Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов стилей и типов руководства, а также анализа стилей руководства на примере ЗАО «Эльдорадо» и разработке рекомендаций и мероприятий по совершенствованию их в организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТИПОЛОГИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ………………………5
1.1.Факторы формирования стилей руководства………………………………………………5
1.2. Основные типы руководства и руководителей…………………………………………….6
2.ОСНОВНЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………10
2.1. Особенности различных стилей руководства…………………………………………….10
2.2. Достоинства и недостатки различных стилей руководства……………………………..14
2.3.Факторы, влияющие на эффективность деятельности руководителя…………………...19
3. АНАЛИЗ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И ТИПОЛОГИИ РУКОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА ЗАО «ЭЛЬДОРАДО»……………………………………………………………22
3.1.Краткое описание организации…………………………………………………………….22
3.2.Общая характеристика управления магазином «Эльдорадо»……………………………23
3.3 Анализ стиля управления магазином ЗАО «Эльдорадо»………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………34
Компания «Эльдорадо» – крупнейшая розничная сеть по продаже бытовой техники и электроники России и Восточной Европы. На сегодняшний день под брендом «Эльдорадо» работает 983 магазина бытовой техники и почти 350 салонов связи в 706 городах России и Украины, также открываются магазины в Польше и Казахстане. Сегодня компания «Эльдорадо» занимает около 28% рынка бытовой электроники в России, что указывает на её безусловное лидерство на рынке.
Это результат по проведению следующих мероприятий:
В г. Пушкино магазин «Эльдорадо» находится по адресу: ул. Тургенева, 10.
Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговая сеть ЗАО «Эльдорадо» располагает надлежащей материально-технической базой, которая представляет собой совокупность материально-вещественных ценностей - основные производственные фонды и технологии производственных процессов.
Торговое помещение и склады ЗАО «Эльдорадо» арендует, данное имущество учитывается на балансе у арендодателя. Складские помещения общей площадью 3000 кв.м. оборудованы стеллажами и погрузочно – разгрузочной техникой. Торговое помещение оборудовано прилавками, витринами, стеллажами, средствами автоматизации (компьютеры, оргтехника), контрольно – кассовыми машинами.
Общая площадь предприятия составляет 8000 кв.м., в т.ч. торговая площадь составляет 5000 кв.м. Торговая площадь используется на 94 %. Торговые залы и складские помещения полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к планировке предприятия.
Суточная пропускная способность ЗАО «Эльдорадо» составляет около 800 человек, часовая – 100 чел., пиковая пропускная способность – 130 чел./ час.
Управление торговой сетью «Эльдорадо» осуществляется при помощи автоматизированной системы управления торговыми предприятиями «СУПЕРМАГ».
3.2.Общая характеристика управления магазином «Эльдорадо»
Главным управляющим магазина является генеральный директор. Он организовал сеть магазинов бытовой, цифровой техники и электроники. В его подчинении находится все линейные и функциональные руководители. Рассмотрим поподробнее магазин «Эльдорадо». В подчинении у директора находятся управляющий. Он определяет перспективы развития магазина, ищет новых поставщиков, обеспечивает высокое качество продукции и улучшение ее ассортимента. Также в подчинении у директора магазина находится специалист по кадрам. Он занимается обеспечением магазина кадрами рабочих и служащих требуемых профессий и специальностей. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и рабочих, принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения и перевода. Участвует в организации повышения квалификации специалистов и подготовка их к работе на руководящих должностях, отправляет на тренинги. Изучает, обобщает итоги работы с кадрами, анализирует причины текучести, прогулов и других нарушений трудовой дисциплины и др.
Как и на любом другом предприятии за учетом поступления финансовых средств, оплатой счетов, начислением заработной платы и сдачей отчетов занимается главный бухгалтер. В его подчинении находится специалист бухгалтер.
В подчинении у управляющего находятся четыре менеджера, которые являются специалистами на своем отделе. Они составляют заказ на товар, принимают его на гарантийный ремонт, а также следят за работой продавцов-консультантов. Которые, в свою очередь, ведут работу с покупателями, общаются с ними, помогают определиться с выбором бытовой, цифровой техники и электроники, рассказывают о их свойствах и предназначении, оформляют документы на продажу за наличный расчет, провожают покупателей на кассу. Кассиры, затем, пробивают чек на оплату товара.
Данную организационную структуру можно отнести к линейно-функциональной структуре управления. Плюсом данной формы управления является качественное разделение труда в управлении, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжение и принимать решения при участии и помощи функциональных работников. Минусом в такой организационной структуре управления является постоянная необходимость в согласовании принимаемых решений, что вызывается решением производственных задач, обусловленных новыми целями функционирования и требующих определенных знаний. Это приводит к замедлению сроков реализации товара, что ведет к росту управленческих расходов. Схему данной организационной структуры можно изобразить следующим образом:
Рисунок 2.Структура управления магазина «Эльдорадо»
В рамках исследования, нами был проведен опрос среди сотрудников нашей организации. В опросе приняло участие 10 человек, из них: в возрасте от 20 до 30 лет – 3 человека, в возрасте от 30 до 40 лет – 3 человека, в возрасте от 40 до 50 лет – 4 человека.
На обсуждение был вынесен следующий вопрос: «Как Вы относитесь к директору?».
Семеро из десяти ответили: «Не очень хорошо, т.к. ему не достает демократичности, грамотности, большего уважения к работе своего персонала, организованности и собранности. Но пытаемся меньше замечать его недостатки, т.к. он начальник».
Трое из десяти ответили: «Нас удовлетворяет наш начальник, т.к. начальники все одинаковые, лучшего все равно не будет».
Второй вопрос, вынесенный на обсуждение: «Удовлетворены ли Вы стилем управления, которому следует Ваш директор?».
Шестеро из десяти ответили: «Нет, т.к. в его приказах нет логики, он плохой организатор, требователен сверх меры, иногда жесток».
Четверо из десяти ответили: «Да, т.к. он держит дисциплину в коллективе, умеет руководить людьми, всегда готов помочь, если нужно».
Из результатов опроса видно, что мнения коллектива расходятся.
Большинство считает, что руководитель перегибает палку в попытке показать свою начальственность, не пытается заинтересовать сотрудников в лучшем отношении их к работе, не старается приблизиться к людям и их земным проблемам. Т.е. для них начальник выказывает все признаки авторитарности.
Другие же сотрудники наоборот, считают, что наш руководитель – демократ. Что он в коллективе, а не отдельно от него, готов прийти не помощь. Но при этом, как настоящий управленец держит всех в строгости и умеет приказывать так, чтобы его приказы исполнялись.
Опять же, если оглянуться на «человеческий фактор», то все люди разные и, соответственно у всех разные представления о мире и людях. Для кого – то Шашков А. А. хороший начальник, заботится о людях и т.д., а для кого – то другого он – тиран и деспот, думающий лишь о своих выгоде и спокойствии, но не интересующийся своими сотрудниками как людьми.
Итак, я провела исследование и выяснила, что стиль управления моего начальника боле всего относится к авторитарному стилю. На что показывает его нежелание обращать внимание на проблемы коллектива, его жесткость и единовластие. Но его поведение можно оправдать тем, что такова специфика нашей работы.
При управлении данной организации он не придерживается какого либо одного стиля управления в чистом виде. Директору более всего характерен авторитарный стиль управления, но иногда в нем (стиле) проявляются демократические нотки. Он использует следующие черты указанных стилей: он интересуется мнением работников, при принятии некоторых решений, но поступает в большинстве случаев по-своему. Он властен и настойчив. В неординарных ситуациях не разбирается, кто прав – кто виноват, наказывает того, про кого доложили. Большую часть своих обязанностей передает сотрудникам по причине недостатка времени. Он очень требователен, но обычно требует больше, чем положено по должностным инструкциям. Его мало интересует проблемы сотрудников, как рабочие, так и личные. Он живет сам в себе, обособлено от коллектива и работы. К дисциплине в коллективе относится строго, иногда даже жестко. Предпочитает больше наказывать, чем поощрять сотрудников к работе.
В рамках исследования директору было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 2).
Проанализировав его ответы, я сделала следующие выводы:
- руководитель склонен считать, что он действительно в курсе всего, что происходит внутри организации;
- он считает, что знает все про всех своих сотрудников;
- он склонен
преувеличивать свою власть
- руководитель считает, что он разбирается во всех ситуациях, происходящих внутри нашей организации;
- он считает, что хорошо понимает людей и разбирается в них;
- ему характерны жесткие, приказные методы принятия решений;
- он считает,
что всегда прав и не
- руководитель
уверен, что умеет принимать
- он не сознает своей вспыльчивости.
Из этого следует, что стиль управления моего руководителя наиболее всего соответствует авторитарному стилю. Так как управление организацией полностью в его руках, он очень строг и требователен, решения принимает самолично, думает, что знает все и о всем. Он не терпит обсуждения принятых им решений, даже если они не устраивают большинство коллектива. Он предпочитает не замечать свой неправоты, считая, что всегда и во всех ситуациях прав.
Отрицательные стороны существующего авторитарного (директивного) стиля управления заключаются в следующем:
- директор единолично
принимает решения, жестко определяет
деятельность подчиненных, сковывая
их инициативу. Дела в группе
планируются руководителем
- контроль за
деятельностью подчиненных
- руководители среднего звена не доверяют своим подчиненным. Мотивация основана на страхе, угрозах и случайных поощрениях.
- поток информации направляется сверху вниз, а та скудная информация, которая поступает наверх, как правило, не точна и искажена.
Авторитарность управления лежит в основе абсолютного большинства производственных конфликтов из-за стремления субъекта к единовластию. Претензия директора на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и, в конечном счете, отрицательно влияет на эффективность работы.
Директор своим своеволием парализует работу коллектива, на который опирается. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Недовольные и обиженные подчиненные могут его подвести и дезинформировать. Запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей, интересы предприятия им чужды, при малейшей возможности они реализуют «право» позаимствовать собственность хозяина.
Авторитарный стиль имеет и сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их выполнение, позволяет стабилизировать ситуацию в конфликтных коллективах. Этот стиль может быть эффективным в кризисных ситуациях, а также в условиях низкого профессионального уровня и слабой трудовой мотивации сотрудников. Он необходим в условиях низкого культурного уровня объекта управления, слабых управленческих связей.
Поведение руководителя должно быть направлено на создание наиболее позитивного отношения подчиненных, идентифицирующих свои личные цели с целями организации. Первым условием такого поведения является убежденность самого руководителя в необходимости поставленных целей. При его внутреннем несогласии с ними эффект коммуникации будет снижен, а самая безупречная аргументация ослаблена. Второе условие - взаимопонимание и доверие между руководителем и подчиненным.
Названный стиль управления приводит к отрицательным результатам руководства, ослабляя его эффективность: авторитарный стиль может привести к агрессивному противодействию подчиненного (открытому или скрытому), чувствующего себя обезличенным, отождествляющего цель с выражающим ее «диктатором» и поэтому настроенного на ее неприятие. Можно предложить три формы авторитарного поведения, придавая каждой условные, выведенные из опыта оценки в баллах.
Наиболее радикальная форма авторитарного поведения - тенденция к утверждению своего мнения с помощью приказа и угрозы наказания. Более умеренная форма того же стиля - без угрозы наказания, однако при нежелании выслушать возражения. Наиболее мягкая форма авторитарного стиля («Позволю себе предложить» и т.п.) сопровождается рядом аргументов, создающих впечатление предварительного учета всех мнений.
Варианты либерального поведения: ограниченное согласие с пожеланиями и наклонностями сотрудников; неограниченное и спонтанное согласие с высказанным мнением собеседника («Совершенно верно!», «Вполне с вами согласен!»).
Наиболее эффективного стиля руководства подчиненными можно добиться, применяя почти вдвое больше элементов убеждения, чем принуждения.
Кроме этого существует ряд условий:
1) время рабочего дня (наилучшего результата можно добиться в утренние часы при наименьшей усталости);
2) уровень интеллигентности собеседника (однако особо высокая интеллигентность собеседника, толкающая руководителя к излишне уступчивому, или, наоборот, авторитарному подходу, может дать отрицательный эффект);
3) величина руководимой группы (оптимальная - менее 10, максимальная - 24 чел);