Теория организации в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

следования, обоснования и построения системы законов.
Целью данной работы является изучение основополагающих законов организации. Рассмотреть их применение в практической деятельности.
Задачами данной курсовой работы являются:
- определение и построение системы законов организации;
- изучение классификации основополагающих законов.
- понимание механизмов взаимодействия объективной и субъективной, материальной и интеллектуальной организации, как процесса или системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ……
1.1 Система законов организации ……………………….
1.2 Классификация законов организации…………
1.3 Принципы организации………….
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………..
2.1Система управления организацией ……………………
2.2 Организационные структуры управления организацией……
Заключение………………………………………..
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 351.67 Кб (Скачать файл)

а) Эволюционная - постепенное качественное и количественное изменение.

б) Революционная - скачкообразный переход системы из одного состояния в другое.

Развитие может быть как прогрессивным, так и регрессивным. На всякий случай напомню, прогрессивное развитие - переход  от низшего качества к высшему, соответственно, регрессивное развитие - обратный процесс.

3. Принцип соревновательности и конкуренции

Принцип конкуренции позволяет  развить в организации состязательные начала. При этом развиваются сильные  стороны организации, а факторы  внешней среды рассматриваются  не как угрозы, а как возможности.

Здоровая конкуренция выявляет наиболее результативные пути развития. Это выражается в сравнении, отборе и выборе конкретных методов управления. При всем этом конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на работу организации; может быть тем импульсом, который подтолкнет организацию к совершенствованию, качественному изменению, а может привести к разорению, банкротству, потере деловой репутации.

Конкурентные преимущества бывают следующих типов:

  1. Ресурсные
  2. Технологические
  3. Инновационные
  4. Маркетинговые
  5. Организационно-управленческие
  6. Глобальные
  7. Культурные

Зная каждый тип преимуществ руководитель сможет легче их выделить в своей организации и постараться реализовать наиболее эффективно.

4. Принцип дополнительности

В организационных системах сочетаются, с одной стороны объективные  устойчивые тенденции, программируемые  процессы, а с другой стороны - случайные, неустойчивые, стихийные, не программируемые, вероятностные. Эти начала дополняют  друг друга и способствуют более  эффективному и устойчивому функционированию организационных систем.

Также к общим принципам можно  отнести:

Структурные принципы - обеспечивают четкое взаимодействие между общими целями и задачами, а также разделяют общее на более частное с специальное. Этот процесс способствует правильному подбору и назначению руководителей структурных подразделений.

К структурным принципам относят принцип разделения труда, единства целей и руководства,соотношение централизации и децентрализации, власти и ответственности.

Принципы процесса - определяют характер и содержание деятельности руководителей, а также их взаимоотношения с подчиненными (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративные дух, подчинение общему интересу).

Принципы конечного результата - отвечают за оптимальные конечных характеристики организации, например порядок, стабильность, инициативность работников и т.д.

Специфические принципы организации

Специфические принципы делятся на 2 группы, первая группа - это принципы приоритета:

1) Принцип приоритета целей - в системе "Цель-Задачи-Функции" наивысший приоритет имеет цель.

2) Принцип приоритета функций над структурой при создании организации.

3) Приоритет структуры над функциями в уже действующих организациях.

4) Приоритет субъекта над объектом при создании организации.

5) Приоритет объекта управления над субъектом в действующих организациях.

Вторая группа специфических принципов - принципы соответствия (конечного результата):

1) Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами.

2) Соответствие распорядительства и подчинения, то есть у каждого подчиненного должен быть один линейный руководитель и несколько функциональных.

3) Принцип соответсвия эффективности производства и экономичности.

4) Принцип прямоточности.

5) Принцип ритмичности. Производственные и информационные процессы должны идти равномерно, по заранее определенным временным интервалам.

На этом рассмотрение вопроса организационных  принципов можно считать вполне законченным, но позволю себе еще  раз напомнить - каждый руководитель должен знать и понимать данные принципы, а еще лучше уметь применять  их в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

2.1    Система управления организацией

Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния  на производительность работника, группы или организации в целом для  наилучших результатов с позиций  достижения поставленной цели. "Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.

Процесс управления предусматривает  согласованные действия, которые  и обеспечивают в конечном счете осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части. Схема взаимодействия между ними показана на рис. 3.1.

В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации  принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и  конечным продуктом управляющей  части является информация. Управляющее  звено - необходимый элемент любой  организации.

Рис. 3.1. Взаимодействие управляющей  и управляемой части деловой  организации  
А - управляющая информация, Б - информация об исполнении.

На этом уровне принимаются  управленческие решения как результат  анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов  достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью  преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что  иное, как реальное противоречие, требующее  своего разрешения.

Заметим, что управленческое решение - это результат коллективного  творческого труда. Оно всегда носит  обобщенный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной  или неявной форме влияет на процесс  разработки индивидуального управленческого  решения.

Управляемая часть - это различные  производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что  поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит  от типа организации. Так например, если речь идет о деловой организации, осуществляющей управление финансами, скажем, о банке, то на его вход поступают денежные средства или их заменители (ценные бумаги, векселя, акции и т.п.). Выходом является информация по управлению финансовыми потоками и денежными средствами. Во многих случаях банк осуществляет выплату наличных денежных средств.

Чтобы координировать действие управляемой части, необходимо использовать систему научного управления, обоснованную Ф. Тейлором в его книге "Принципы научного управления", вышедшей в  свет в 1911 году. Ф. Тейлор впервые отделил  процесс планирования труда от самого труда, выделив, таким образом, одну из основных управленческих функций. Основные положения системы научного управления по Тейлору формулируются следующим  образом:

  • создание научного фундамента, заменяющего собой традиционные, практически сложившиеся методы работы;
  • отбор и обучение сотрудников на основе научных критериев;
  • взаимодействие между администрацией и исполнителями с целью практического внедрения научно разработанной системы организации труда;
  • равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и исполнителями.

Позже Г. Эмерсон сформулировал 12 принципов производительности труда, относящиеся к звену управления организацией, определив истинную миссию и назначение управленческого труда:

  • отчетливо поставленные цели;
  • здравый смысл;
  • компетентная консультация;
  • дисциплина;
  • справедливое отношение к персоналу;
  • быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;
  • диспетчирование;
  • нормирование операций;
  • эффективное планирование;
  • нормализация условий труда;
  • стандартные письменные инструкции;
  • вознаграждение за производительность.

Наиболее четко задачи управления организацией сформулировал  Г. Файоль, ученик и последователь Ф. Тейлора и один из основателей научной теории управления. Он выделил 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную. По его мнению, наиболее характерными задачами звена управления являются:

  • планирование общего направления действия и предвидение конечного результата;
  • "организовывание", т.е. распределение и управление использованием материальных и человеческих ресурсов;
  • выдача распоряжений для поддержания действий работников в оптимальном режиме,
  • координация различных действий для достижения общих целей;
  • выработка норм поведения членов организации и проведение мероприятий по соблюдению этих норм;
  • контроль за поведением членов организации.

Файоль сформулировал характерные признаки процесса управления в начале ХХ века. С тех пор в деятельности организаций произошли значительные изменения. Усложнилась их структура, научно-техническая революция в области естественных наук привела к возникновению новых сложных технологий, стремительное внедрение средств вычислительной техники в различные области человеческой деятельности заметно повлияло на технологию принятия управленческих решений и на процедуру, которая носит название "контроль за исполнением решения". Изменилась технология управления финансами. В последнее время многие преобразования в этой сфере связаны с внедрением электронных систем расчетов и электронных заменителей денег.

 

Организационные структуры  управления организацией

Часть деловой организации, реализующая функции управления, состоит из многих взаимодействующих  звеньев и представляет собой  управляющую систему, обеспечивающую в рамках организации выполнение ряда специфических функций. Напомним, что термин организация предусматривает  определение порядка взаимодействия отдельных элементов, входящих в  состав организационной системы.

На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных  систем - биологических, технологических, социальных - является иерархия. Термин "иерархия" в буквальном переводе с греческого - священная власть (hierarchia = hieros + arhe) - был введен в употребление полтора тысячелетия назад, в V веке нашей эры и применялся для характеристики организации христианской общины.

По мере общественного  развития употребление данного термина  и трактовка его смысла претерпели определенные изменения. Нас будет  интересовать применение принципа иерархии к социальным системам, в том числе и к деловым организациям.

В современной теории организации  понятие "иерархия" применяется, в основном, для отражения вертикального  подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.

С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение  ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации. Отношение подчинения или отсутствие такового удобно описывается с помощью  графического отображения, которое  строится по следующему принципу: если звено Б системы подчиняется звену А, то это обозначается стрелкой, направленной вниз, а если звенья Б и В связаны между собой определенной системой взаимодействия на одном уровне, то эта связь отображается горизонтальной линией (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Графическое отображение  вертикальных и горизонтальных связей в системе

Очевидно, что в сложных  структурах управления такое деление  носит чисто условный характер. В  рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали.

Взаимодействие по горизонтали  обусловлено, в частности, разделением  функциональных обязанностей. Так например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кадров находятся на одном уровне в иерархической схеме распределения властных полномочий. По роду выполняемых функций они находятся в контакте друг с другом. В схеме функционального взаимодействия это будет отражено наличием горизонтальных связей между ними.

Информация о работе Теория организации в менеджменте