Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:41, реферат
Переговоры как особая форма социального взаимодействия имеют давнюю историю. Люди испокон веков ведут переговоры, заключая торговую сделку или завершая войну мирным соглашением, договариваясь о разделе имущества или собирая караван кораблей на поиски новых неизведанных земель. Однако объектом широкого научного исследования переговоры становятся лишь во второй половине XX в., когда искусству их ведения стали уделять особое внимание.
Введение…………………………………………………………………………………………………..2
1. Стратегии ведения переговоров………………………………………………………….2
2. Тактические приемы ведения переговоров……………………………………….6
3. Динамика переговоров………………………………………………………………………12
3.1 Подготовка переговоров………………………………………………………………….13
3.2 Этапы ведения переговоров………..………………………………………………….15
3.3 Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей…………………………………………………………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………………….22
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Стратегии
ведения переговоров……………………………
2. Тактические
приемы ведения переговоров…………
3. Динамика
переговоров…………………………………………………
3.1 Подготовка
переговоров…………………………………………………
3.2 Этапы
ведения переговоров………..………………
3.3 Анализ
результатов переговоров и
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Переговоры как особая форма социального взаимодействия имеют давнюю историю. Люди испокон веков ведут переговоры, заключая торговую сделку или завершая войну мирным соглашением, договариваясь о разделе имущества или собирая караван кораблей на поиски новых неизведанных земель. Однако объектом широкого научного исследования переговоры становятся лишь во второй половине XX в., когда искусству их ведения стали уделять особое внимание.
Несомненно, что переговоры — неотъемлемая часть деловых контактов. И их успех зависит не только от хорошего знания предмета обсуждения, но и от владения техникой ведения переговоров, которая вряд ли может быть представлена в виде некоего исчерпывающего набора готовых рецептов. Чтобы грамотно и уверенно вести переговоры, важно понимать, в чем состоит их специфика, какие цели ставят перед собой участники, какова общая модель переговорного процесса.
Необходимо учитывать и тот факт, что переговоры, имеющие место как в рамках сотрудничества, так и в условиях конфликта, обязательно предполагают общение участников. Следовательно, переговорный процесс включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны (общение как восприятие, обмен информацией и взаимодействие). Пренебрежительное отношение участников к любой из этих сторон переговоров создает дополнительные препятствия на пути к достижению соглашения.
1. Стратегии ведения переговоров
Вступая в переговоры, участники могут использовать различные стратегии их ведения. Выбор той или иной стратегии зависит от ситуации, в которой ведутся переговоры, готовности сторон реализовать интересы друг друга, понимания успеха переговоров их участниками.
Выделяют две основные стратегии ведения переговоров: 1) позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведения, и 2) переговоры на основе взаимного учета интересов, что предполагает партнерский тип поведения сторон. Каждая из обозначенных стратегий имеет свою специфику.
Позиционный торг представляет собой такую стратегию ведения переговоров, при которой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретных позициях.
Важно различать позиции и интересы. Позиции — это то, чего стороны хотят добиться в ходе переговоров. Интересы, лежащие в основе позиций, указывают на то, почему стороны хотят добиться того, о чем заявляют. Если позиции достаточно ясно формулируются участниками, то обнаружить интересы, стоящие за той или иной позицией, гораздо сложнее.
В целом позиционный торг имеет следующие особенности:
1)участники
переговоров стремятся к
2)переговоры
ведутся на основе
3)подчеркивается различие между сторонами, а сходство, даже если оно имеется, часто отвергается;
4)действия участников направлены, прежде всего, друг на друга, а не на решение проблемы;
5)стороны стремятся скрыть или исказить информацию о своих истинных намерениях и целях;
6)перспектива
провала переговоров может
7)в результате
зачастую достигается
Выделяют два стиля позиционного торга: мягкий и жесткий. Жесткий стиль предполагает стремление твердо придерживаться выбранной позиции с возможными минимальными уступками, мягкий — ориентирован на ведение переговоров через взаимные уступки ради достижения соглашения. В ходе торга выбор одной из сторон мягкого стиля делает ее позицию уязвимой для приверженца жесткого стиля, а итог переговоров — менее выгодным. Однако, с другой стороны, реализация каждой из сторон жесткого стиля может привести к срыву переговоров (и тогда интересы участников вообще не будут удовлетворены).
В отличие от позиционного торга, который ориентирован на конфронтационный тип поведения участников, переговоры на основе взаимного учета интересов являются реализацией партнерского подхода. Эта стратегия предполагает взаимное стремление сторон к выработке решения, максимально удовлетворяющего интересы каждой из них.
Основные особенности переговоров на основе взаимного учета интересов подробно описаны их убежденными сторонниками Р. Фишером и У. Юри:
1)участники
совместно анализируют
2)внимание
концентрируется не на
3)участники
переговоров ориентированы на
поиск взаимовыгодных
4)стороны
стремятся использовать
5)в процессе
переговоров люди и спорные
проблемы разделяются, что
6)достигнутое
соглашение должно максимально
учитывать интересы всех
Переговоры на основе взаимного учета интересов предпочтительнее: ни одна из сторон не получает преимуществ, и участники переговоров рассматривают достигнутые договоренности как справедливое и наиболее приемлемое решение проблемы. Это, в свою очередь, позволяет оптимистично оценивать перспективы пост-переговорных отношений, развитие которых осуществляется на столь прочной основе. Кроме того, соглашение, позволяющее максимально удовлетворить, интересы участников переговоров, предполагает, что стороны будут стремиться к соблюдению достигнутых договоренностей без какого-либо принуждения.
При реализации в процессе переговоров позиционного торга или стратегии их ведения на основе взаимного учета интересов следует соотносить свой выбор с предполагаемыми результатами, учитывать специфику каждого подхода, его достоинства и недостатки. Кроме того, жесткое разграничение этих стратегий возможно лишь в рамках научного исследования, в реальной же практике переговоров они могут иметь место одновременно. Речь идет лишь о том, на какую стратегию участники переговоров ориентируются в большей степени.
2. Тактические приемы ведения переговоров
В исследованиях, посвященных переговорному процессу, особое внимание уделяется воздействию на оппонента я использованию при этом различного рода приемов. Кратко остановимся на характеристике основных тактических приемов, применяемых в рамках той или иной стратегии ведения переговоров.
Приемы, используемые при позиционном торге.
Приемы, относящиеся к переговорам этого типа, наиболее известны и многообразны.
1) Завышение
требований. Оппоненты начинают
переговоры с выдвижения
2) Расстановка
ложных акцентов в собственной
позиции. Заключается в том,
чтобы продемонстрировать
3)Выжидание. Используется, чтобы вынудить оппонента первым высказать свое мнение, а затем, в зависимости от полученной информации, сформулировать собственную точку зрения.
4)«Салями».
Информация предоставляется
5)«Палочные»
доводы используются в тех
случаях, когда один из
6)«Преднамеренный
обман». Используется либо для
достижения, либо для избежания
каких-либо последствий и
- искажение информации;
- сообщение заведомо ложной информации;
- отсутствие полномочий для принятия решений по тем или иным вопросам;
- отсутствие намерений выполнять условия соглашения.
7)
Выдвижение требований по
8) Выдвижение
требований в последнюю минуту.
Этот прием используется в
конце переговоров, когда
9) Двойное
толкование. При выработке итогового
документа одна из сторон «
10)
Оказание давления на
- указание на возможность прекращения переговоров;
- демонстрация силы;
- предъявление ультиматума;
- предупреждение о последствиях, неприятных для оппонента.
Приемы, используемые при переговорах на основе взаимного учета интересов. Если использование первой группы приемов демонстрирует отношение к оппоненту как противнику, то вторая группа приемов ориентирована на партнерский подход.
1) Постепенное
повышение сложности
2) Разделение
проблемы на отдельные
3) Вынесение
спорных вопросов «за скобки».
Используется, если возникают трудности
с достижением соглашения по
всему комплексу проблем.
4) «Один режет,
другой выбирает». Прием