Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 08:25, курсовая работа
Переход на рыночную модель хозяйства обнаружил несоответствие технологического, производственного, организационного потенциала предприятий и спроса основных групп покупателей на рынке. Это, в свою очередь, послужило основанием осуществления на предприятиях процесса реструктуризации, и в рамках его - изменение организационной структуры предприятий. Отечественные предприятия пока не стали эффективными субъектами рыночной экономики, поэтому создание результативного хозяйственного механизма их адаптации к условиям рынка является насущной проблемой.
Введение………………………………………………………...…………………3
1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия……………………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия……………………………………………………………………….5
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки……….8
1.3 Адаптации организационных структур к стратегическим организационным изменениям…………… …………………………………....15
2. Организационная структура в ООО «Сталепромышленная компания – Красноярск……………………………………………………………………...21
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...21
2.2 Организационная структура предприятия…………………………………23
3. Анализ предприятия…………………………………………………………25
3.1SWOT- анализ……………………………..………………………………….25
3.2 Мониторинг стратегических изменений в ООО «СПК-Красноярск»…....35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42
Краткий исторический экскурс существования общества представлен в табл 2.1.
Таблица 2.1 – Краткая историческая характеристика общества.
Дата события |
Характеристика события |
1999 г., 16 апреля |
3 человека (теперь Директор общества, зам.директора по безопасности, ) арендовали на базе «Крайснабсбыта» (ст. Бугач) территорию и помещения |
1999 г., 2 июня |
Поставка первого вагона с сырьем (металлозаготовки) |
2001 г., июль |
Покупка в собственность современной базы (на ул. Свердловской), производство в собственном цехе, доставка сырья на собственном тепловозе. |
2001 г., июль-август |
Назначение должности директора по безопасности (в штатном расписании зам директора по общим вопросам) |
2004 г |
Открытие филиала «СПК-Красноярск» в Иркутске |
2005 г |
Открытие филиала на Сахалине |
2006 г |
Филиалы в Абакане и Хабаровске |
2008 г. |
Начало производства сетки «Рабица» |
2010 г |
Филиал в Якутске |
На современном этапе компания реализует металлопрокат, производя кладочную сетку, сетку «рабицу» («рабицу» за Уралом производят всего 2 компании, вторая – в Тюмени, также принадлежит ЗАО «Управляющая компания СПК»), по заказу клиента сварка листового железа в емкости, печи, изготовление металлических лестниц, перил, оград и пр. Продукцию личного производства, а также сырье предприятие реализует оптом и в розницу. С поставщиками договора может заключать «Управляющая компания СПК», по этим договорам во все структурные подразделения (дивизионы) производится доставка сырья, а также перераспределение недостающего сырья и изделий между «СПК». Продукцию, предлагаемую компанией, ежемесячно приобретают более 700 разовых и постоянных покупателей и клиентов. Преимущественно это юридические лица. Это строительные компании, производственные предприятия различного профиля и заводы, ГРЭС, Железные дороги, торговые организации (от супермаркетов до магазинов изобразительного искусства), администрация г. Красноярска, изыскательские и учебные учреждения, и пр., как в городе Красноярске, так и далеко за его пределами (Например, сетку «рабица» завод поставляет на предприятия в Иркутске и Сахалине, различные агрегаты, трубы – Березовской ГРЭС). Кроме основной деятельности компания сдает в аренду здания на своей территории, предоставляет станцию для разгрузки вагонов другим организациям.
2.2 Организационня структура предприятия
Компания, являясь структурным подразделением ЗАО «Управляющей компании СПК» (в дальнейшем «УК-СПК»), входит в дивизиональную организационную структуру СПК и является ее Восточным Дивизионом. Кроме этого Управляющая компания имеет дивизионы по всей России (Поволжский, Уральский, Западный дивизионы) и даже в Казахстане (Южный дивизион охватывает часть казахской территории, в т.ч. открыт филиал в Астане). Если рассматривать структуру компании в Красноярске то увидим, что она состоит из функциональных подразделений (блоков), в которых присутствуют линейные связи. В структуре не отражены филиалы, подчиненные непосредственно ООО «СПК-Красноярск».
В компании существует определенная иерархическая подчиненность локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятия, изображенная на рисунке 2.1
Как видно на рисунке 2.1, в своей деятельности предприятие руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским, Налоговым и трудовым кодексами РФ, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом «О защите прав потребителей», «Правилами торговли» и иными нормативно-правовыми актами РФ и Красноярского края.
Основной внутренний документ на уровне предприятия – Устав, на основании которого компания осуществляет свою деятельность. В Уставе компании представлены две цели: выполнение работ и услуг, производство продукции в целях удовлетворения общественных потребностей, а также извлечение прибыли.
Кроме Устава компания полагается на документ «Стратегия компании». На территории организации висит изречение из «Стратегии»: «Мы соединяем интересы потребителей и производителей металлопродукции, создавая сервисные металлоцентры и укрепляя партнерские отношения. Мы создаем металлокомфорт, самореализуемся, зарабатываем и развиваемся».
Миссия компании подразумевает стремление компании завоевать позиции лидера, имидж надежного партнера с целью максимизации прибыли. Цели направлены на широкую экспансию территориальных рынков в России, и в более долгосрочной перспективе выход за границу. На данном этапе наиболее приоритетной задачей компании является привлечение иностранных инвесторов. Сложность заключается в том, что из-за сложной структуры организации (в каждом дивизионе обособленное название, а также наличие филиалов, относящихся непосредственно к дивизионным центрам, а не к головной компании) инвесторы опасаются вкладывать средства. В ближайшее время компания планирует реорганизацию структуры всех дивизионов.
3. Анализ предприятия ООО «СПК-Красноярск»
3.1 SWOT- анализ
Внешняя и внутренняя среда организации предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным последствиям.
Для изучения макроокружения целесообразно провести СТЭП-анализ, подразумевающий анализ косвенных факторов влияния, - социальных, технологических, экономических и политических (или прочих).
Степень влияния состояния макроокружения на ООО «СПК-Красноярск» очень велика, что связано со спецификой деятельности предприятия. Среди экономических факторов наибольшую силу влияния оказывают уровень номинальных и реальных денежных доходов населения, индексы цен на железнодорожные перевозки, услуги для коммерческих организаций, уровень инвестиций в металлургическое производство. Среди социальных факторов наибольшее влияние оказывают уровень образования и изменение соотношения возрастных групп (трудоспособного и старше трудоспособного возраста). Перечисленные социально-экономические факторы формируют финансовую среду существования организации и социально-психологический климат существующих и потенциальных покупателей. В технологическом аспекте выделяют использование автоматизированных операций и производственно-информационных систем, которые говорят о развитии передовых технологий, поддерживающих производственный процесс (автоматизация). Политические факторы являются качественными. Наиболее значимыми для организации являются следующие факторы: ценовая и протекционная политика правительства, особенно остро встающая в свете возможности вступления России в ВТО, так как это может снизить конкурентоспособность вследствие подорожания ресурсов и появления более сильных конкурентов; предстоящий процесс реорганизации компании (рассматривается как внешний для «СПК-Красноярск»), что является, с одной стороны возможностью инвестиции в реструктурированную СПК, с другой стороны означает потерю самостоятельности компании, рост волнений персонала в связи с возможным сокращением.
Анализ микроокружения, как подсистемы внешней среды, с которой организация находится в непосредственном взаимодействии, предполагает анализ компонент, которые имеют наибольшее влияние на деятельность предприятия в целом. Такими компонентами являются поставщики (сырья, рабочей силы, информации), покупатели, конкуренты. Среди статистических показателей ( важное значение имеют объем реализуемой металлургической продукции (объем отгруженной металлургической продукции и метизов), показатели развития строительства (как сферы основного потребления продукции), число организаций металлургического производства, уровень рентабельности продукции (показатели конкуренции), производство чугуна и стали (объем рынка поставщиков сырья), численность безработных, зарегистрированных в службах, среднегодовая численность занятых в металлургическом производстве и производстве метизов (показатели рынка рабочей силы).
В таблице 2.2 представлена характеристика микроокружения, с которым взаимодействует компания.
Таблица 2.2 – Микроокружение ООО «СПК-Красноярск»
Компоненты |
Характеристика | |
Поставщики |
Сырья |
С поставщиками заключает договора УК-СПК. Возможность работать напрямую с крупнейшими производителями металлопроката России, Украины, Казахстана (возможность получения металлопродукции нужного профиля, непосредственно от производителя, является конкурентным преимуществом). Некоторые поставщики: Магнитогорский, Нижнетагильский, Новолипецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, Первоуральский, Челябинский и Северский трубные заводы и др. |
Рабочей силы |
Одной из существенных проблем рынка труда является структурная безработица (81,4% спроса на рабочих , 24,5% предложения – инженерно-технические работники и служащие). В Красноярске рынок рабочей силы представлен кадровыми агентствами (по г. Красноярску действует более 70 кадровых центров и агентств), различными консалтинговыми фирмами (в т.ч. и рекрутские услуги, около 40 фирм), центром занятости. ООО «СПК» персонал набирает с помощью кадровых агентств и знакомства рабочих (рабочие специальности, хотя работников с технической специальностью и опытом работы довольно трудно найти), через знакомства менеджеров, в т.ч. с менеджерами др.компаний (персонал на высшие руководяще должности, экономические специальности) | |
Информации |
Практически не развитая сфера в Красноярске. Компания пользуется следующими источниками: Интернет-ресурсы (о ценах, ассортименте, ассортиментной и ценовой политике конкурентов); различные рейтинги; клиенты, руководство УК, связи руководителей и менеджеров (торговая информация, о приходе на рынок новых участников) | |
Покупатели |
Более 700 разовых и постоянных клиентов. Преимущественно это юридические лица: строительные компании, производственные предприятия различного профиля и заводы, ГРЭС, Железные дороги, торговые организации (от супермаркетов до магазинов изобразительного искусства), администрация г. Красноярска, изыскательские и учебные учреждения, и пр., как в городе Красноярске, так и далеко за его пределами. Активное строительство и благоустройство в городе благоприятно влияет на расширение и поддержание клиентской базы. Наиболее перспективными (крупными) клиентами на сегодняшний момент являются Богучанская ГЭС, Назаровская ГРЭС, ТЭЦ г. Красноярска и Красноярского края. | |
Конкуренты |
развитие рынка металлопроката набирает темпы, увеличение емкости рынка Красноярска (активное жилое и нежилое строительство) привлекает все больше конкурентов (прил.2.4), красноярским рынком заинтересовались даже федеральные крупные компании(«Феррум», «Красо», «СибПромСнаб», «Белон», «Стройсервис») также появилось много трейдеров,- непроизводящих предприятий, торгующих металллопрокатом1. в Красноярске работает порядка 20-25 средних и крупных металлоторгующих компаний (наиболее сильные: «СПК», «Красмет», «Сибметаллсервис», «УралСибТрейд», «ЕвразМеталл-Сибирь» и «СибПромСнаб»,- занимают около 70% рынка. Конкурентным преимуществом обладают металлоторговцы широкого профиля – универсальные поставщики Конкурентное преимущество «СПК-Красноярск» - продавец широкого профиля с развитой металлобазой, отлаженным сервисом. |
Таблица 2. – Расчет комплексных показателей деятельности ООО «СПК-Красноярск»
Комплексный показатель |
Обозначение |
2007 |
2008 |
2009 |
Эффективность производства |
Кп |
4,1 |
4,1 |
3,7 |
Эффективность маркетинга |
Км |
3,35 |
3,35 |
3,7 |
Эффективность финансовой деятельности |
Кф |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
Эффективность трудовых ресурсов |
Ктр |
3,5 |
4,4 |
3 |
Как видим из показателей, эффективность производства снизилась в 2009 году. Снижение показателей связано со снижением производства металлопродукции. Повышение эффективности маркетинговой деятельности связано с развитием сервиса в компании: индивидуальные заказы (доведение металлопродукции до готовности) и наличием широкого ассортимента. Эффективность финансовой деятельности остается на одном уровне, однако показатели остаются ниже среднего: предприятие предпочитает пользоваться заемными ресурсами. Эффективность трудовых ресурсов снизилась: отмечается сокращение численности производственного персонала, кроме того, при резком снижении товарооборота (производства) фонд заработной платы остается на прежнем уровне (соотношение управленцев и рабочих должностей поменялась, - снизилась доля рабочих), что оценивается как неэффективное управление компанией.
Перейдем к анализу внутренней среды. Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Как и в случае с внешней средой, задача в управлении компанией поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.
Финансовый срез. Финансовое состояние предприятия характеризуется наличием, размещением и эффективностью использования финансовых ресурсов и непосредственно сказывается на возможностях организации разработки и осуществления своей стратегии. Выделим следующие тенденции:
Информация о работе Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия