Теоретические основы управления развитием воспитательной системы на основе системно-целевого подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить и охарактеризовать теоретические основы системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем;
2. Определить основные принципы и логику построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования;
3. Изучить основные компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем 5
2 Основные принципы и логика построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования 9
3 Компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода 19
Заключение 25
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

работа (1).docx

— 89.82 Кб (Скачать файл)

Правильный стиль общения в школе создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность воспитательной деятельности.

Особое внимание уделяется классным руководителям, которые ведут большую работу с классным коллективом и родителями. Такой огромный и разносторонний объем работы классного коллектива невозможен без помощи со стороны. Помощь оказывается в организации внеурочной воспитательной работе (подбор нужных сценариев, определение конкретных задач класса в КТД школы), в поиске объекта для общественно полезного труда учащихся, организуются поездки в театр, музей, подсказывается тематика и оказывается помощь в подготовке к родительскому собранию и т.д. [31, с. 9].

Важнейшей составной частью деятельности заместителя директора  по воспитательной работе является инструктивно-методическая учеба классных руководителей, воспитателей. Она планируется дифференцированно на учебный год с учетом уровня профессиональной подготовленности педагогов и условий организации жизнедеятельности школы, класса.

Сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим помогает ученическое самоуправление. В школе должна быть разработана своя модель ученического самоуправления, где каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности.

Разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создания комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности.

Эффективность выполнения управленческих решений невозможно без стимулирования, которое  способствует побуждению исполнителей и соисполнителей к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.  Создание условий, при которых поручение, задание учителю или ученику по выполнению плана, программы становятся стимулом, относится к наиболее острой проблеме теории и практики управления.

Современная система управления воспитательного процесса предполагает развитие самоуправления и соуправления. А это значит, часть полномочий и ответственности за результаты труда возлагаются  на самих участников воспитательного процесса. Что означает построение горизонтальных связей сотрудничества. Именно этот механизм является большим резервом и стимулом нового характера взаимодействия учителей и руководителей   нашей школы [33, с. 49-50].

Таким образом, при изучении, анализе и описании компонентов системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования можно прийти к выводу, что эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода действенна и обоснованы при включении всех компонентов в систему управления воспитательным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

После изучения теоретических основ управления развитием воспитательной системы на основе системно-целевого подхода мы можем сделать вывод, что существует актуальная научная проблема создания научно-методических средств повышения качества управления развитием воспитательной системы современной школы, приведения ее в соответствие изменившимся социально-экономическим и социокультурным условиям жизни.

Проведен анализ современных процессов развития воспитательных систем общеобразовательной школы с точки зрения соответствия новым социально-экономическим условиям, выявлены проблемы, сдерживающие это развитие. Основные проблемы, снижающие качество и результаты процессов воспитания в школе, их отставание от динамики развития процессов обучения, связаны с несовершенством управления воспитывающей деятельностью. Рассмотренные нами принципы и логика построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования тесно связаны между собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогают лучше понять пути повышения его эффективности.

При характеристике  теоретических подходов в решении проблем управления развитием воспитательных систем на основе системно-целевого подхода были:

1. Охарактеризованы теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем. В результате анализа проблем управления развитием воспитательной системы школ выявлены проблемы, сдерживающие это развитие. Выявлено, что, основные проблемы, снижающие качество и результаты процессов воспитания в школе, их отставание от динамики развития процессов обучения, связаны с несовершенством управления воспитывающей деятельностью.

2. Определены основные принципы и логика построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования. Можно сделать вывод, что выделение системообразующих факторов, социально-педагогических и временных условий, структурных компонентов подчеркивает сложную внутреннюю организацию педагогического процесса и в то же время необходимость тонкой и своевременной корректировки основных принципов и логики построения  модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования, каждого компонента данной модели управления в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, каждый принцип, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей воспитательной систем.

3. Изучены основные компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования  и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода. Союз трех принципов воспитания при системно-целевом подходе придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

Обоснован также системно-целевой подход как теоретическая основа совершенствования управления развитием школьной воспитательной системы для решения выявленных проблем, подтверждена его продуктивность для повышения эффективности управления развитием воспитательной системы школы, доказано обеспечение роста согласованности процессов воспитания, инновационного развития и внутришкольного управления, целенаправленности и системности отбора внедряемых инноваций.

На основе системно-целевого подхода разработана модель управления развитием воспитательной системы школы, обеспечивающая повышение ее эффективности. Структурное представление модели, четкое описание ее основных элементов и их взаимосвязей (объектов управления, процесса, результатов) обеспечило успешную экспериментальную проверку, в ходе которой нашло подтверждение о том, что модель управления развитием воспитательной деятельности школы, разработанная на основе системно-целевого подхода, способна обеспечить повышение эффективности воспитывающей деятельности [28, с.4].

Обосновано, что модель управления должна соответствовать следующим требованиям:

- объектами управления  являются: целостная воспитательная система школы как совокупность целей и планируемых результатов воспитания, форм и методов воспитывающей деятельности, педагогических кадров, материальной среды воспитания, внутришкольная среда и внешняя социокультурная ситуация; процесс управления развитием представлен как последовательность управленческих действий;

- результатом в воспитательной  деятельности школы являются  система логически связанных  изменений в целях, планируемых  результатах, в содержании, средствах, методах, формах и условиях воспитательной  деятельности с ориентацией на  достижение стратегической цели  развития воспитательной системы  школы.

Проведенное исследование не исчерпывает в полной мере всех аспектов проблемы. В работе поставлен ряд вопросов, ответы на которые могут и должны быть получены при дальнейших исследованиях. Необходима разработка организационно-экономических механизмов создания и развития открытых воспитательных систем, моделей создания единого воспитательного пространства, развития форм самоуправления применительно к воспитательной деятельности школ, внедрения модели в других типах и видах образовательных учреждений.

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1 Ветохин,  С. С. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь /  Мн.: РИВШ БГУ, 2001. – 70 с.

2 Кабуш, В. Т. Ученическое самоуправление: пособие для кл. рук.  и педагогов-организаторов/ В. Т. Кабуш. –  Минск: Полымя, 1998.  – 183 с.

3  Игнатьева, A.B. Исследование систем управления: учеб.пособ. для ВУЗов / А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-167 с.

4 Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой., Просвещение, 2007. – 198 с.

5 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь

6 Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под. ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М., 1999. – 215 с.

7   Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А.Караковский. — М.: НИИ Школьных технологий, 2008. 240 с.

8 Шамова, Т.И., Шибанова, Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление – М.: ЦГЛ, 2003. – 156 с.

9   Шукаева, Т.М. Основные факторы восприимчивости образовательных учреждений к новшествам / Т.М.Шукаева // Инновационная деятельность в образовании: Материалы IV Международной научно-практической конференции в г.Пушкино. — М. : ИРОТ, 2010. - 8с.

10  Адамский, А.И. Школа сотрудничества. Манифесты / А.И.Адамский // Перемены. - 2002. - № 5. - С. 69.

11 Караковский, В.А., Новикова, Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа,1996. – 208 с

12  Лазарев, B.C. Управление инновациями в школе, Учебное пособие / В.С.Лазарев. М. : Центр педагогического образования, 2008. -218 с.

13 Рожков, М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.:Владос, 2001. – 189 с.

14  Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Монография/ Под ред. Н. Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. — Изд. 2-е, доп. — М.: НОУ ВПО МПСИ, 2010. – 112 с.

15 Степанов, П.В. Как создать воспитательную систему школы / П.В.Степанов. М. : Педагогический поиск, 2006. - 132 с.

16 Лебедев, O.E.  Подходы в воспитании Текст. / О.Е.Лебедев // Школьные технологии. 2004. - №5. - с.3-12.

17 Бондаревская, Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. / Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. - Ростов-н/Д.: Компас, 1999. - 112с.

18   Юдина, И.Г. Портфолио ученика средней школы Текст. / И.Г. Юдина. Волгоград, Учитель, 2008. - 223 с.

 

19  Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А.Конаржевский. — М. : Центр Педагогический поиск, 2000. 224 с.

20 Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. М. : Просвещение, 2009. - 23 с.

21  Кузьмин, П.В. Управление развитием системы воспитательной работы в регионе Текст. / П.К.Кузьмин / Автореферат дис. . канд.пед.наук. 13.00.01. -М.: МПГУ, 2008.- 24 с.

22 Макаренко, А.С. О воспитании. М. 1988. – 176 с.

23  Поляков, С.Д. Реалистическое воспитание / С.Д.Поляков. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. — 176 с.

24  Лебедев, O.E. Компетентностный подход в воспитании / О.Е.Лебедев // Школьные технологии. 2004. - №5. - с.3-12.

25 Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании / В.М.Лизинский. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. — 160 с.

26  Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности / Л.С.Подымова, В.А.Сластенин // Сибирский педагогический журнал. 2007. - № 1. - с. 42-49.

27 Афанасьева, Т. П. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование / Т.П.Афанасьева, И.А.Елисеева. М. : ИНИДО, 2000.- 28 с.

28 Степанов,  П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. –  64 с.

29  Байбородова Л.В.,  Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. / Л.В. Байбородова - Ярославль: Школьник, 1991. – 293 с.

30 Нечаев, М.П. Практика управления воспитанием в школе: Практическое пособие / Под ред. Л.П. Ильенко.  М.: АРКТИ, 2005. – 152 с.

31 Левчук, Л.В., Западная версия глобализации общества и глобального образования // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. - №3. – 2003

33 Кабуш, В. Т. Ученическое самоуправление: пособие для кл. рук. и педагогов-организаторов/ В. Т. Кабуш. –  Минск: Полымя, 1998. –  183 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы управления развитием воспитательной системы на основе системно-целевого подхода