Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 05:45, курсовая работа
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.
Введение.
1.1 Индивидуально-психологические особенности личности.
1.2 Темперамент.
1.3 Характер.
2. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала.
2.1 Трудовая адаптация персонала.
2.2 Роль индивидуально психологических особенностей в адаптации персонала.
3. Роль темперамента и характера в трудовой деятельности.
4. Практическое задание.
Заключение.
1.2. Характер.
Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.
Характер – это стержневое
психическое свойство человека, накладывающее
отпечаток на все его действия
и поступки, свойство, от которого, прежде
всего, зависит деятельность человека
в различных жизненных
Иными словами, давая определение характеру, можно сказать, что это совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Под характером следует
понимать не любые индивидуально-
Очень часто характер понимают
как нечто, почти совпадающее
с личностью или отличающееся
от личности по критерию того, что к
характеру относится все
В характере личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
Слова «характеристика» и «характер» не случайно имеют общий корень. Хорошо составленная психологическая характеристика человека прежде всего и глубже всего должна выявить его характер, так как именно в нем наиболее существенно проявляются особенности личности. Однако нельзя, как это иногда делается, все черты личности подменять только чертами характера. Понятие «личность» шире понятия «характер», и понятие "индивидуальность человека как личности" не исчерпывается только его характером.
В психологии различают личность в широком и узком смысле слова, и характер находится за пределами личности в узком смысле слова. Под характером понимают такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Применительно к характеру используются такие понятия, как "экспрессивные характеристики" (характеристики внешнего проявления, внешнего выражения человека) или "стилевые характеристики". Вообще понятие «стиль» довольно близко по своей сути понятию «характер», но об этом чуть позже.
Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму. В понятие "индивидуальные особенности" входят не только психологические, но и соматические ("сома" – по-латыни "тело") особенности человека: цвет глаз и волос, рост и фигура, развитие скелета и мышц и т. д.
Важная индивидуальная особенность человека – выражение его лица. В ней проявляются не только соматические, но и психологические особенности человека. Когда о человеке говорят: "у него осмысленное выражение лица, или "у него хитрые глаза", или "упрямый рот", то подразумевают, понятно, не анатомическую особенность, а выражение в мимике свойственных данному индивиду психологических особенностей.
Индивидуально-психологические особенности отличают одного человека от другого. Отрасль психологической науки, изучающая индивидуальные особенности различных сторон личности и психических процессов, называется дифференциальной психологией.
Наиболее общей динамической
структурой личности является обобщение
всех ее возможных индивидуально-
1. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности).
2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение).
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.
4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).
Далеко не все индивидуально-
Прежде всего, надо сказать о принципиальных отличиях черт характера от общих черт, о которых речь шла выше.
Во-первых, характер – это лишь одна из подструктур личности, причем подструктура подчиненная. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, прорывы характера, когда человек действует непосредственно по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны, скажем, для психопатов. Имеются в виду взрослые. Что же касается детского и подросткового возраста, то это особый разговор.
Таким образом, характер занимает подчиненное положение, и собственно проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. То есть черты характера не являются чем-то, что действует само по себе, проявляется во всех ситуациях.
Во-вторых, суть тех черт, из которых складывается характер, может быть прояснена через механизмы формирования характера. Прежде чем говорить об этих механизмах, зафиксируем основные мифы, которые бытуют по отношению к характеру:
1) характер биологически определен, и с этим ничего нельзя сделать;
2) характер полностью воспитуем, можно сформировать любой характер по желанию при специально организованной системе воздействий;
3) есть такая очень серьезная вещь, как национальный характер, то есть существуют очень сильно отличающиеся друг от друга структуры характера, присущие разным нациям, которые существенным образом влияют на индивидуальный характер всех представителей данной нации.
В каждом мифе есть доля правды,
но только доля. В характере есть
действительно определенные вещи, которые
связаны с биологическими факторами.
Биологической основой
2. Социализация
профориентация и трудовая
Социализация — усвоение человеком
самостоятельно и посредством
Социализация начинается в детстве, в
семье, которая является первым в жизни
человека социализирующим агентом и характеризуется
наибольшей интенсивностью эмоциональных
связей. Социализация в детстве является
решающим моментом в жизни индивида, во
многом определяющим его личность и последующее
участие в социальной жизни.
Социализация продолжается всю жизнь,
так как индивид сталкивается с необходимостью
выполнения различных социальных ролей.
Уже у взрослого человека в условиях быстрых
социальных и производственно-
При управлении персоналом организа
Социальная структура коллектива включает
следующие показатели: пол, возраст, стаж
работы, образование, социальное положение,
национальность, семейное положение, вид
мотивации, уровень прогрессивности, уровень
жизни, отношение к собственности.
Ролевая структура коллектива определяет
состав и распределение творческих, коммуникационных
и поведенческих ролей между отдельными
работниками и является важным инструментом
в системе работы с персоналом.
2.1. Трудовая адаптация персонала.
Слово «адаптация»
заимствовано из биологии (от лат. adaptatio — приспособлени
В различных областях науки выделяют социальную и трудовую адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а трудовая деятельность включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет трудовая адаптация.
Трудовая адаптация работника — это процесс активного, взаимного приспособления работника и организации, основывающийся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых -профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Для рассмотрения темы сразу определимся с еще одним понятием — адаптант. Адаптант — это человек, проработавший на предприятии не более трех лет (работники с таким стажем составляют большую часть увольняющихся).
Структура трудовой адаптации
Трудовая адаптация — это сложный и многогранный процесс, структуру которого можно показать в виде схемы, представленной на рис.
В ней выделяют два направления трудовой адаптации:
• первичная адаптация — адаптация работника, впервые приступившего к трудовой деятельности, приспособление молодых работников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, это выпускники учебных заведений);
• вторичная адаптация — при поступлении на новое место работы (чаще всего без смены профессии), т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт трудовой и профессиональной деятельности.
Особое внимание необходимо уделять первичной адаптации молодых работников, так как данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны организации.
Трудовая адаптация имеет сложную структуру, в которую включаются несколько видов трудовой адаптации.
1. Профессиональная адаптация — активное освоение профессии, ее тонкостей, специфики; овладение необходимыми знаниями и навыками, способами принятия решений; приобретение профессионального мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения должностных обязанностей; развитие профессионально необходимых качеств личности, требуемых новым рабочим местом; формирование устойчивого положительного отношения к своей работе.
Для профессиональной адаптации вновь принятых работников в организации должно проводиться профессиональное обучение, которое приведет в соответствие знания и навыки нового работника с задачами организации и спецификой работы, а также ликвидирует разрыв между требованиями должности и полученными в учебном заведении знаниями.
В процессе профессиональной адаптации
нового работника целесообразнее орган
Как правило, удовлетворенность трудом наступает при достижении определенных результатов, которые приходят по мере освоения сотрудником специфики работы на конкретном рабочем месте.
Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его социальной инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации.
Новый работник быстро и безболезненно адаптируется, если члены коллектива связаны не только отношениями по работе, но и проводят вместе свободное время.
Несмотря на различия между видами трудовой адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.
В процессе трудовой адаптации возникает немало вопросов: нужно ли работнику принимать трудовую среду как должное и всеми силами приспосабливаться к ней или требовать изменения и самой трудовой среды? Каковы пути и средства воздействия на человека и на трудовую среду? Где критерии возможности и необходимости учета требований работника?
Поэтому различают две формы трудовой адаптации.
1. Активная адаптация — деятельное стремление работника, с одной стороны, быстрее освоить особенности среды, понять и учесть в своих поступках закономерности поведения коллектива; с другой стороны, способность воздействовать на среду, чтобы изменить ее нормы, ценности и т.п.
2. Пассивная адаптация — бездействие работника, которое может быть следствием различных причин, таких, как отсутствие мотивации на предприятие, нежелание «вписываться» в коллектив по причине желания найти другое место работы, более отвечающее потребностям человека (больше зарплата, ближе к месту проживания, более престижное производство, возможности профессионального и должностного роста и т.п.), а также по причине характерологических особенностей человека.
Наиболее эффективно активное приспособление к новой или изменяющейся трудовой среде.
Стадии и этапы трудовой адаптации
Организационная составляющая включает несколько этапов.
1. Оценка уровня подготовленности новичка (1 месяц). За этот период новый работник имеет возможность продемонстрировать свои возможности, опыт, знания и навыки.
Процесс трудовой адаптации значительно облегчается участием в нем руководителя, который должен быть очень внимателен в этот периодк новичку для того, чтобы определить, в какой степени ему необходима помощь и поддержка в процессе трудовой адаптации.