Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 16:05, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы является рассмотрение и изучение содержания теорий управления. Для достижения данной цели необходимо и решить следующие задачи: 1. Выявить основные положения, определяющие теоретическую основу; 2. Проанализировать и обосновать эффективность разработанных теорий в практике деятельности менеджера; 3. Сравнить действующие теории X, Y, Z и их влияние на культуру организации и общества; 4. Опираясь на результаты исследования, сформулировать практические рекомендации по применению.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Теории управления Х, У, Z …………………………………..……….5 1.1.Теории Мак-Грегора X, У ……………………………………………..............5 1.2.Теория Z Oучи………………………………………..........................................8 Глава 2.Применение теории X, У и Z в практике управления……….........10 2.1. Использование теорий в зарубежной практике………………………...…...10 2.2. Использование теорий в практике российских предприятий………….......14 Заключение ……………………………………………………..............................20 Список используемой литературы……………………………………………...22 Приложение ………………………………..………………………………….......24
На Западе проблема мотивации
персонала понимается гораздо шире, чем
в России. В нашей стране принято считать,
что человек трудится исключительно ради
денег. Конечно, вопрос о зарплате должен
стоять на первом месте, ведь только очень
редкие энтузиасты работают за идею. Но
если компания представит своему сотруднику
возможность посещать корпоративные курсы
по изучению иностранного языка или абонемент
в бассейн, то, разумеется, работник с большим
удовольствием воспользуется этим предложением,
а его лояльность повысится.
Помимо финансовой стороны,
за рубежом заметная роль отводится нематериальным
способам мотивации. Западные менеджеры
по управлению персоналом давно пришли
к выводу о том, что сотрудники — главная
ценность компании, их нужно холить и лелеять,
ведь от трудоспособности коллектива
зависит успех фирмы.
Как выглядит мотивация по-иностранному,
и чему уделяют наибольшее внимание за
рубежом?
Пряники по-американски
Соединенные Штаты Америки
— идеологи современных методов ведения
бизнеса. Они являются родоначальниками
таких понятий как «HR» и «внутрикорпоративная
культура». В 60-е годы XX века в США были
разработаны основные принципы работы
с человеческими ресурсами, системы материальной
и нематериальной мотивации, способы повышения
лояльности сотрудников.
Практически все американские
компании, помимо системы вознаграждений,
предоставляют своим сотрудникам медицинское
страхование за счет фирмы, программы
повышения квалификации, корпоративные
обеды и многое другое. Например, корпорации
IBM и AT&T в ответ на изменения демографической
ситуации в стране разработали и успешно
реализовали так называемые семейные
программы. Большая часть сотрудников
этих компаний — люди в возрасте до 40 лет,
у многих из которых есть маленькие дети.
Руководство корпораций предоставляет
этим работникам возможность работать
по гибкому графику, помощь в подборе нянь,
корпоративные детские сады и ясли, а также
организует праздники для сотрудников
с малышами.
Большое внимание американцы
уделяют и повышению квалификации своих
работников. В каждой из вышеупомянутых
корпораций затраты на все виды обучения
составляют практически 800 млн долларов
в год. Обучение, по мнению американцев,
способствует повышению индивидуальной
трудовой отдачи и увеличению прибыли
компании.
А вот какая практика применяется
в крупнейшей американской корпорации
Walt Disney Co.: на центральной улице «Диснейленд-парка»
окна кафе посвящают наиболее ценным сотрудникам.
Немного о французах
Французы не то чтобы не любят
работать — они просто предпочитают не
перерабатывать. Об этом свидетельствует
35-часовая рабочая неделя, утвержденная
в большинстве французских компаний. И
это несмотря на то, что во многих странах
Евросоюза рабочая неделя составляет
40 часов.
К дополнительному вниманию
к своей персоне со стороны компании французы
относятся как к чему-то само собой разумеющемуся.
Практически 69% жителей Франции
считают лучшей нематериальной мотивацией
скользящий или гибкий график работы,
вплоть до фриланса.
Не менее важными французы считают
медицинское и социальное страхование
за счет компании, а также помощь в выплате
кредитов. Широкое распространение во
Франции получило и корпоративное питание.
Кстати, дополнительное образование
и повышение квалификации за счет работодателя
французам вовсе не интересно, хотя многие
фирмы и стараются внедрять многочисленные
обучающие программы. Этим славятся автомобильные
компании Renault и Peugeot.
Японская стабильность
«В первую очередь служи императору
и стране, во вторую — своей компании,
в третью — своей семье, потом можешь уделить
внимание себе самому», — этот основной
принцип психологии японского общества
идет еще из эпохи феодализма. Данный посыл
находит отражение и в современной корпоративной
культуре Страны восходящего солнца.
В Японии человек устраивается
на работу на всю жизнь. Будучи однажды
принятым в компанию, японец остается
там вплоть до официального выхода на
пенсию. Фирма, в которой работает специалист,
становится практически второй семьей.
Следовательно, нематериальная мотивация
сотрудников осуществляется по психологической
схеме «отец-сын», где отцом выступает
компания, а сыном — сотрудник.
Компания способствует получению
кредита, а нередко и сама беспроцентно
кредитует своих сотрудников. Также фирма
берет на себя все расходы в случае дорогостоящей
учебы работника и его детей. Многие японские
компании финансируют семейные торжества
своих сотрудников — свадьбы и юбилеи,
а также организуют спортивные мероприятия.
Некоторые предприятия предоставляют
жилье своим сотрудникам.
Любопытно, что в некоторых
японских корпорациях приветствуются
браки между сотрудниками. Таким образом
корпорация еще сильнее привязывает специалиста
к своему рабочему месту — в этом случае
работа становится практически домом.
Обеспечивают высокую мотивацию
к труду широкие возможности карьерного
и профессионального роста. Повышения
могут быть незначительными, но их регулярность
отлично мотивирует сотрудников.
Голландцам — льготы, шведам
— дружный коллектив
В Нидерландах основная роль,
которая определяет заинтересованность
и трудовую активность работников, отводится
льготам и компенсациям.
Если у сотрудника возникла
необходимость в консультации врача, то
компания предоставляет своему сотруднику
два оплачиваемых часа — в течение них
он может спокойно отправиться в больницу.
А если подчиненный в течение трех месяцев
отсутствовал на работе — например, по
болезни, — то он получает один дополнительный
оплаченный день отдыха.
А вот в Швеции первостепенными
ценностями являются дружба, партнерство
и коллектив. На втором месте в рейтинге
приоритетов у шведов стоит интересная
работа, и лишь на седьмой позиции — размер
заработной платы. На сегодняшний день
многие шведские компании разрешают своим
сотрудникам работать дома. [11]
2.2. Использование
теорий в практике российских
предприятий.
При управлении персоналом
не обойтись без мирового опыта, однако,
необходимо учитывать, что прямой перенос
невозможен. Необходимо сформировать
собственную модель управления персоналом,
но не «изобретать велосипед».
Родоначальниками науки управления
были американцы. Именно они создали образ
менеджера как профессионала, обладающего
специальным образованием, вложили огромные
деньги в создание инфраструктуры для
управления в виде сотен школ для бизнеса
и т. д.
Затем японцы перехватили инициативу,
обучая руководителей не только делу,
но и искусству человеческих отношений.
В результате в настоящее время
американские менеджеры работают над
проблемой возможного использования японских
методов в условиях своей страны. Таким
образом, наметилась интеграция достижений
американского и японского менеджмента.
Россия же занимает промежуточную
позицию между двумя управленческими
науками. Российские менеджеры переживают
ныне времена строгих требований, сдвигов
и угроз. Это влияет на все стороны жизни
организации, вызывая реакции, меняющиеся
от радости и надежды к неуверенности
и отчаянию.
Рыночная экономика, основанная
на конкуренции, свободе производителей,
а не иерархическом подчинении хозяйственных
процессов воле центра, требует никак
не меньше, а даже больше менеджеров, чем
прежняя система. Поэтому, не зная сути
западного и восточного опыта управления
персоналом невозможно совершенствовать
собственный стиль руководства, повышать
имидж, создавать наиболее благоприятные
условия по обеспечению высокого уровня
конкурентоспособности и экономического
лидерства.
Рассмотренные выше теории
X, Y, Z можно условно разделить по странам,
их проповедовавших. Теория Х, как самая
долгоживущая и малоэффективная серьезно
закрепилась в российском менеджменте.
Теорию Y чаще всего проповедуют на Западе
и считают эту концепцию идеальной для
успешного развития организации. И теория
Z, ее еще часто называют японским управлением,
успешно внедрена в бизнес японскими фирмами.
Адаптация более совершенных
теорий Y или Z на российскую “почву” сталкивается
с множеством проблем. Даже природный
ландшафт России, требовавший от человека
очень сильного самоограничения, терпения,
добровольной жертвенности и репрессии
личных целей в пользу коллектива, сформировал
особый тип работника. Россиянин преувеличивает
роль социальных связей и общественных
обязанностей. Хорошо это или плохо, к
сожалению, россиянин еще не мог показать:
по сути, он никогда не был свободен в своем
труде. В России пока не ценят своих достоинств
и пользуется штампами, идущими с Запада.
Не существует универсальных экономических
законов, годящихся для любой страны и
для любой эпохи. Даже те из них, которые,
как кажется, ни у кого не вызывают сомнений
и прошли многолетнюю практическую проверку,
нуждаются в подгонке к национальной специфике
страны-реципиента. В результате мы имеем
серьезные экономические проблемы, которых
думается, было бы меньше при учете социокультурной
специфики России, особенностей национального
характера ее граждан.
Прежде чем пытаться адаптировать
теории к своей национальной специфике,
необходимо сначала проанализировать
менталитет Японии и Запада, а затем выяснить
возможность применения их опыта в российских
условиях.
Для начала дадим определение
менталитету. Менталитет – это подсознательная
социально-психологическая «программа»
действий и поведения отдельных людей,
нации в целом, проявляемая в сознании
и в практической деятельности людей.
Источник ее формирования – совокупность
психологических, социально-экономических,
природно-климатических явлений, действующих
на протяжении длительной эволюции страны.
Проявление биопсихологической
программы поведения людей сказывается
на различных сферах человеческой деятельности:
быту, общении, производстве. Значительное
влияние она оказывает на управление.
Так, анализируя формы и методы управления
в разных странах, мы не можем не учитывать
немецкую пунктуальность, английский
консерватизм, американский прагматизм,
японский патернализм, российскую недисциплинированность.
Человек не может быть свободным от общества,
от самого себя, своей ментальности. При
этом он всегда находится в определенной
иерархической системе: или подчиняет
и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве
он руководит своими действиями, поступками,
исходящими подсознательно из его ментальности.
Следовательно, управление есть форма
выражения ментальности.
Если человек привык к групповой
жизни, то специфической основой, формирующей
систему управления, является опора на
коллектив, коллективный контроль и принятие
решений. Если в обществе установилась
система ценностей, основанная на индивидуализме,
обостренном чувстве собственного достоинства
и т.д., то каркасом несущей конструкции,
вросшей в систему управления, является
опора на индивидуальные качества, использование
индивидуальных форм контроля.[10]
Таким образом, управление –
это форма проявления внутренней, глубинной
социально-психологической программы,
заложенной в человеке. В этом качестве
менталитет – всеобщая основа поведенческого
менеджмента, его элемент, его существенная
сторона. В этом проявляется соответствие
менеджмента менталитету.
Что касается основных направлений
развития теории и практики российского
менеджмента, то главная проблема состоит
в следующем: должна ли Россия слепо перенимать
теорию японского, американского и т.д.
менеджмента и применять их на практике?
Заимствование чужого опыта Россией может
привести к отрицательному результату.
Это объясняется тем, что российский менталитет
всегда характеризовался наличием полярности,
доведением любой ситуации до крайности.
Учитывая крайности русской
души, считается, что положения западной
теории и практики менеджмента могут быть
доведены до абсурда. Достаточно вспомнить:
100%-ую коллективизацию, решение о расширении
посевов кукурузы от Кушки до полярного
круга, сухой закон и антиалкогольную
кампанию конца 80-х годов, которая обошлась
стране примерно в 150 млрд. долларов, мелиорацию,
программу построения рыночной экономики
в России за 500 дней и т.д.
Несмотря на это использование
этого качества русской души не всегда
приносило только отрицательный результат.
Опираясь на него, Россия ставила и решала
задачи, которые были не под силу и более
мощным государствам. Создание атомной
и водородной бомбы, освоение космоса
не были случайными, они обусловлены крайностью,
широтой и долготерпимостью русской натуры,
способностью ее к самопожертвованию.
Поэтому, используя это качество, Россия,
даже при учете ее нынешней бедности, могла
бы стать мировой супердержавой, применяющей
у себя новейшие достижения НТП.
От Азии Россия впитала форму
группового мышления – группизм, а от
Европы – индивидуализм с присущим ему
мировоззрением. Группизм и индивидуализм
– два фундаментальных качества, составляющие
основу русского менталитета. Причем они
входят в противоречие между собой в силу
полярности их основ. Их соотношение в
ходе исторического развития не было постоянным.
В дореволюционные времена общинные традиции
были определяющими. В ходе столыпинских
реформ произошел скачок в развитии индивидуализма.
После революции 1917г. тенденция развития
коллективизма вновь стала определяющей
в динамике ментальности. В таких условиях
индивид мог паразитировать за счет коллектива,
искать не тяжелую, но хорошо оплачиваемую
работу, хитрить, изворачиваться, что было
хорошо известно в советское время. Но
борьба с ним оказалась безуспешной. Ментальность
нельзя искоренить, ее можно лишь использовать
в интересах личности, коллектива и общества.
Таким образом, и индивидуализм,
и коллективизм приходили в противоречие
с традициями командной экономики. Последняя
явилась одной из важнейших причин неэффективности
советской системы.
В настоящее время дуализм русского
менталитета, его противоречивость, перешли
на качественно иной уровень. Наблюдается
новая волна роста индивидуализма, с одной
стороны, и стирания общинных традиций,
с другой. Однако дуализм был и остается
главной чертой отечественной ментальности.
Это и дает возможность определить его
место по отношению к американскому и
японскому менталитету. Если считать американский
индивидуализм и основанный на нем менеджмент
одной крайней точкой, а японский, базирующийся
на психологии группизма, другой, то Россия
с её двойственностью должна занимать
промежуточное между этими двумя точками
положение. Причем надо учитывать, что
русский менталитет выступает как динамичный,
имеющий тенденцию к индивидуализации,
пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося
рынка. Исходя из этого, основной тенденцией
становления русского менталитета является
постепенное и неуклонное движение к индивидуализму
в сторону американизированной ментальности.
Дуализм российского менталитета,
его динамика, тенденция становления позволяют
смоделировать систему менеджмента, адекватную
российскому менталитету. В нем выделяются
следующие синтезирующие блоки (таблица
1, см. приложение).