредниками или самостоятельно, с какими именно посредниками); у этого решения достаточно высок риск; успех в его реализации во многом будет зависеть от качественной проработки всех взаимосвязанных вопросов. Вместе с тем объективно оценить целесообразность данного решения до его реализации не представляется возможным
Возрастание коммерческих рисков вынуждает менеджеров обращаться
к стратегическому управлению как средству сохранения конкурентоспособности предприятия в динамичной внешней среде. В целом
можно сказать, что эффективность
системы стратегического
определяется тем, что она:
• обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;
• облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;
• обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали;
• помогает справиться с изменениями и провести изменения;
• дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;
• помогает делать стратегический
выбор и реализовывать
Стимулировать стратегические изменения могут, например, такие события:
• смена руководства предприятия;
• вмешательство внешних организаций.
В российских условиях чаще всего такой организацией является не банк, как это бывает за рубежом, а налоговая инспекция и управление по делам о несостоятельности и банкротству, которые вынуждают предприятие разрабатывать антикризисную программу;
• угроза смены владельца или поглощения предприятия;
• осознание менеджерами
Таким образом, хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Поэтому Стратегия должна стать «"нитью времени", связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию».3
1.2 Классификация стратегий в теории стратегического управления
Стратегия - интегрированная модель действий,
предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор
правил принятия решений, используемый
для определения основных направлений
деятельности. В литературе по стратегическому
планированию существует два противоположных взгляда
на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный
долгосрочный план достижения некоторой
цели, а выработка стратегии – это процесс
нахождения некоторой цели и составление
долгосрочного плана. Такой подход основывается
на том, что все возникающие изменения
предсказуемы, происходящие в среде процессы
носят детерминированный характер и поддаются
полному контролю и управлению. Во втором
случае под стратегией понимается долгосрочное качественно
определенное направление развития предприятия,
касающееся сферы, средств и формы ее деятельности,
системы внутрипроизводственных отношений,
а также позиций предприятия в окружающей
среде. При таком понимании, стратегию
можно охарактеризовать как выбранное
направление деятельности, функционирование
и рамках которого должно привести организацию
к достижению стоящих перед ней целей.
В стратегическом планировании направление
деятельности выбирается обычно по результатам
стратегического анализа, проведенного
с помощью матрицы БКГ и других матриц, а также по результатам SWOT анализа предприятия.
В деловой жизни под стратегией
понимается общая концепция того, как
достигаются цели организации, решаются
стоящие перед ней проблемы и распределяются
необходимые для этого ограниченные ресурсы.
Такая концепция (соответствует стратегии
второго типа) включает в себя несколько
элементов. Прежде всего, к ним относится
система целей, включающая миссию, общеорганизационные
и специфические цели. Другой элемент
стратегии – политика, или совокупность
конкретных правил организационных действий,
направленных на достижение поставленных
целей. Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед,
конкретизируется в различного рода проектах,
программах, практических действиях и
реализуется в процессе их выполнения.
Значительные затраты труда и времени
многих людей, необходимые для создания
стратегии предприятия, не позволяют ее
часто менять или серьезно корректировать.
Поэтому она формулируется в достаточно
общих выражениях. Это – предполагаемая
стратегия. Вместе с тем, как внутри организации,
так и вне ее появляются новые непредвиденные
обстоятельства, которые не укладываются
в первоначальную концепцию стратегии.
Они могут, например, открыть новые перспективы
развития и возможности для улучшения
существующего положения дел или, наоборот,
заставить отказаться от предполагаемой
политики и плана действий. В последнем
случае первоначальная стратегия становится
нереализуемой и предприятие переходит
к рассмотрению и формулированию неотложных
стратегических задач. В общем случае,
на предприятии может быть разработано
и реализовано четыре основных типа стратегий:
Информация о работе Сущность стратегического менеджмента и стратегических решений в организации