Сущность управления как информационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ информационных процессов и шумов в них на примере ЗАО «Нордавиа», а также выдача рекомендаций по их оптимизации.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи и исследовать:
Сущность управления.
Основные характеристики информационного процесса.
Наука семиотика и уровни информационного процесса.
Нарушения в информационном процессе – шумы.
Основные характеристики информационного процесса в компании ЗАО «Нордавиа», источники шумов и способы их нивелирования.

Содержание

Введение 3
1. Сущность управления 4
2. Характеристики информационного процесса 7
3. Наука семиотика и уровни информационного процесса 12
4. Шумы в информационном процессе 15
5. Анализ информационного потока в ЗАО «Нордавиа» 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

В процессе «Получение»  информация преобразуется в данные, имеющие форму цифровых кодов, реализуемых на физическом уровне с помощью различных физических явлений (электрических, магнитных, оптических, механических и т.д.).

Следующие за процессом «Получение» информационные процессы уже производят преобразование данных. Процесс обработки данных включает в себя процедуры преобразования значений и структур данных путем моделирования, логического вывода и др., а также процедур организации вычислений.

Процесс «Отображение»  содержит процедуры преобразования данных в форму, удобную для восприятия: звук, изображение — текстовое, цифровое, графическое, видео, твердая копия на бумаге.

Процесс формирования знаний является составной частью базовой информационной технологии, поскольку ее высшим продуктом является знание. Формирование знания как высшего информационного продукта до сих пор являлось прерогативой человека. Автоматизированный процесс предоставления знаний может оказать помощь при решении трудно формализуемых задач. В этом процессе объединяются такие процедуры, как формализация знаний, их накопление и генерация (вывод) новых знаний на основе накопленных в соответствии с поставленной задачей, объяснение полученных автоматизированным путем знаний.[8]

Процесс «Обмен»  предполагает передачу данных между  всеми процессами и связан со всеми процедурами на уровне данных. Процесс накопления позволяет преобразовывать информацию, длительное время хранить, постоянно обновляя, и при необходимости оперативно извлекать в заданном объеме и по определенным признакам. Процедуры этого процесса— архивирование, обновление и поиск — состоят в организации хранения (быстрое и не избыточное накопление данных по заданным признакам и не менее быстрое осуществление их поиска) и актуализации данных.

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Системная модель коммуникации рассматривается как коммуникационный процесс не в виде монолога, а равноправного диалога. Наряду с коммуникационными процессами, ведущую роль в такой модели начинают играть информационные взаимодействия.

Понятие эффективной  коммуникации связано с коммуникантом и предполагает получение достоверной информации реципиентом, адекватное ее понимание и ответную его реакцию в соответствии с прогнозом отправителя. Эффективность всей системы коммуникации может быть повышена путем уменьшения уровня помех, воздействующих на канал передачи сообщений, путем дублирования сообщения, его кодирования, повышения качества канала связи.

При передаче информации необходимо наличие общего смысла предмета общения и организация совместной местности. Во время передачи информации собеседники осознанно или неосознанно  влияют друг на друга. Передача информации возможна при наличии единого языка, единого понимания значения слов и единого понимания ситуации. Наличие коммуникативных барьеров: социальных (связаны с принадлежностью к определенной социальной группе), личностных (связаны с личностными особенностями), неосознаваемых (связаны с доверием или недоверием, открытостью для информации). Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум – это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. [8]

 

 

 

  1. НАУКА СЕМИОТИКА И УРОВНИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе называется семиотика. Поскольку знак есть носитель информации, семиотика имеет большое прикладное значение при исследовании и проектировании знаковых систем, используемых в процессах передачи и обработки информации. Она рассматривает различные аспекты информационного взаимодействия систем и состоит из трех уровней: синтактики, семантики и прагматики.

В области  семиотики в соответствии с теорией экономической информации, в процессе передачи сообщений в системах управления возникают три типа проблем:

  1. точности передачи символов (знаков), применяемых для передачи сообщений, - техническая проблема;
  2. точности выражения содержания символами – проблема смысла;
  3. влияния принятого сообщения на выбор поведения получателя - проблема ценности сообщения.[9]

Каждая из этих парных проблем изучается соответствующей наукой, что и указано в табл.1.

Таблица 1

Проблемы  передачи сообщений и изучающие  их науки

Проблема

Характер проблемы

Наука

Точность  передачи символов (знаков), применяемых  при передачи сообщений

Техническая

Синтактика

Точность  выражения содержания символами

Проблема  смысла

Семантика

Влияние принятого  сообщения на выбор поведения  получателя

Проблема  ценности сообщения

Прагматика


 

Как следует из данных табл.1, первая из указанных в ней проблем изучается синтактикой. Синтактика изучает структуру знаков и отношений между ними с точки зрения синтаксиса, безотносительно к тому, что они отражают и как воспринимаются адресатом. Синтаксический анализ — обработка текста на естественном языке, цель которой заключается в получении синтаксического представления этого текста, в частности его синтаксической структуры. Синтактика изучает информацию с точки зрения способов и техники передачи. Она изучает отношения между знаками или символами, взятыми безотносительно к их конкретному содержанию и ценности для получателя, например относительные частоты появления знаков в сообщении. Синтаксические проблемы решаются в основном в классической теории информации, которая рассматривает проблемы количественного измерения информации, оптимального кодирования сообщений, увеличения скорости передачи информации и другие проблемы. При их решении можно отвлечься от содержания и ценности сообщений.

Вторая проблема изучается  также семантикой. Семантика изучает  отношения между знаками и  обозначаемыми ими объектами, не касаясь получателя знаков. Она изучает  общие закономерности построения любых знаковых систем, рассматриваемых в синтактике. Различают семантику логическую и структурную. Логическая семантика рассматривает знаковые системы как средства выражения смысла, установление зависимости между структурой знакосочетаний и их выразительными возможностями. Структурная семантика — раздел структурной лингвистики, посвященный описанию смысла языковых выражений и операций над ним. Семантический анализ — совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом (смысловом) языке. Семантический анализ моделирует процесс понимания текста человеком.

Семантика рассматривает отношения между знаками и объектами, между знаками и их значениями, а также между объектами (событиями) и отображающими их понятиями, т.е. она изучает информацию с точки зрения ее смыслового содержания и правильного истолкования. Для того чтобы понять принятое сообщение, получатель должен обладать определенным запасом знаний. Если значение знака не может быть установлено, то оно не несет получателю никакой информации. Если информация как отображение может существовать отдельно от человека и процессы ее передачи могут быть рассмотрены вне зависимости от получателя, то семантическая проблема может быть решена только в связи с конкретным получателем информации.

Третья проблема изучается  прагматикой. Прагматика изучает восприятие осмысленных выражений знаковой системы в соответствии с разрешающими способностями воспринимающего. Теоретическая прагматика рассматривает некоторые гипотезы о свойствах и строении интеллекта, которые формулируются на основе данных нейрофизиологии, экспериментальной психологии, бионики, теории персептронов и т.д. Прикладная прагматика включает в себя исследования, посвященные эмпирическому анализу понимания людьми различных языковых выражений, изучению ритмики и стихосложения, а также разработке информационно-поисковых систем.

Прагматика исследует ценность сообщений для получателя (отношения между знаками и их получателями), т.е. влияние информации на решение стоящих перед получателем задач. Ценность информации меняется в зависимости от места, времени, обстановки, возможности ее использования. Таким образом, прагматический аспект исследования информации является наиболее конкретным, учитывающим и синтаксические, и семантические отношения между знаками.[9]

Таким образом, выделяют три уровня рассмотрения любого информационного сообщения, три уровня абстрагирования от особенностей, конкретных актов обмена информацией. На прагматическом уровне для выявления полезности информации рассматривают все элементы информационного обмена. На семантическом уровне, отвлекаясь от получателя информации, конечной целью изучения является смысловое значение сообщения, его адекватность описываемым объектам. Наиболее узким является синтактический уровень — уровень изучения только самих знаков и соотношений между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ШУМЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Шум – это любое  вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Каждому семантическому уровню соответствует аналогичный этап информационного процесса, в течение реализации которого могут возникать различные шумы и помехи:

1) К синтактическому уровню семиотики относится этап сбора информации, на котором сообщение, представленное определенной последовательностью знаков и переданное по каналу связи, принимается получателем.  При этом в канале связи может возникать шум: электрические помехи, описки, оговорки и тому подобные технические ошибки, приводящие к снижению скорости передачи информации, а значит снижению ее актуальности. Поэтому информация на данном этапе проходит физический фильтр, способствующий снижению шумов.

Синтаксические  проблемы решаются в основном в классической теории информации, которая рассматривает проблемы количественного измерения информации, оптимального кодирования сообщений, увеличения скорости передачи информации и другие проблемы. При их решении можно отвлечься от содержания и ценности сообщений.

2) К семантическому уровню семиотики относится этап обработки информации, в ходе реализации которого рассматриваются отношения между знаками и объектами, между знаками и их значениями, а также между объектами (событиями) и отображающими их понятиями, т.е. изучается информацию с точки зрения ее смыслового содержания и правильного истолкования. На данном этапе сообщение должно быть усвоено, понято получателем. То или иное толкование получателем выступает в роли семантического фильтра. [9]

При прохождении семантического фильтра также возникают шумы: отсутствие однозначного соответствия между знаком и объектом, знаком и понятием, что не позволяет точно истолковать полученное сообщение; отсутствие в сообщении необходимых сведений; отсутствие у принимающей стороны кода для расшифровки полученного сообщения и т.п. Таким образом, информация теряет свою достоверность.

Семантическая проблема может быть решена только в связи с конкретным получателем информации. Для того чтобы понять принятое сообщение, получатель должен обладать определенным запасом знаний или использовать для данных целей специализированные информационные технологии. Для снижения шумов необходимо повышать качество канала связи.

3) Прагматический аспект исследования информации является наиболее конкретным, учитывающим и синтаксические, и семантические отношения между знаками. К прагматическому уровню семиотики относится этап формирования знаний, объединяющий в себе формализацию знаний, их накопление и генерацию (вывод) новых знаний, объяснение полученных автоматизированным путем знаний. Прагматика исследует ценность сообщений для получателя (отношения между знаками и их получателями), т.е. влияние информации на решение стоящих перед получателем задач.

Ценность  информации меняется в зависимости от места, времени, обстановки, возможности ее использования. Сообщение может быть принято и понято, но если получатель не настроен на его использование, то оно не доставит ему информации. Таким образом, сообщение должно быть оценено. Механизм оценки сообщений играет роль прагматического фильтра. Следует заметить, что в процессе обучения расширение знаний специалиста имеет самостоятельную ценность вне зависимости от будущего конкретного использования. При прохождении прагматического фильтра также возникают шумы: бесполезные сведения, дезинформация.[8]

Формирование  знания как высшего информационного продукта до сих пор являлось прерогативой человека. Автоматизированный процесс предоставления знаний может оказать помощь при решении трудно формализуемых задач.

Таким образом, информация - то, что доведено до получателя через тройной механизм восприятия, т.е. это сообщение, принятое, понятое и оцененное как полезное. Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надежность обмена информацией и хотя бы частично избежать ее потерь, различных помех, искажающих смысл.

К помехам относятся:

  1. предвзятости и стереотипы, которыми могут обладать все, поэтому после об 
    мена информацией необходимо удостовериться в том, насколько она понята;
  2. предоставление ложных сведений из-за желания показать себя с лучшей стороны, скрыть ошибки, застраховаться от возможных конфликтных ситуаций и не 
    приятностей;

Информация о работе Сущность управления как информационного процесса