Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 05:45, курсовая работа
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.
Введение.
1.1 Индивидуально-психологические особенности личности.
1.2 Темперамент.
1.3 Характер.
2. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала.
2.1 Трудовая адаптация персонала.
2.2 Роль индивидуально психологических особенностей в адаптации персонала.
3. Роль темперамента и характера в трудовой деятельности.
4. Практическое задание.
Заключение.
2. Ориентация (3—6 месяцев). В этот период происходит практическое знакомство нового работника со своими обязанностями, должностной инструкцией, требованиями со стороны руководителя и организации.
На этом этапе привлекаются как непосредственные руководители, также сотрудники служб по управлению персоналом. В их задачи входитознакомление новичков с организацией и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами поведения, разъяснение задач и требований к работе. Для достижения поставленных целей можно использовать ряд небольших лекций, экскурсии, работу на отдельных рабочих местах.
Действенная адаптация. Новичок приспосабливается к своему статусу. включается в межличностные отношения с коллегами.
4. Оценочный этап (1 год). Здесь принимается окончательное решение о приобщении к профессии и коллективу, постигаются тонкости профессионального мастерства.
5. Функционирование, Постепенн
4. Заключительный этап. Происходит дальнейшее формирование работника до его полной совместимости с трудовой средой. Новый работник стабилизируется и укрепляется в данной профессии.
2.2. Роль индивидуально психологических особенностей в адаптации персонала.
В условиях научно-технического прогресса характер труда предъявляет более высокие требования к психологическим особенностям человека — к его мышлению, быстроте реакции и др. Усложнение техники и технологии позволило сократить долю физического и увеличить долю умственного труда работника. С другой стороны, большую часть своей жизни работающий человек проводит именно в трудовом коллективе, и этот коллектив дает ему психологическую поддержку, помогая ощутить свою принадлежность, наполнить содержанием свой образ «я». В силу указанных причин результаты труда теперь в значительной степени зависят от психического состояния работника.
Задача руководителя в этой ситуации
состоит в том, чтобы использовать
индивидуальные свойства личности (особенности
психики, характера, способностей и
др.) и регулировать оптимальным
образом отношения между людьми
в коллективе. Чем больше люди расположены
друг к другу, тем более комфортными
являются условия их труда, тем выше
его производительность. Верно и
обратное. Контакты между людьми и
их эмоциональное насыщение
Социально-психологический
Важнейшая особенность социально-
Каждый человек, сталкиваясь с каким-либо социальным явлением, прежде всего судит о нем в оценочных категориях: хорошо-плохо, нужно-не нужно, комфортно-опасно и т. д. Затем указанные дихотомии распадаются на более тонкую оценочную шкалу: если хорошо, то в какой степени, и стоит ли стремиться к этому «хорошо», если «опасно», то на какой риск можно пойти, чтобы добиться своей цели. Данные оценки оказывают влияние на мотивы поведения человека, на стиль его общения с коллегами.
Отношение одного человека оказывает
влияние на отношение общающегося
с ним другого. Таким образом,
формируется эмоциональная
Многие руководители считают, что
социально-психологический
Состояние социально-психологического
климата — один из ведущих показателей
работы руководителя. Он зависит от
хороших, доброжелательных отношений,
усиливается положительной
Здоровый социально-
Чтобы определить качество социально-психологического
климата, нужно проанализировать все
его структурные составляющие. В
структуре социально-
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным — отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности.
Рис.1. Структура СПК
Помимо этого, подчеркивает Б. Д. Парыгин, социально-психологический климат определяет отношение людей к миру в целом и восприятию себя в нем. А это, в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентации личности, являющейся членом данного коллектива. Климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Таким образом, структура проявлений социально-психологического климата состоит в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе.
Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата являются:
— доверие и высокая
— доброжелательная и деловая критика;
— свободное выражение
— отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать отдельные значимые для группы решения;
— удовлетворенность
— высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
— принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Таким образом, социально-психологический
климат как качественная сторона
межличностных отношений
3. Роль темперамента и характера в трудовой деятельности.
Проявления каждого из основных
свойств нервной системы
системы. Слабая нервная система — это нервная система высокой чувствительности.
Последний пункт заслуживает особенного
внимания. Это положение Первое и
наиболее подробно изученное свойство
— сила нервной системы по отношению
к возбуждению. Основной, определяющий
признак этого свойства — способность
нервной системы выдерживать, не
обнаруживая запредельного
Работы Теплова показали, что
с этим основным показателем силы
нервной системы по отношению
к возбуждению коррелирует
1. Сопротивляемость к
2. Некоторые особенности
3. Характер проявления закона силы.
4. Величина абсолютных порогов
зрения и слуха: чем больше
сила нервной системы, тем
Вторым свойством нервной
«Динамичная» по отношению к возбуждению нервная система быстро образует положительные условные связи, «динамичная» по отношению к торможению быстро образует тормозные связи. Сравнительная легкость образования тех и других связей характеризует баланс, или уравновешенность, по динамичности. Имеются основания думать, что то, что обычно называют уравновешенностью нервной системы, относится скорее к уравновешенности по динамичности, чем к уравновешенности по силе.
Следовательно, более целесообразно сохранить термин «подвижность» за свойством, характеризующимся скоростью переделки знаков раздражителей.
Показатели скорости возникновения и прекращения процесса возбуждения не коррелируют со скоростью переделки, хорошо коррелируют друг с другом. Свойство нервной системы, которое они характеризуют, Б. М. Теплов предлагает назвать «лабильностью».
Свойства темперамента определяют прежде всего динамику психической жизни человека. О темпераменте можно судить по нескольким основным его свойствам.
Сензитивность (чувствительность) — о ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Реактивность — это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Активность — об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и т. д.
Пластичность и
К свойствам темперамента также
можно отнести темп психических
реакций, эмоциональную возбудимость,
соотношение реактивности и активности
и другие. К. Юнг заметил, что если
для одних людей наибольшее значение
имеют внешние предметы и явления,
если одни обращены, так сказать, вовне,
то другие углублены в свою внутреннюю
жизнь, их не столько интересуют внешнее
события, сколько собственные
— сильный сангвиник (уравновешенность, сила, подвижность);
— подвижный холерик (сила, подвижность, неуравновешенность);
— неуравновешенный холерик (подвижность, неуравновешенность, слабость);
— слабый меланхолик (неуравновешенность, слабость, инертность);
— инертный меланхолик (слабость, инертность, уравновешенность);
— уравновешенный флегматик (инертность, уравновешенность, сила).
Для анализа служебной деятельности представляют интерес обобщенные характеристики данных типов темпераментов. Темперамент не определяет уровень общих или специальных (профессиональных) способностей. Люди одного и того же типа темперамента могут быть высокои малоспособны, а люди различного темперамента могут успешно работать в одной области. Но те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха, в других при той же деятельности мешать ему, потребуют больших усилий человека для ее выполнения.