Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:49, реферат
Грамотное, квалифицированное управление – это основа успешной работы предприятий. Поэтому интерес к нему стремительно растет. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам управления, его становлению и развитию.
Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.
Серьезные перемены макроэкономической ситуации и в деловой среде организаций инициируют поиск новых организационных форм и технологий управления, обобщение которых приводит к появлению новых представлений о сущности социально-экономических систем.
Введение 2
1. Сущность и основные категории управления фирмой 3
2. Теоретические основы технологии управления фирмой 6
2.1. Сущность и содержание технологии управления 6
2.1.1. Информационное обеспечение управления 8
2.2. Виды технологий управления 11
2.3 Требования к технологии управления 15
Заключение 17
Список использованной литературы 1
Грамотное, квалифицированное управление – это основа успешной работы предприятий. Поэтому интерес к нему стремительно растет. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам управления, его становлению и развитию.
Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.
Серьезные перемены макроэкономической ситуации и в деловой среде организаций инициируют поиск новых организационных форм и технологий управления, обобщение которых приводит к появлению новых представлений о сущности социально-экономических систем.
Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях развития рыночной экономики эффективность управления предприятием во многом определяется степенью развития технологии его управления.
Технология управления отражает содержание управления, характеризуется процессами движения и обработки информации и определяется составом и порядком выполнения управленческих работ, в ходе которых эта информация преобразуется и оказывает воздействие на управляемый объект. Отсюда вытекает основное назначение технологии управления — установление рациональной схемы взаимодействия структурных подразделений и отдельных исполнителей в процессе управления.
Цель данной работы рассмотреть теоретические основы и основные категории технологии управления.
Управление в организациях - сложное явление. Еще Ф.Тейлор одним из первых сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, то она умеет делать лучше всего. Он выдвинул строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда. Ее составными элементами являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж) способ разделения и рационализации трудовых приемов, функциональная администрация, особая система мотивации труда и др.
Французским
инженером А.Файолем впервые
Урвик и Гьюлик выделили принципы управления, основываясь на исследованиях Файоля. Если у Файоля было 14 принципов, то у Урвика - 29. К числу основных принято относить следующие принципы, выделенные Файолем:
Работники управления исходя из содержания управленческого труда подразделяются на три основные группы: руководители, наделенные правами принимать решения и организовывать их реализацию, отвечать за деятельность коллектива; специалисты, призванные готовить и обосновывать решения; технические исполнители, осуществляющие вспомогательную работу по реализации функций управления.
Особенности
управленческого труда
Функции управления рассматриваются учеными как непрерывный процесс потому, что работа по достижению целей с помощью других - это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Каждая управленческая функция представляет собой процесс, который тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является результатом реализации всех этих функций.
Обзор литературы показывает, что чаще всего в целостном процессе управления выделяются следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Однако, рационально выделять четыре основных функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
Необходимо добавить еще два процесса - связующие. Это, с одной стороны, обмен информацией или коммуникация, а с другой - выработка менеджерами новой информации в процессе принятие решений. Таким образом, эти два процесса связывают четыре управленческие функции.
Управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
- ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
-
постоянное стремление к
-
хозяйственную
-
постоянную корректировку
-
выявление конечного
-
необходимость использования
Технология управления – это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.
Предмет
менеджмента как система
Для субъекта управления информация – не только предмет труда, но одновременно и средства (знание, опыт) и продукт труда (управленческое решение).
Процесс управления, как и процесс производства, непрерывный. Для обеспечения непрерывности производства и управления должна быть выработана соответствующая технология управления. Чтобы своевременно принимать необходимые решения, фирма должна одновременно осуществлять эффективное управление производством реализуемых товаров и вырабатывать стратегию на будущее.
Анализируя
управленческую технологию, можно выделить
несколько ее специфических элементов:
аппаратное обеспечение, программное
обеспечение, интеллектуальное обеспечение
и сеть поддержки. На рисунке 1 хорошо заметна
их взаимосвязь.
Рисунок 1. Структурная модель управленческой технологии
1.
Аппаратное обеспечение –
2.
Программное обеспечение (ПО) –
это набор принципов, правил
и алгоритмов, необходимых для
использования аппаратного
3.
Интеллектуальное обеспечение
Вышеперечисленные компоненты тесно связаны между собой и одинаково важны. Они формируют так называемое ядро технологии.
4.
Существует четвертый, самый
Для того чтобы аппаратное, программное и интеллектуальное обеспечение функционировали, они должны быть надлежащим образом встроены в сеть физических, информационных и социально-экономических связей. Подобная структура называется сетью поддержки технологий. Она состоит из четко отлаженных и организованных потоков материалов, информации, правил поведения. Эти компоненты поступают в сеть и циркулируют в ней, обеспечивая функционирование технологического ядра и способствуя достижению поставленных целей.
Каждое технологическое ядро уникально. Поэтому появление нового технологического ядра приводит к появлению индивидуальной сети поддержки данной технологии, что, в свою очередь, создает особые взаимоотношения между сотрудниками фирмы. Любую сеть поддержки технологий можно рассматривать и как отношения между участниками технологического процесса, и как причину их возникновения.
Итак, технология – это взаимодействующие аппаратное, программное и интеллектуальное обеспечения, встроенные в сеть отношений, которая требуется для их поддержки.
Как отмечалось выше, информация важная составляющая процесса управления.
В теории управления принято такое определение информации: совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопределенности наших знаний о конкретном объекте, это обмен сведениями (данными) между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. И этого определения вполне достаточно для изучения проблем управления.
В
общем случае информационная связь
между передающей стороной (например,
объектом управления) и приемной стороной
(ИВЦ) осуществляется по схеме, приведенной
на рис. 2
Рис. 2. Схема передачи информации
Информация, составляющая триаду важнейших характеристик окружающего нас мира наряду с материей и энергией, обладает некоторыми, только ей присущими особенностями:
— сама по себе информация является столь же абстрактным понятием, как и понятия математики, но вместе с тем она отражает свойства материального объекта и не может возникнуть из ничего;
— информация обладает некоторыми свойствами материи, ее можно получить, запасти (записать, накопить), уничтожить (стереть), передать. Однако при передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе остается неизменным, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается (эта особенность информации спасает профессора, передающего свои знания студентам, от превращения в неуча);
— информация обладает еще одним уникальным свойством: в любых сферах знания (общественно-политической, научной, общекультурной, технической) она является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постоянно увеличивается, совершенствуется и, более того, способствует эффективному использованию других ресурсов, а иногда и создает новые. Последнее свойство информации важно учитывать при формировании путей развития народного хозяйства России, так как привлечение качественно новой информации и новых технологий обеспечивает интенсивный путь развития, а наращивание дополнительных материальных ресурсов, объемов труда, энергии без использования новой информации приведет Россию в экстенсивный тупик.