Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 20:00, реферат
Краткое описание
Отсюда, цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач: • раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
Содержание
Введение…………………………………………………………………..……..3 Глава1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту 1.1. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению………..5 1.2. Основные положения ситуационной теории управления………………8 Глава 2. Ситуационные теории и модели управления 2.1. Теория «7 – S»…………………………………………………….……….10 2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера……………………………11 2.3. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда………………..13 2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла…………………..15 2.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона – Джонсона……………..17 Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач 3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению………………………………..…………………………………..18 3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте………19 3.3. Ограничения в применении ситуационной теории…………………….21 Заключение……………………………………………………………..……..23 Литература……………………………………………………………………
Директивное лидерство –высокий уровень структурирования
работы, объяснение подчиненным, что и
как делать, а также что и когда от них
ожидается.
Поддерживающее лидерство– большое внимание нуждам
работников и их благополучию, развитие
дружественного рабочего климата и обращение
с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное
на достижение – установление напряженных,
но притягательных целей, огромное внимание
качеству во всем, уверенность в возможностях
и способностях подчиненных достичь высокого
уровня выполнения работы.
Участвующее лидерство –совет с подчиненными и внимание
к их предложениям и замечаниям в ходе
принятия решений, привлечение подчиненных
к участию в управлении .
В отличие от концепции
Фидлера, данная модель предполагает,
что лидеры могут менять свое поведение
и проявлять один или все из указанных
стилей. Согласно модели, эффективная
комбинация лидерских стилей зависит
от ситуации. Для анализа ситуации в модели
предлагаются два типа ситуационных факторов:
характеристики последователей и факторы
организационной среды.
Для описания
характеристик последователей и выбора
того или иного лидерского стиля используются
следующие параметры.
Вера в предопределенность
происходящего от действий индивида.
Выделяются два типа поведения подчиненных:
люди внутренне уверены, что полученное вознаграждение
определялось их усилиями;
люди считают, что размер полученного вознаграждения
контролировался внешними силами.
Первые предпочитают
участвующий стиль лидерства, а вторые
более удовлетворены директивным стилем.
Склонность к подчинению.
Данный параметр связан с наличием у индивида
желания быть руководимым, внутренне соглашаться
с влиянием других. Те, кому присуще это,
предпочитают в большей степени директивный
стиль. Другие стремятся активнее участвовать
в управлении.
Способности.
Способности и имеющийся у последователей
опыт определяют, насколько успешно они
могут работать с лидером, ориентированным
на достижение, или с лидером, привлекающим
их к участию в управлении.
Практическое
применение модели менеджерами ориентирует
их на использование различных стилей
в зависимости от ситуации. При этом следует
помнить, что не результаты работы подчиненного
должны влиять на выбор руководителем
того или иного стиля, а наоборот – выбранный
стиль должен способствовать повышению
уровня выполнения работы.
2.5. Модель ситуационного
лидерства Стинсона-Джонсона
Данная модель
исходит из того, что зависимость между
поведением (стилем) лидера и структурой
работы задания является более сложной,
чем это представлено в модели «путь-цель».Модель
констатирует, что хотя интерес к отношениям
со стороны лидера более важен в случае,
когда последователи выполняют высокоструктурированную
работу, уровень интереса к работе при
этом должен определяться лидером как
в зависимости от характеристик последователей,
так и характера самой работы, выполняемой
ими.
Модель Стинсона
и Джонсона (выбор лидерского стиля в зависимости
от ситуации)
Структурированность
работы Низкая
Возможности последователей
– высокие
Низкий интерес к отношениям
и низкий интерес к работе
Высокий интерес к
отношениям и высокий интерес к работы
Структурированность
работы Высокая
Высокая Возможности
последователей – низкие
Высокий интерес к
работе и низкий интерес к отношениям
Высокий интерес к
отношениям и низкий интерес к работе
Согласно модели,
высокий интерес к работе со стороны лидера
эффективен в следующих двух ситуациях:
работа высоко структурирована, и последователи имеют сильную
потребность в достижении и независимости.
При этом они обладают большими
знаниями и опытом, чем им необходимо для
выполнения работы;
работа не структурирована, и последователи
не испытывают потребности в достижении
и независимости. К тому же их
знания и опыт ниже необходимого уровня.
Низкий интерес к работе
эффективен для лидера в следующих двух
ситуациях:
работа высоко структурирована, и последователи
испытывают потребности в достижении
и независимости при наличии
у них достаточных знаний и опыта для выполнения данной работы;
работа не структурирована, и последователи
имеют сильную потребность в достижении
и независимости при наличии у них больших знаний
и опыта для выполнения данной работы.
Хотя ни одна
из ситуационных теорий не получила полного
подтверждения в исследованиях, убеждение,
что руководители должны выбирать стиль
руководства сообразно ситуации, не вызывает
сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного
стиля руководства, обращая главное внимание
на воздействие внешних факторов, дополняют
друг друга в понимании феномена лидерства.
Глава 3.Совершенствование
ситуационных инструментов менеджмента
как фактор эффективногорешения управленческих
задач
3.1.Условия эффективного
применения ситуационного подхода
к управлению
Среди
«синтетических»учений об управлении
заметное место занимают ситуационные
теории. Суть данных теорий состоит в том,
что результаты одних и тех же управленческих
действий в различных ситуациях могут
очень сильно отличаться друг от друга.
Поэтому, осуществляя все необходимые
действия, такие, как планирование, или
распорядительство, или контроль, менеджеры
должны исходить из того, в какой ситуации
они действуют.
Ситуационные
теории управления дают рекомендации
относительно того, как следует управлять
в конкретных ситуациях. При этом выделяется
четыре обязательных шага, которые должны
быть осуществлены менеджером для того,
чтобы добиться эффективного управления
в каждой конкретной ситуации.
Во-первых, управление должно уметь осуществлять
анализ ситуации с точки зрения того, какие
требования к организации предъявляет
ситуация и что характерно для ситуации.
Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход
к осуществлению управления, который бы
в наибольшей степени и наилучшим
образом соответствовал требованиям,
выдвигаемым к организации со стороны ситуации.
В-третьих, управление должно создавать потенциал
в организации и необходимую гибкость
для того, чтобы можно было перейти к новому
управленческому стилю, соответствующему
ситуации.
В-четвертых, управление должно произвести соответствующие
изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.
Ситуационные
теории, давая описание того, как подстраивать
организацию к конкретным требованиям,
как производить изменения и перестановки
наиболее рационально и безболезненно,
как создавать и развивать адаптационный
потенциал, отрицают наличие универсальных
подходов к управлению, наличие обобщенных,
всеохватывающих принципов построения
и осуществления любого управления. С
точки зрения этих теорий, управление
– это в первую очередь искусство менеджеров
понять ситуацию, вскрыть ее характеристики
и выбрать соответствующее управление,
а уж потом следовать научным рекомендациям
в области управления, носящим обобщающий
характер и универсальный характер.
3.2. Алгоритм принятия
решений при ситуационном менеджменте
Решение управленческих
задач представляет собой основу работы
менеджеров. Из-за роста сложности и динамичности
бизнеса принятие сложных решений перестало
быть сферой ответственности только менеджеров
высшего уровня, теперь с этим в организации
сталкиваются менеджеры любых уровней.
В настоящее время
имеется множество моделей, пакетов программного
обеспечения и аналитических инструментов,
которые пытаются свести процесс принятия
решений к формулам. Как бы эти теории
ни были привлекательны, трудность заключается
в том, что реальность более сложна и противоречива,
чем она демонстрируется в подобных моделях.
За пределами математического подхода
оказывается ряд небесспорных допущений,
например, что принятие решений является
всегда одинаковым процессом, в основе
которого лежит точная информация, свободная
от эмоций и предрассудков, т.е. рациональная.
Реальность же заключается в том, что менеджеры
принимают решения на основе комбинации
интуиции, опыта и анализа. Указанный недостаток
устраняет ситуационная теория, которая
учитывает влияние неопределенности на
принятие решений, называя такие решения
ограниченно рациональными.
Таким образом,
мир бизнеса, испытывающий в настоящее
время стремительные перемены, для повышения
эффективности управления заинтересован
сегодня в разработке и совершенствовании
не столько математических подходов к
процессу принятия решений, сколько в
прикладных ситуационных инструментах
менеджмента. Такие инструменты, приводящие
в действие все связи организационной
структуры в зависимости от изменений,
происходящих во внешней и внутренней
среде фирмы, и обеспечивающие ограниченно
рациональное решение управленческих
задач каждым менеджером, а, следовательно,
подразделениями и организацией в целом,
будут пользоваться возрастающим спросом.
Алгоритм принятия решений
при ситуационном менеджменте может включать
следующие операции:
обнаружение(контроль) проблемы;
сбор информации о ситуации;
анализ информации о ситуации;
диагностика проблемы и ситуации, в которой
ее предстоит решить;
определение целей управления ситуацией при решении
проблемы;
разработка критерия оценки эффективности
решения;
генерация перечня возможных управляющих воздействий
по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
прогнозирование последствий этих воздействий
для ситуации;
верификация и оценка вариантов решений;
принятие, оформление, доведение до исполнителей,
исполнение, контроль выполнения решений .
Ситуационный
подход концентрируется на том, что пригодность
различных методов управления определяется
ситуацией, поэтому в состав алгоритма
принятия решений включаются этапы сбора
и анализа информации о ситуации, определения
целей управления ситуацией при решении
проблемы, а также прогнозирование последствий
управляющих воздействий для ситуации.
3.3.Ограничения
в применении ситуационной теории
Менеджеры,
которые используют ситуационный подход,
должны знать об ограничивающих или сдерживающих
факторах, которые существуют внутри их
собственных организаций. Ситуационный
подход признает три основных ограничения:
технологическое, человеческое и ограничение
в постановке задачи.
Технологические
ограничения определяются типом и гибкостью
организационных средств производства
товаров или услуг. Различные типы организации
требуют различных видов технологических
ресурсов. Машины и оборудование в производстве
стали, например, обходится очень дорого.
Из-за столь огромных капитальных расходов
таким компаниям трудно быстро изменить
технологию, чтобы приступить к удовлетворению
новых потребностей.
Технология
во многом определяет и степень взаимозависимости
среди различных сегментов организации.
Чем выше степень взаимозависимости, тем
больше требуется координации и следовательно,
больше управленческого искусства.
Ограничение
в постановке задачи возникает из фактического
характера работ, выполняемыми рабочими.
Некоторые работники могут работать в
методической манере с небольшой вариацией
в своих действиях. Как в случаях сборочного
конвейера. Другие могут быть вовлечены
в более комплексные и менее регламентированные
работы, такие, как выполнение проверки
телеаппаратуры, где рабочие должны устранять
самые различные дефекты в изделиях.
Человеческие
ограничения отражают уровни компетенции
людей, работающих в организации. Один
из случайных факторов здесь состоит в
определении мотивации групп рабочих.
Интересуются ли они заработной платой
и гарантией работы? Или работники больше
заинтересованы в продвижении, личном
развитии и в отношении к их личности?
Системный подход придает особое значение
объединению связей между различными
организациями. Заостряя свое внимание
на характере этих связей, ситуационный
подход актуализировал эту проблему. В
результате ситуационный подход сегодня
является передовым подходом в управленческой
мысли. Однако и этот подход подвергается
критике. Некоторые считают, что у него
недостаточно теоретическое обоснование,
которое проявляется в отсутствии базы
для познания, недостаточной прогностической
способности инициативности. С другой
стороны, его защитники утверждают, что
одним из наиболее полезных ответов на
вопросы «Как мы будем делать это?» и «Что
мы будем делать дальше?» является: «Это
все зависит от…». В ситуационном подходе,
прежде чем принять какое-либо управленческое
решение современные менеджеры должны
проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев
все разнообразные школы управленческой
мысли, определить какая комбинация управленческих
методов оказывается наиболее подходящей.
Ситуационные
теории управления дают рекомендации
относительно того, как следует поступать
в конкретных ситуациях. При этом выделяются
четыре обязательных шага, которые должны
быть осуществлены менеджером для того,
чтобы добиться эффективного управления
в каждой конкретной ситуации:
Во-первых, руководитель должен быть знаком со средствами
профессионального управления, которые
доказали свою эффективность. Это подразумевает
понимание процесса управления, индивидуального и группового
поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного
методов принятия решений.
Во-вторых, каждая из управленческих концепций и
методик имеет свои сильные и слабые стороны,
и сравнительные характеристики
в случаи, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен
уметь предвидеть вероятные последствия,
– как положительные, так и отрицательные,
– от применения данной методики и концепции.
В-третьих, руководитель должен уметь правильно интерпретировать
ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются
наиболее важными в данной ситуации и
какой вероятный эффект может повлечь
за собой изменение одной или нескольких переменных.
В-четвертых, руководитель должен уметь увязывать конкретные
приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили
бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая
достижение целей организации самым эффективным путем в условиях
существующих обстоятельств .