Административные методы управления
- Административные (организационно-административные или организационно-распорядительные) методы управления создают основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников.
- Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных: 1) через административные приказы;
2) на основе заключенных договоров; 3) через распоряжения и требования; 4) уставы и регламенты; 5) правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц.
- Особенность административных методов: опираются на власть руководителя и представляют собой, методы властной мотивации, базирующиеся на принуждение или на возможности принуждения и подробно описывающие операции получения необходимого результата.
Социально-психологические методы
- Сущность социально-психологических методов: с помощью воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать действенный механизм работы.
- Значение методов: воздействуют на потребности и интересы индивида и группы, их иерархию, активизируют исполнительскую, творческую деятельность или общение.
- Социально-психологические методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, сравнений и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей.
- Разновидности социально-психологических методов: 1) убеждение; 2) внушение; 3) «заражение»; 4) демонстрация примеров поведения.
ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
- Принятие решения — сложный и ответственный этап процесса управления, заключающийся в выборе наиболее рационального пути достижения установленной цели.
- Признаки управленческого решения: 1) принимается при наличии цели управления, установленного критерия эффективности процесса управления и множества альтернативных способов достижения цели или вариантов управляющих воздействий, обеспечивающих достижение назначенной цели; 2) является результатом выполнения одного из этапов процесса управления и включает выбранный рациональный (или оптимальный) способ достижения цели, или вариант управляющих воздействий на объект управления, для достижения поставленной цели; 3) может периодически корректироваться при изменении цели (задачи) управления и появлении новых условий в обстановке окружающей среды.
- Управленческое решение на предприятии — это действия субъекта управления (индивидуума или группы), определяющие программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа данных о ее состоянии.
КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
- Коммуникация — это: 1) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу; 2) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации; 3) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией.
- Особенности коммуникаций между людьми: 1) возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков (вербальные и невербальные коммуникации); 2) коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);
3) возможность возникновения коммуникативных барьеров.
ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА
- Существуют четыре сменяемые концепции роли кадров на производстве:
- 1. Использование трудовых ресурсов: с конца XIX до 60-х годов XX в. В производстве рассматривалась лишь функция человеческой деятельности — труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. 2. Управление персоналом: 30-е годы XX в. Научной основой этой концепции являлась теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через свою формальную роль — должность, а управление им реализовывалось через административные механизмы. 3. Управление человеческими ресурсами: с 60-х до конца 80-х годов XX в. Человек стал рассматриваться как невозобновляемый ресурс — элемент социальной организации в сплоченности трех компонентов (социальные отношения, трудовые функции, состояние работника).
- 4. Управление человеком: с 90-х годов XX в. по настоящее время. В соответствии с этой концепцией человек — главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться только как «ресурс».
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
- Структура и организационная культура являются важными факторами активизации человеческих ресурсов.
- Одна из главных задач любого руководителя — создавать организационные структуры, позволяющие не только адаптироваться к происходящим переменам, но и активно способствовать этому процессу.
- Задачи организационной структуры: 1) способствовать активизации человека на производстве; 2) предоставлять работнику возможность проявлять на инициативной основе свои знания, мастерство, навыки.
- Горизонтальное управление повышает роль таких ценностных представлений, лежащих в основе активности работника, как инициатива, риск, ответственность, независимость.
- Цель такого управления — подчинить работу групп или подразделений организации не столько выполнению поставленной наверху задачи, сколько решению возникающих проблем общими усилиями на основе инициативы, активного поведения работников, независимости, способности к предвидению.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
- Организационная культура — система формальных и неформальных норм и правил деятельности, ценностей, ожиданий, поведенческих ритуалов и особенностей поведения, существующих на предприятии.
Процесс активизации человеческих ресурсов
- 1. Представление по поводу активности работника и его развития. Для этого руководство должно четко сформулировать свое представление о том, какую оно хотело бы видеть активность работников. Следует продемонстрировать и свою готовность действовать в соответствии с оговоренными представлениями. Руководство должно дать понять работнику, как оно реагирует на такие ценности, в основе которых лежит активность человека, а именно; забота о потребителях; предприимчивость; новаторство и изобретательство; ответственность и т.д.
- 2. Согласование ценностей и норм. Людям необходимо осмыслить и сделать свои логические обоснования изменению своей активности, т.е. того, что оно бы значило для них лично и для организации в целом.
- 3. Поддерживающие и мотивирующие процессы — обучение, информирование, система стимулирования и мотивации.
- Обучение работников — это внимание к формированию культуры организации. Едва ли при помощи других мер любой руководитель может столь наглядно и ощутимо продемонстрировать свою заинтересованность в сотруднике и стремление совершенствовать предприятие.
УПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
- Управление в государственной службе реализуется через следующие основные функции: 1) планирование; 2) организацию; 3) координацию; 4) мотивацию; 5) контроль.
- Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия — в управл. процедурах.
- При управлении в государственной службе осуществляется ряд действий: 1) постановка целей; 2) определяются приоритеты; 3) составляются планы и программы действий; 4) закрепляются управленческие процедуры; 5) формируется и развивается организационная структура.
- В государственных организациях строятся мотивационные системы для персонала, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по карьерной лестнице, утверждаются соответствующие процедуры контроля.
- Управление в государственной службе — один из видов специального управления, который изучает специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие управление в государственной службе от управления в других сферах.
- Разновидности управления в государственной службе: 1) министерское управление; 2) военное управление; 3) управление чрезвычайными ситуациями; 4) региональное и муниципальное управление и т.д.
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
- Инновационный менеджмент - управление нововведениями и инновациями.
- Нововведение — прогрессивное новшество, элемент, который является новым для системы, принимающей и использующей его.
- Инновация (от английского слова innovation) — процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы фирмы в целях удовлетворения определенных потребностей. Оно применимо к продукту или услуге, способу их производства; к любому усовершенствованию, обеспечивающему экономию затрат или создающему условия для такой экономии. Инновационный процесс — совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, совершающихся в процессе реализации нововведений.
СИСТЕМА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
- ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
- Система — некоторое множество взаимосвязанных частей — компонентов, объединенных для достижения общей цели в единое целое.
- Характерные признаки системы: 1) существование взаимосвязанных частей в объекте; 2) взаимодействие между частями объекта; 3) упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели
- системы.
- Основные компоненты системы: 1) элемент системы; 2) взаимоотношения <span style=" font-family: 'Arial', 'Arial';
font-size: 21pt; font-weight: normal; font-style: normal; text-decoration: none;