Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 09:02, контрольная работа
Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с усложнением производства, с одной стороны, когда стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась, а также в связи с усилением конкурентной борьбы.
Именно поэтому в области управления персоналом появилось много различных технологий, позволяющих более успешно руководить людьми. Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих сотрудников, работа с резервом - это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современной организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
3
1.
КОУЧИНГ………………………………………………………………………
5
1.1.Понятие и принципы коучинга…………………………………………...
5
1.2. Характеристики коучинга………………………………………………..
8
1.3. Этапы и достоинства коучинга…………………………………………..
10
2.
КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….
12
2.1. Взаимосвязь коучинга и тренингов……………………………………..
12
2.2. Представление модели коучинга по Колбу ……………………………
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и свободы - свободы выбора клиента. В основном, коучинг проводится в виде диалога между коучем и клиентом. Для клиента просто нужно, чтобы он хотел работать над своими целями. Коуч предлагает клиенту, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого - вопросы коуча и его заинтересованность в ответах клиента [10, с. 123].
Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.
Коучинг — это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни. В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в тот или иной термин, слово или действие [7, с. 37].
1.3 Этапы и достоинства коучинга
Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом [3, с. 102].
Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники НЛП [3, с. 104].
В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента (метод SMART , GROW, техники постановки целей) [3, с. 102].
Его ключевые задачи - это:
- определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);
- исследование текущей ситуации:(определение имеющихся ресурсов и ограничений) коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая; сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.
- определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату: коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий; сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.
- выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий: коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений; сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.
- выбор конкретного варианта действий и составление плана: коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей; сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий [3, с. 107].
Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).
Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.
Выделяют следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности:
- улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего применяется коучинг;
- развитие персонала. Лучшее обучение персонала;
- коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы», причем этот процесс доставляет радость и удовольствие;
- улучшение взаимоотношений в коллективе;
- улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе;
- лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы;
- многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его продвижения к цели;
- большая гибкость и адаптивность к изменениям [3, с. 110].
В будущем потребность в гибкости будет становиться все более ощутимой. Огромная конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный.
2 КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ
ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Взаимосвязь коучинга и тренингов
Дефицит профессиональных кадров - уже объективная ситуация в России. А в связи с демографической ситуацией кроме этого еще и уменьшается трудоспособное население. Существующая система образования не формирует навыки, необходимые работнику в рыночных условиях [10, с. 124].
Недостаток знаний в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом и прочего может оказаться смертельным для организации в современных условиях. Поэтому особое значение для бизнеса имеет способность организации привлекать или же растить высококвалифицированных специалистов.
В этой ситуации можно сделать ставку на поиск и покупку профессионалов. Однако эти люди хорошо трудоустроены, и переманить их непросто. Привлекаемые со стороны профессионалы хорошо знают себе цену, ничем не обязаны компании и всегда могут согласиться на более выгодное предложение конкурента. А вот сотрудник, выращенный в стенах компании, имеет с ней более тесную связь. Вклад в обучение сотрудников нужно сочетать с политикой удержания специалистов, чтобы их не переманили организации, готовые предложить более выгодные условия работы выпестованным вами кадрам. Этого можно достичь, только создав такие условия, когда каждому сотруднику обеспечивается карьерный и профессиональный рост в рамках организации, когда каждый сотрудник видит четкие индивидуальные перспективы [10, с. 127].
В связи с вышеизложенным, необходимо говорить об самообучающих организациях как таковых.
Обучающаяся организация - это та, которая эффективно отвечает на вызов изменений бизнес среды путем создания новых технологий, и овладения новыми знаниями и умениями. Она в кратчайшие сроки интегрирует новые знания и умения для преобразования своей основной деятельности. Чтобы соответствовать таким требованиям, персоналу необходимо постоянно повышать свою квалификацию и профессиональный потенциал [10, с. 127].
Новая парадигма развития рассматривает обучение как системный элемент организации, несущий ответственность за придание организации нового качества. В свою очередь, вся деятельность организации рассматривается не только с точки зрения количественных показателей эффективности, но и с позиции показателей качественного роста. От персонала требуется особый настрой на овладение новыми знаниями и умениями без отрыва от основной деятельности, а также готовность создавать особые отношения между теми, кто уже овладел новыми подходами, и теми, кто ищет помощи, чтобы овладеть ими [10, с. 131].
Концепция Обучающейся организации становится повесткой дня для многих предприятий; она включает:
Повышенное внимание к обучению и развитию как к определяющим факторам эффективности организации и устойчивого конкурентного преимущества.
Организация различных программ, помогающих поддерживать обучение.
Выделение ключевых персональных навыков, необходимых индивидам для успешного функционирования в самообучающей организации.
Что же можно предложить, для того чтобы тренинговый процесс обучения был более эффективным, чтобы он работал на все 100%.
На первом этапе выявляем запросы и мотивы потребности в обучении. Происходит расстановка и прояснение основных целей и приоритетов в обучении [7, с. 203].
Этапы:
1. Расстановка целей (Что вы хотите?).
2. Обследование текущей ситуации (Что происходит?).
На втором этапе мы проводим стандартный тренинг с и использованием широкого набора упражнений и игр для достижения цели тренинга сформулированных на первом этапе [7, с. 203].
Общая модель тренинга - цикл: «Рассказ-Демонстрация-
На третьем этапе анализируем полученные результаты (достигнуты ли поставленные цели?)
На этом этапе выявляются мешающие обучению препятствия, возможные проблемы. А также рассматриваются мероприятия по переносу полученных навыков в рабочую среду [7, с. 203].
Этапы:
Список возможностей (Что нужно сделать?).
То, что надо сделать (Что вы будете делать?).
Весь коуч-тренинг строится таким образом, чтобы осуществить цикл обучения (в соотнествии с теорией обучения по Колбу), последовательно переходя из стадии в стадию, не давая при этом сотрудникам новые поведенческие шаблоны. Он нацелен на помощь в осознании своих целей и том, каким образом следование целям приводит к получению желаемого результата [7, с. 205].
Такой тренинг помогает задействовать в работе внутренний потенциал сотрудника. Кроме этого создаётся широкое информационное пространство, вырабатываются новые стратегии позволяющее определить, какие плюсы и минусы могут возникнуть в результате принятия того или иного решения [7, с. 208].
Что мы имеем по сравнению коучинг-тренинга с обычным тренингом.
- появляется более четкое осознание целей и задач;
- обучаемый постоянно сконцентрирован на поставленной задаче;
- обеспечивается более точный анализ ситуации;
- появляется уверенность у человека в своих способностях и возможностях;
- люди творчески включаются в достижение своих целей и целей организации;
- улучшается выполнение персоналом своих обязанностей;
- точнее исполняются выработанные решения;
- находятся новые ресурсы и незадействованные резервы [7, с. 210].
Кроме того, одна из основных задач любого обучения - не только научить чему-то, но прежде всего научить учиться: получать, добывать, выискивать необходимые знания. Именно коучинг запускает механизмы через личную мотивацию участников самостоятельно обретать знания. И тогда любой тренинг, любой семинар превращается в то бесценное сырье, из которого можно извлечь необходимые полезные знания. Мотивированные таким образом участники не позволят ведущему «лить воду», приводить надуманные, не относящиеся к практике работы примеры и т. п. Такое обучение превращается в сотрудничество, в открытый обмен мнениями с проговариванием «запретных» тем, типичных ошибок и связанных с ними «болевых» моментов; находятся реальные решения рабочих задач. И это обеспечивает максимально возможный КПД от всего процесса [7, с. 212].
Интенсивный краткосрочный коуч-тренинг максимально эффективен в ситуациях, когда требуется достаточно быстро изменить ситуацию, в которой существующего уровня подготовленности персонала уже недостаточно. При этом нужно обучить персонал, выработать необходимые для успешной деятельности навыки. И все - без отрыва от производства, применяя полученные знания и умения к разрешению реальных проблем и достижению целей организации [7, с. 212].
Кроме описанного, коуч-тренинг целесообразно проводить, если необходимо:
получить согласованное видение командой будущего организации;
- разработать программу его достижения;
- включить персонал в действия по ее реализации, в том числе связанные с изменениями деятельности;
- уменьшить эффект от сопротивления изменениям со стороны сотрудников;
повысить отдачу и личностную заинтересованность персонала в решении организационных задач и проблем;
- расширить круг перспектив и возможностей.
2.2 Представление модели коучинга по Колбу
Коучинг может следовать по «прямому пути» от 1-й до 6-й стадии. Однако во многих случаях можно обнаружить, что для того, чтобы достичь своих целей, потребуется несколько раз проходить через 3-ю, 4-ю и 5-ю стадии. Данное обстоятельство связано с целью коучинга, которая заключается в достижении постоянного изменения в поведении, а для этого необходима практика. Таким образом, достижение цели коучинга учеником может потребовать получения богатого опыта и обязательное обсуждение пройденного материала [3, с. 93].
Этапы коучинга.
Объяснение и демонстрация.
На этой стадии коуч должен:
- обобщить все то, что необходимо объяснить и продемонстрировать;
- сделать акцент на том, почему это важно;
- обрисовать, как это будет выполняться;
- объяснить и продемонстрировать, соблюдая логическую последовательность.
- сделать обобщение, еще раз подчеркнув и объяснив важность изучаемого действия.
- отвести время на вопросы, уточнения и обратную связь для проверки понимания [3, с. 95].
Осмысление обучения.
Следует очень продуманно определять временной режим этой стадии. Часто все, что здесь требуется, - это просто несколько минут приватного разговора, сделанные на полях заметки или практика с некоторым элементом нового оборудования [3, с. 95].
Обзор прогресса.
На этом этапе коучу необходимо напомнить ученику о конечной цели программы обучения и предложить ему озвучить, каких результатов, по его мнению, они достигли на данный момент. Грамотно сформулированные вопросы могут помочь ученикам выявить любые мешающие обучению препятствия, с которыми они сталкиваются, а также позволяют им обнаружить белые пятна, которые могли образоваться к этому времени [3, с. 96].
Планирование новой практики.
Возможность применения полученных знаний гарантирует достижение требуемых стандартов компетентности. Коуч должен обеспечить ученику практические сессии трех типов: