Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:12, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что данная тема становится сегодня крайне актуальной в условиях дефицита профессионалов на очень динамичном рынке труда. Как показывают последние опросы, в России примерно две трети работающих людей время от времени задумываются о переходе в другие компании, хотя пойти на такой шаг готовы далеко не все. Из-за ухода специалистов и кадровой нестабильности предприятия несут немалые финансовые потери. Поэтому лояльность к своей компании становится, сегодня таким же ключевым требованием к сотруднику, как и профессионализм.
Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения проблемы текучести кадров.
1.1 Кадровая политика на предприятии
1.2 Регулирование текучести кадров
1.3 Причины текучести кадров
Глава 2. Анализ текучести кадров в ОАО «РЖД»
2.1 Характеристика ОАО «РЖД»
2.2 Финансово-экономическая деятельность ОАО «РЖД»
2.3 Кадровая политика ОАО «РЖД»
Глава 3. Рекомендаций по сокращению текучести кадров Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги»
3.1 Определение экономического ущерба, вызванного текучестью персонала.
3.2 Приведение уровня текучести к приемлемому значению.
3.3 Оценка удовлетворенности работников Открытом Акционерном Обществе «Российские Железные Дороги».
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы………
Хабаровская дирекция материально-технического обеспечения
Челябинская дирекция материально-технического обеспечения
Читинская дирекция материально-технического обеспечения
Южно-Сахалинская дирекция материально-технического обеспечения
Ярославская дирекция материально-технического обеспечения
в том числе склад временного хранения и таможенный склад в Москве, оказывающих полный комплекс складских услуг, включая перевалку с железнодорожного транспорта на автомобильный и обратно, отправку сборных грузов.
Общеэкономические и политические условия
Экономические факторы - это факторы, связанные с инфляционными процессами и с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка: в основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен.
В 2009 году были выполнены основные объемные показатели работы Компании. (Таблица 2.2)
Фактическое выполнение погрузки составило 1220,9 млн. тонн. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года по сети железных дорог было погружено на 60,1 млн. тонн (5,2%) больше.
Наименование показателей | 2008 г. | 2009 г. | Изменение за год (%) |
Погрузка грузов, млн. тонн | 1 160,7 | 1 220,9 | 105,2 |
Внутрироссийские перевозки, млн. тонн | 757,7 | 787,7 | 104,0 |
Внешнеторговые перевозки, млн. тонн, в т.ч. | 403,0 | 433,2 | 107,5 |
в направлении погранпереходов | 274,0 | 278,1 | 101,5 |
в направлении портов | 138,1 | 171,5 | 124,2 |
|
|
|
|
Приведенная работа, млрд. т-км | 1 826,5 | 1 965,9 | 107,6 |
Грузооборот, млрд. т-км | 1 668,9 | 1 801,6 | 108,0 |
Пассажирооборот, млрд. пасс.-км, в т.ч. | 157,6 | 164,3 | 104,3 |
в дальнем следовании | 109,5 | 114,6 | 104,7 |
в пригородном сообщении | 48,1 | 49,7 | 103,3 |
В процентном отношении распределение объемов перевозок по видам сообщения в 2009 году выглядит следующим образом: экспортные перевозки выросли на 2,2 процентных пункта по отношению к 2008 году и составили 78,5%, импортные перевозки снизились на 1,6 процентных пункта и составили 17,8%, транзитные перевозки снизились на 0,6 процентных пункта
и составили 3,7%
.
Рис. 2.2 Внешнеторговые перевозки по видам сообщения
Объем перевозок в направлении портов России увеличился за 2009 год на 24,1% (+33,4 млн. тонн) и составил 171,5 млн. тонн. Экспорт увеличился на 26,4% (+33,5 млн. тонн), транзит - на 14,4% (+0,5 млн. тонн). Одновременно произошло снижение импорта на 7,8% (–0,6 млн. тонн).
В 2009 году перевозки грузов через погранпереходы России снизились по сравнению с 2008 годом на 1,5% (–4,1 млн. тонн) и составили 278,1 млн. тонн. Снижение произошло за счет экспортных перевозок на 0,6% (–1,0 млн. тонн), импортных на 0,9% (–0,6 млн. тонн), транзитных перевозок на 7,9% (–2,5 млн. тонн).
Грузооборот
Показатели грузооборота в целом по итогам 2009 года составили 1801,6 млрд. тариф. т-км, что на 8,0% выше соответствующего периода 2008 года.
Рис. 2.3 Грузооборот 2005-2009гг.
Пассажирооборот
Дальнее следование
Пассажирооборот в дальнем следовании составил 114 597 млн. пасс.-км, что превысило показатель 2008 года на 4,7%.
На рост пассажирооборота большое влияние оказало количество отправленных пассажиров. Так за 2009 год отправление пассажиров составило 132 499 тыс. человек, что выше соответствующего периода прошлого года на 5616,4 тыс. человек, или на 4,4%, вместе с тем возросла и средняя дальность поездки с 862,5 км в 2008 году до 864,9 км в 2009 году.
Пригородное сообщение
Пассажирооборот в пригородном сообщении составил 49 676 млн. пасс.-км, что превысило показатель 2008 года на 3,3%.
Количество отправленных пассажиров в пригородном сообщении возросло на 25 977,4 тыс. человек, или на 2,2%.
Рис.2.4 Динамика объемов пассажирских перевозок в 2005-2009гг
В 2009 году перевезено 1 млрд. 296 млн. пассажиров. Пассажирооборот вырос на 1% (в том числе пассажирооборот в дальнем следовании увеличен на 0,8%, а в пригородном сообщении - на 1,6%) и составил 176 млрд. пасс-км.
Погрузка составила 1,3 млрд. тонн. Грузооборот увеличился на 5% по сравнению с 2007 годом и составил 2,4 трлн. тарифных т-км.
Увеличена погрузка: каменного угля (+3,6%), импортных грузов (+8,6), мяса и масла животного (+6,6%), картофеля, овощей и фруктов (+7,4%), машин и оборудования (+5,3%).
На реализацию инвестиционной программы было выделено 388 млрд. рублей, это в 1,5 раза больше, чем в 2007 году.
Введено более 1,5 тыс. объектов. Завершена реализация таких важнейших проектов, как "Кузбасс – Северо-Запад", "Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел", "Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел", "Перевозка нефти в Китай (I этап)".
В 2009 году значительно обновлен подвижной состав. На железные дороги поставлено:
- 461 локомотив (в 2008 году – 313);
- 1042 пассажирских вагона (в 2008 году – 950);
- 817 вагонов электропоездов (в 2008 году – 762).
С учетом дочерних компаний в текущем году холдинг закупил свыше 22 тыс. грузовых вагонов (в 2008 году – около 16,2 тыс.).
Выручка от основной деятельности по российским стандартам бухгалтерской отчетности (РСБУ) увеличилась по сравнению с 2008 г. на 12,9% и составила 1 трлн. 101,7 млрд. рублей. Чистая прибыль ОАО "РЖД" составила 13,4 млрд. рублей. Рост производительности труда - 7,6%.
2.3 Кадровая политика ОАО «РЖД»
В Открытом Акционерном Обществе «Российские Железные Дороги» действует регионально дивизиональная структура управления т.к. деятельность организации распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различных стратегий. (Рис. 6)
Рис. 2.5 Региональная дивизиональная структура.
Вся деятельность компании в определенном регионе в этом случае подчиняется соответствующему руководителю, несущему за нее ответственность перед высшим руководящим органом организации. Дивизионально-региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местными обычаями, особенностями законодательства и социально-экономической среды региона.
Кадровую ситуацию на железных дорогах сегодня определяют 268 тысяч руководителей и специалистов (в 2003 году - 328 тыс. человек), в том числе 2,7 тысячи первых руководителей основных предприятий. Среди специалистов - 129 тысяч человек с высшим образованием, 120 тысяч человек со средним профессиональным образованием.
Непосредственно обеспечивают организацию производства на сети железных дорог 42,2 тысяч командиров среднего звена (КСЗ) и 23,9 тысяч мастеров. Количество специалистов с высшим образованием среди КСЗ возросло по сравнению с 2003 годом на 2% и составляет 38% от общей численности (16 тыс. человек), а количество практиков сократилось до 7%.
Среди мастеров количество специалистов с высшим образованием возросло на 1% и составило 39%, а количество практиков сократилось до 9%. В целях обеспечения ОАО «РЖД» квалифицированными кадрами основных рабочих профессий на базе техникумов (колледжей) железнодорожного транспорта, дорожных технических школ и учебных центров железных дорог в 2004 году подготовлено: 5,1 тысяча машинистов локомотивов, 4,4 тысячи помощников машинистов локомотивов, 2,3 тысячи слесарей по ремонту локомотивов, 3,7 тысячи осмотрщиков вагонов, 2,7 тысячи слесарей по ремонту вагонов, 15,7 тысяч монтёров пути, 1,96 тысячи бригадиров пути, 1,2 тысячи операторов дефектоскопных тележек, 653 электромонтёра СЦБ и ремонту аппаратуры и устройств связи, 776 электромонтёров контактной сети, 1,1 тысяча приемосдатчиков груза и багажа. На подготовку кадров основных рабочих профессий в 2004 году было направлено 1,2 млрд. руб.
На основании собственных наблюдений и опросов сотрудников можно сделать вывод, что более молодые сотрудники хотели бы сменить данное место работы из - за:
1.маленькой заработной платы
2. оплаты за вредные условия труда
3. большой нагрузки (так, например, некоторым сотрудникам помимо своей работы приходиться посещать техническую учебу и организационные собрания каждую неделю в свое личное время).
Вот несколько мнений о работе сотрудников этой организации:
1. - « Последние 4 года основная цель кадровой политики в ОАО РЖД добиться что бы кадры убежали, тут все делается, и выслугу отменили, и доплату ввели, зарплаты по срезали, а себе любимым прибавили.»
2. - «Хочу сказать, что работаю на железной дороге с 2000 года. Пришёл, наивный, можно сказать зелёный. Уважал и ценил свою работу. С гордостью носил форму и погоны. Раньше реально люди работали и переживали за результат своего труда. Последние два года, когда начали развал всего чего только можно, "руководство" о людях забыло. Беспредел полный. Людей держут за скотов, никакого уважения и понимания. Даже спасибо не скажут, используют труд людей как рабов. Слово премия, я действительно помню как, что-то из прошлого, давно забытого. Хочу сказать, не даром пословица есть РЫБА ТУХНЕТ С ГОЛОВЫ! У нас не будет в ближайшем будущем железной дороги вообще, если новое правительство не примет никаких мер. Моё мнение такое.»
3. - «Пришел на железную дорогу в начале 2000-х годах, на день железнодорожника премию тогда нам всем давали, кроме тех у кого лишение премии, а потом мол денег мало дали, мол только отличившимся работникам, а тем не менее начальники в обязательном и всегда премию получают на день железнодорожника, отсюда только один вывод, что по мнению руководства на железной дороге работает только руководство а работники бездельничают воруют и достают руководство .»
4. - «Производительность труда низкая на РЖД в целом! Отдельно взятые квалифицированные работники столько работы производят... американцам такое и не снилось. Они бы так напрягаться не стали бы. А в том, что квалифицированных кадров у нас меньше становится?! Так кто виноват? Откуда ноги растут? И сравните соотношение заработной платы к производительности труда американского рабочего и нашего. В чью пользу оно будет? нужно говорить?»
РЖД избавляется от пенсионеров с таким заголовком статьи вышла газета «Труд» 14.04 2009
Компания «Российские железные дороги» сократит штат на 54 тысячи человек. Ранее планировалось, что в течение года РЖД лишится 39 тысяч сотрудников. В числе других под сокращение попадут работающие пенсионеры. Фонд заработной платы РЖД сократится на 42 млрд. рублей благодаря высвобождению 53 тысяч сотрудников (ранее заявлялось о 39 тысячах)… — Ноябрьский прогноз о высвобождении 40 тысяч человек был скорректирован с учетом объемов падения грузоперевозок, определяющих основной доход РЖД, — поясняет заместитель начальника пресс-службы РЖД Елена Кулакова. Она также отмечает, что массовых сокращений не будет. А дополнительные 13 700 — это все те же «пустые» вакансии и естественная убыль — уход сотрудников на пенсию и увольнение по собственному желанию.
Однако сотрудникам компании и представителям профсоюзов уже приходят уведомления о сокращениях. В частности, в распоряжении «Труда» оказалась копия уведомления о сокращении 19 помощников одного из московских депо.
Уволят избранных.
Но больнее всего кризис ударит по пожилым работникам РЖД. Руководство надеется, что значительную часть сокращений штата удастся провести за счет выхода сотрудников на пенсию. Однако добровольцев, скорее всего, будет недостаточно.
Корреспонденту «Труда» удалось пообщаться с сотрудниками Московской железной дороги: они рассказали о собрании, на котором руководство отделения объявило о сокращениях. Так, в одном из семи отделений, где работает порядка 10 тысяч человек, будет сокращено чуть больше 400 из 1000 работающих пенсионеров.
Сотрудница отделения Марина, которая присутствовала на собрании, отмечает, что менеджеры «успокоили» пенсионеров: те пожилые работники, у которых нет родственников, не будут сокращены. На покой отправятся лишь те, кто имеет поддержку в виде многочисленной родни. Как будет проверяться наличие родственников, остается неясным.
Юрист юридического центра «Глосса» Анастасия Котельникова отмечает, что работающие пенсионеры отличаются от остальных сотрудников лишь тем, что получают пенсию. Причем не целиком, а без накопительной части — она добавляется лишь после окончательного ухода с работы.
— Основной принцип Трудового кодекса РФ — запрет дискриминации, в том числе по возрасту и полу, поэтому пенсионер имеет ровно столько же прав, сколько и любой другой работник. А при сокращении персонала руководство не должно в первую очередь увольнять пожилых сотрудников. Кто останется, а кто покинет компанию, определяется не по возрастному принципу.
Зарплаты упали.
В некоторых регионах увольняют целые дистанции. Как рассказал Евгений Куликов, председатель Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), в Бурятии будут сокращены все железнодорожники, обслуживающие Северомуйский тоннель. Всего 120 человек. Сотрудники будут уволены уже в конце апреля. Сокращать расходы на персонал компании приходится в связи с падением объема перевозок. Официально руководство РЖД заявляло о снижении объемов перевозок в среднем на 19%. В распоряжении «Труда» имеется диктофонная запись, сделанная на собрании сотрудников одного из подразделений Московской железной дороги, которую записал один работник. Выступавший на собрании менеджер откровенно признался:
— У нас почти на 30% по сравнению с тем, что было год назад, упал объем пассажирских перевозок, на 60% — объем грузовых перевозок. Именно поэтому будет сокращена премия.
По словам работников, раньше премии выплачивались за счет дополнительной деятельности.
— Премия у работников РЖД составляет от 2 до 10 тысяч рублей в месяц, — констатирует Евгений Куликов.
Андрей, рабочий одного из предприятий РЖД, трудится в рельсосварочном цехе. Раньше заработная плата здесь составляла 18-20 тысяч рублей в месяц, теперь — 13-14 тысяч. С приходом кризиса ввели семичасовой рабочий день. Некоторых работников заставляют брать отпуск без содержания, а главное — отменили доплату за совмещение должностей. Так, машинист компрессоров совмещал должность чистильщика рельс, а специалист, который занимается закалкой рельс, также осуществляет их переноску. Доплата была 20%. Теперь дополнительную работу приходится делать бесплатно.
Суды
Сотрудники против РЖД
3 марта
районным судом Санкт-Петербурга восстановлен на работе машинист Виктор Шумович. Он был уволен по статье за неоднократное нарушение должностных обязанностей. Сам Шумович считал, что причиной его увольнения стало то, что он публично заявил о поборах, взимаемых руководством с работников при распределении вознаграждения за безаварийную работу.
19 марта
Железнодорожный районный суд Екатеринбурга рассмотрел дело по иску помощника машиниста Юрия Вохмякова о взыскании невыплаченной заработной платы в размере 4400 рублей и компенсации морального вреда в размере 500 рублей и вынес решение в пользу работника. Премия не была выплачена работнику за дежурства в феврале и мае 2008 года.
Информация о работе Текучесть кадров и пути её сокращения на примере ОАО Российские железные дороги