Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Переход на рыночную модель хозяйства обнаружил несоответствие технологического, производственного, организационного потенциала предприятий и спроса основных групп покупателей на рынке. Это, в свою очередь, послужило основанием осуществления на предприятиях процесса реструктуризации, и в рамках его - изменение организационной структуры предприятий. Отечественные предприятия пока не стали эффективными субъектами рыночной экономики, поэтому создание результативного хозяйственного механизма их адаптации к условиям рынка является насущной проблемой.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………………3
1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия……………………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия……………………………………………………………………….5
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки……….8
1.3 Адаптации организационных структур к стратегическим организационным изменениям…………… …………………………………....15
2. Организационная структура в ООО «Сталепромышленная компания – Красноярск……………………………………………………………………...21
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...21
2.2 Организационная структура предприятия…………………………………23
3. Анализ предприятия…………………………………………………………25
3.1SWOT- анализ……………………………..………………………………….25
3.2 Мониторинг стратегических изменений в ООО «СПК-Красноярск»…....35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 113.80 Кб (Скачать файл)

Краткий исторический экскурс существования общества представлен в табл 2.1.

Таблица 2.1 – Краткая историческая характеристика общества.

Дата события

Характеристика события

1999 г., 16 апреля

3 человека (теперь Директор  общества, зам.директора по безопасности, ) арендовали на базе «Крайснабсбыта» (ст. Бугач) территорию и помещения

1999 г., 2 июня

Поставка первого вагона с сырьем (металлозаготовки)

2001 г., июль

Покупка в собственность современной базы (на ул. Свердловской), производство в собственном цехе, доставка сырья на собственном тепловозе.

2001 г., июль-август

Назначение должности директора по безопасности (в штатном расписании зам директора по общим вопросам)

2004 г

Открытие филиала «СПК-Красноярск» в Иркутске

2005 г

Открытие филиала на Сахалине

2006 г

Филиалы в Абакане и Хабаровске

2008 г.

Начало производства сетки «Рабица»

2010 г

Филиал в Якутске


 

На современном этапе компания реализует металлопрокат, производя кладочную сетку, сетку «рабицу» («рабицу» за Уралом производят всего 2 компании, вторая – в Тюмени, также принадлежит ЗАО «Управляющая компания СПК»), по заказу клиента сварка листового железа в емкости, печи, изготовление металлических лестниц, перил, оград и пр. Продукцию личного производства, а также сырье предприятие реализует оптом и в розницу. С поставщиками договора может заключать «Управляющая компания СПК», по этим договорам во все структурные подразделения (дивизионы) производится доставка сырья, а также перераспределение недостающего сырья и изделий между «СПК». Продукцию, предлагаемую компанией, ежемесячно приобретают более 700 разовых и постоянных покупателей и клиентов. Преимущественно это юридические лица. Это строительные компании, производственные предприятия различного профиля и заводы, ГРЭС, Железные дороги, торговые организации (от супермаркетов до магазинов изобразительного искусства), администрация г. Красноярска, изыскательские и учебные учреждения, и пр., как в городе Красноярске, так и далеко за его пределами (Например, сетку «рабица» завод поставляет на предприятия в Иркутске и Сахалине, различные агрегаты, трубы – Березовской ГРЭС). Кроме основной деятельности компания сдает в аренду здания на своей территории, предоставляет станцию для разгрузки вагонов другим организациям.

 

 

 

 

 

2.2 Организационня структура предприятия

 

Компания, являясь структурным подразделением ЗАО «Управляющей компании СПК» (в дальнейшем «УК-СПК»), входит в дивизиональную организационную структуру СПК и является ее Восточным Дивизионом. Кроме этого Управляющая компания имеет дивизионы по всей России (Поволжский, Уральский, Западный дивизионы) и даже в Казахстане (Южный дивизион охватывает часть казахской территории, в т.ч. открыт филиал в Астане). Если рассматривать структуру компании в Красноярске то увидим, что она состоит из функциональных подразделений (блоков), в которых присутствуют линейные связи. В структуре не отражены филиалы, подчиненные непосредственно ООО «СПК-Красноярск».

В компании существует определенная иерархическая подчиненность локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятия, изображенная на рисунке 2.1

 

 

Как видно на рисунке 2.1, в своей деятельности предприятие руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским, Налоговым и трудовым кодексами РФ, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом «О защите прав потребителей», «Правилами торговли» и иными нормативно-правовыми актами РФ и Красноярского края.

Основной внутренний документ на уровне предприятия – Устав, на основании которого компания осуществляет свою деятельность. В Уставе компании представлены две цели: выполнение работ и услуг, производство продукции в целях удовлетворения общественных потребностей, а также извлечение прибыли.

Кроме Устава компания полагается на документ «Стратегия компании». На территории организации висит изречение из «Стратегии»: «Мы соединяем интересы потребителей и производителей металлопродукции, создавая сервисные металлоцентры и укрепляя партнерские отношения. Мы создаем металлокомфорт, самореализуемся, зарабатываем и развиваемся».

Миссия компании подразумевает стремление компании завоевать позиции лидера, имидж надежного партнера с целью максимизации прибыли. Цели направлены на широкую экспансию территориальных рынков в России, и в более долгосрочной перспективе выход за границу. На данном этапе наиболее приоритетной задачей компании является привлечение иностранных инвесторов. Сложность заключается в том, что из-за сложной структуры организации (в каждом дивизионе обособленное название, а также наличие филиалов, относящихся непосредственно к дивизионным центрам, а не к головной компании) инвесторы опасаются вкладывать средства. В ближайшее время компания планирует реорганизацию структуры всех дивизионов.

3. Анализ предприятия  ООО «СПК-Красноярск»

3.1 SWOT- анализ

 

Внешняя и внутренняя среда организации предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным последствиям.

Для изучения макроокружения целесообразно провести СТЭП-анализ, подразумевающий анализ косвенных факторов влияния, - социальных, технологических, экономических и политических (или прочих).

Степень влияния состояния макроокружения на ООО «СПК-Красноярск» очень велика, что связано со спецификой деятельности предприятия. Среди экономических факторов наибольшую силу влияния оказывают уровень номинальных и реальных денежных доходов населения, индексы цен на железнодорожные перевозки, услуги для коммерческих организаций, уровень инвестиций в металлургическое производство. Среди социальных факторов наибольшее влияние оказывают уровень образования и изменение соотношения возрастных групп (трудоспособного и старше трудоспособного возраста). Перечисленные социально-экономические факторы формируют финансовую среду существования организации и социально-психологический климат существующих и потенциальных покупателей. В технологическом аспекте выделяют использование автоматизированных операций и производственно-информационных систем, которые говорят о развитии передовых технологий, поддерживающих производственный процесс (автоматизация). Политические факторы являются качественными. Наиболее значимыми для организации являются следующие факторы: ценовая и протекционная политика правительства, особенно остро встающая в свете возможности вступления России в ВТО, так как это может снизить конкурентоспособность вследствие подорожания ресурсов и появления более сильных конкурентов; предстоящий процесс реорганизации компании (рассматривается как внешний для «СПК-Красноярск»), что является, с одной стороны возможностью инвестиции в реструктурированную СПК, с другой стороны означает потерю самостоятельности компании, рост волнений персонала в связи с возможным сокращением.

Анализ микроокружения, как подсистемы внешней среды, с которой организация находится в непосредственном взаимодействии, предполагает анализ компонент, которые имеют наибольшее влияние на деятельность предприятия в целом. Такими компонентами являются поставщики (сырья, рабочей силы, информации), покупатели, конкуренты. Среди статистических показателей  ( важное значение имеют объем реализуемой металлургической продукции (объем отгруженной металлургической продукции и метизов), показатели развития строительства (как сферы основного потребления продукции), число организаций металлургического производства, уровень рентабельности продукции (показатели конкуренции), производство чугуна и стали (объем рынка поставщиков сырья), численность безработных, зарегистрированных в службах, среднегодовая численность занятых в металлургическом производстве и производстве метизов (показатели рынка рабочей силы).

В таблице 2.2 представлена характеристика микроокружения, с которым взаимодействует компания.

Таблица 2.2 – Микроокружение ООО «СПК-Красноярск»

Компоненты

Характеристика

Поставщики

Сырья

С поставщиками заключает договора УК-СПК.

Возможность работать напрямую с крупнейшими производителями металлопроката России, Украины, Казахстана (возможность получения металлопродукции нужного профиля, непосредственно от производителя, является конкурентным преимуществом).

Некоторые поставщики: Магнитогорский, Нижнетагильский, Новолипецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, Первоуральский, Челябинский и Северский трубные заводы и др.

Рабочей силы

Одной из существенных проблем рынка труда является структурная безработица (81,4% спроса на рабочих , 24,5% предложения – инженерно-технические работники и служащие).

В Красноярске рынок рабочей силы представлен кадровыми агентствами (по г. Красноярску действует более 70 кадровых центров и агентств), различными консалтинговыми фирмами (в т.ч. и рекрутские услуги, около 40 фирм), центром занятости.

ООО «СПК» персонал набирает с помощью кадровых агентств и знакомства рабочих (рабочие специальности, хотя работников с технической специальностью и опытом работы довольно трудно найти), через знакомства менеджеров, в т.ч. с менеджерами др.компаний (персонал на высшие руководяще должности, экономические специальности)

Информации

Практически не развитая сфера в Красноярске.

Компания пользуется следующими источниками: Интернет-ресурсы (о ценах, ассортименте, ассортиментной и ценовой политике конкурентов); различные рейтинги; клиенты, руководство УК, связи руководителей и менеджеров (торговая информация, о приходе на рынок новых участников)

Покупатели

Более 700 разовых и постоянных клиентов. Преимущественно это юридические лица: строительные компании, производственные предприятия различного профиля и заводы, ГРЭС, Железные дороги, торговые организации (от супермаркетов до магазинов изобразительного искусства), администрация г. Красноярска, изыскательские и учебные учреждения, и пр., как в городе Красноярске, так и далеко за его пределами.

Активное строительство и благоустройство в городе благоприятно влияет на расширение и поддержание клиентской базы.

Наиболее перспективными (крупными) клиентами на сегодняшний момент являются Богучанская ГЭС, Назаровская ГРЭС, ТЭЦ г. Красноярска и Красноярского края.

Конкуренты

развитие рынка металлопроката набирает темпы, увеличение емкости рынка Красноярска (активное жилое и нежилое строительство) привлекает все больше конкурентов (прил.2.4), красноярским рынком заинтересовались даже федеральные крупные компании(«Феррум», «Красо», «СибПромСнаб», «Белон», «Стройсервис»)

также появилось много трейдеров,- непроизводящих предприятий, торгующих металллопрокатом1.

в Красноярске работает порядка 20-25 средних и крупных металлоторгующих компаний (наиболее сильные: «СПК», «Красмет», «Сибметаллсервис», «УралСибТрейд», «ЕвразМеталл-Сибирь» и «СибПромСнаб»,- занимают около 70% рынка.

Конкурентным преимуществом обладают металлоторговцы широкого профиля – универсальные поставщики

Конкурентное преимущество «СПК-Красноярск» - продавец широкого профиля с развитой металлобазой, отлаженным сервисом.


 

 

Таблица 2. – Расчет комплексных показателей деятельности ООО «СПК-Красноярск»

Комплексный показатель

Обозначение

2007

2008

2009

Эффективность производства

Кп

4,1

4,1

3,7

Эффективность маркетинга

Км

3,35

3,35

3,7

Эффективность финансовой деятельности

Кф

3,3

3,2

3,3

Эффективность трудовых ресурсов

Ктр

3,5

4,4

3


 

Как видим из показателей, эффективность производства снизилась в 2009 году. Снижение показателей связано со снижением производства металлопродукции. Повышение эффективности маркетинговой деятельности связано с развитием сервиса в компании: индивидуальные заказы (доведение металлопродукции до готовности) и наличием широкого ассортимента. Эффективность финансовой деятельности остается на одном уровне, однако показатели остаются ниже среднего: предприятие предпочитает пользоваться заемными ресурсами. Эффективность трудовых ресурсов снизилась: отмечается сокращение численности производственного персонала, кроме того, при резком снижении товарооборота (производства) фонд заработной платы остается на прежнем уровне (соотношение управленцев и рабочих должностей поменялась, - снизилась доля рабочих), что оценивается как неэффективное управление компанией.

Перейдем к анализу внутренней среды. Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Как и в случае с внешней средой, задача в управлении компанией поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

Финансовый срез. Финансовое состояние предприятия характеризуется наличием, размещением и эффективностью использования финансовых ресурсов и непосредственно сказывается на возможностях организации разработки и осуществления своей стратегии. Выделим следующие тенденции:

  • Большие непроизводственные расходы, значительно влияющие на снижение прибыли; (в 2006 г значительные траты на ремонт и эксплуатацию оборудования)
  • Положительно можно оценить открытие филиала в 2006 г., хотя это также повлекло расходы. В то же время это говорит о том, что у предприятия есть возможность финансирования крупных проектов.
  • зависимость компании от заемного капитала;
  • низкая рентабельность и ликвидность предприятия ведет к его неплатежеспособности;
  • происходит замораживание ликвидных средств в дебиторской задолженности, хотя оптовой фирме без этого не обойтись (при оценке в конкурсах на право поставки продукции возможность компании предоставлять отсрочки на крупные суммы, играет немаловажную роль).

Информация о работе Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия