Типы руководителей и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов стилей и типов руководства, а также анализа стилей руководства на примере ЗАО «Эльдорадо» и разработке рекомендаций и мероприятий по совершенствованию их в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТИПОЛОГИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ………………………5
1.1.Факторы формирования стилей руководства………………………………………………5
1.2. Основные типы руководства и руководителей…………………………………………….6

2.ОСНОВНЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………10
2.1. Особенности различных стилей руководства…………………………………………….10
2.2. Достоинства и недостатки различных стилей руководства……………………………..14
2.3.Факторы, влияющие на эффективность деятельности руководителя…………………...19

3. АНАЛИЗ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И ТИПОЛОГИИ РУКОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА ЗАО «ЭЛЬДОРАДО»……………………………………………………………22
3.1.Краткое описание организации…………………………………………………………….22
3.2.Общая характеристика управления магазином «Эльдорадо»……………………………23
3.3 Анализ стиля управления магазином ЗАО «Эльдорадо»………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Типы руководителей и их эффективность.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

4) возраст (особенно  трудно управляемые сотрудники  до 22 лет и с 45 до 55 лет);

5) пол: наилучшие результаты достигаются если руководить смешанной группой, включающей не менее двух представителей другого пола.

Многим людям свойственно непродуктивное игровое поведение (например, психологическое манипулирование), знание особенностей которого позволяет наблюдателю своевременно обнаружить и скорректировать негативную межличностную ситуацию. Манипуляторство (или утонченное притворство) результат не столько интеллектуальных усилий человека, сколько умелого использования им собственных бессознательных ресурсов.

Различают следующие виды непродуктивного ролевого поведения:

игра «меня рвут на части» - любители такого поведения охотно берут много поручений, чтобы иметь впоследствии возможность сослаться на чрезмерную загруженность, они бурно включаются в общественную работу;

игра «святая простота» - сторонники этой негативной межличностной игры напускают на себя нарочную наивность, что побуждает окружающих учить их и, следовательно, решать за исполнителя ту или иную задачу. При этом, если игрок женщина, то, обращаясь к рыцарским чувствам своих опекунов, может вовсе переложить на них свои профессиональные обязанности;

игра «казанская сирота» имеет несколько вариантов:

а) работник умышленно держится подальше от руководства, чтобы в последствие иметь возможность сослаться на заброшенность;

б) заявляет, что ему никто не помогает - ни руководство, ни коллеги;

в) указывает на отсутствие необходимых прав – «меня никто не слушает»;

г) умышленно напрашивается на грубость, чтобы выглядеть обиженным [12, стр. 310].

Ситуации общения и поведения в них различных людей следует изучать не изолированно по каким-либо отдельным чертам, а в целом. Сферу возможностей познания человека можно назвать его социальным интеллектом, подразумевая под этим способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события.

Так, многим людям свойственно непродуктивное игровое поведение (например, психологическое манипулирование), знание особенностей которого позволяет наблюдателю своевременно обнаружить и скорректировать негативную межличностную ситуацию.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бесспорно, работа организации, достижение поставленных ею целей, морально-психологический климат в ней во многом – результат умелого или неумелого руководства. Именно руководитель является толчковым механизмом деятельности. От его опыта, знаний, личных качеств, выбранной стратегии работы зависит не только результат деятельности компании, но и моральное удовлетворение сотрудников. Говоря о руководителе, начальнике, директоре, хочется говорить о человеке, который приходит в коллектив для того, чтобы принести пользу, который открывает дверь офиса и уже ничего, кроме работы его не интересует, который умеет забыть и не показать свои личные проблемы и трудности подчиненным, иным словом о человеке, который умеет управлять собой.

Каждый руководитель выбирает свой путь управления компанией или ее звеном, т.е. каждому руководителю присущ его собственный, очень часто неповторимый, стиль руководства.

Рассмотрев стиль управления на данном предприятии – в магазине сети ЗАО «Эльдорадо», учитывая профессионализм сотрудников, сложности при решении поставленных задач, жизненный и производственный опыт, ценностные ориентации, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемый стиль управления это индивидуально-ситуативный стиль.

Мы предлагаем директору больше внимания обратить на работу сотрудников и временами мотивировать их на лучшее выполнение своих обязанностей.

Так же хотелось бы пожелать руководителю немного демократичности в его управлении, гораздо чаще советоваться с работниками ЗАО «Эльдорадо», прислушиваться к их мнению, обсуждать вопросы, имеющие отношение к этим работникам и работе, которую они выполняют.

Хотели бы посоветовать директору магазина больше внимания уделять своим обязанностям, лояльней относиться как к гражданам, так и к своим подчиненным.

Я считаю, такая позиция позволила бы руководителю высшего звена более эффективно и рационально выполнять функции, поставленные перед всей организацией в целом. То есть, из всех, изученных нами стилей управления, мы выбрали бы смешанный стиль, где преобладает демократический стиль, но присутствуют элемент и авторитарного стиля, т.к. специфика нашей работы к этому обязывает.

В заключении можно порекомендовать руководителю стремиться к улучшению отношений между ним и коллективом. Проводить больше времени внутри этого коллектива, чтобы иметь больше информации.

Это поможет ему принимать более правильные и рациональные решения. Я предлагаю ему не пренебрегать своими обязанностями начальника, т.к. все в нашей работе взаимосвязано, и простой в одной операции может привести к остановке всего отработанного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аширов Д.А. Организационное поведение. -М.: Проспект, 2009.
  2. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. – Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2006.
  3. Большаков А.А.  Менеджмент. - Санкт – Петербург. : Питер, 2008.
  4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ИМПЭ, 2006.
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Из-во МГУ, 2009.
  6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006.
  7. Дебольский М. Психология делового общения. — М.: Эксмо, 2009.
  8. Деловое планирование: Методы, организация, современная практика./Под 
    редакцией В.И. Попова. - М.: Ф и С, 2007.
  9. Зайцев В.И. Стратегия развития фирмы. - М.: ЮНИТИ, 2010.
  10. Ильин А.И. Управление предприятием. - Мн.:Высшая школа, 2008.
  11. Исаев Р.А. Основы менеджмента: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2009.
  12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб.пособие.- Мн.: Новое знание, 2009.
  13. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. – М.: Инфра-М, 2007.
  14. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: ДеКА, 2007.
  15. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 2006.
  16. Красова О.А., Петрова Ю.П. Фред Фидлер.- М., 2009.
  17. Кривоносов М. Пособие для руководителей по управлению развитием организации. // Кадровик.– 2008. – № 12.
  18. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М.: ООО "Издательство "Эксмо", 2008.
  19. Липсиц И. В. Секреты умелого руководителя, - М.: Экономика, 2007.
  20. Маковская Н. Анализ человеческих ресурсов в системе управления персоналом. // Кадровик. – 2007. – № 3.
  21. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2006.
  22. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: «Дело», 2009.
  23. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -М.: Управление персоналом, 2007.
  24. Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2010.
  25. Попов, Б. Психологическая подготовка руководителя // Кадры предприятия. – 2009. – №2.
  26. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./ Под редакцией Т.Г. Морозовой, А.В.Пулыгина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  27. Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс,  2008.
  28. Рябых Д. Культурные аспекты управления// Корпорптивный менеджмент.-2010. - № 2.
  29. Старобинский Э.Е. Менеджмент на практике. – М.: Книжный Мир, 2010.
  30. Управление организацией./Под редакцией А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, И. А. Соломатина. М.: Инфра - М, 2008.
  31. Управление персоналом. Словарь-справочник/Под ред. Пенно Е.К. –М.: Эксмо, 2008
  32. Фатхутдинов Р.А., Производственный менеджмент. – Изд. 3-е, перераб. и доп. -  М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
  33. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Интел-Синтез, 2009.
  34. Шипилов А.И Искусство конструктивно разрешать конфликты // Кадры предприятия. – 2009. – №3. – С. 6.
  35. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Характеристики стилей руководства

Параметры взаимодействия с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный

Демократический

Нейтральный

принятие решений

решения принимаются единолично

решения принимаются после обсуждения в группе.

решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства

способ доведения решения

приказы, распоряжения, команды

предложения, советы

просьбы

отношение ответственности

или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных

коллективная ответственность

снимает с себя всякую ответственность

отношение к инициативе

подавляется

поощряется

отдается в руки подчиненных

отношение квалифицированным кадрам

стремится задавить

стремится максимально эффективно их использовать

отпускает их в «свободное плаванье»

отношение к недостаткам собственных знаний

недостатков нет «и не может быть по определению»

постоянно повышает свою квалификацию

нет «большого значения»

стиль общения

«держит дистанцию»

поддерживает дружеское общение

избегает общения

характер отношений с подчиненными

в зависимости от настроения

манера поведения со всеми как с равными коллегами

мягкая манера поведения

отношение к дисциплине

жесткая формализованная дисциплины

сторонник дисциплины «разумной достаточности»

формально-попустительское отношение

отношение к моральному воздействию на подчиненных

неотвратимость наказание – основной метод стимулирования

необходимо использовать различные методы поощрения и наказания

безразличное


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета

 

1. Знание основных  проблем организации и качеств  сотрудников:

Какова степень вашей информированности о том, что происходит в вашей организации?

Каковы ваши источники информации?

Насколько обширны ваши контакты?

Что вам известно об отношении других людей (сотрудники вышестоящих организаций, ваши коллеги, сотрудники, которые ниже вас по рангу) к вашей организации?

Можете ли вы вспомнить последние случаи, когда ваша информированность не была достаточной?

Знакомы ли вы со средне- и долгосрочными планами вашей организации?

Что выделаете, чтобы быть информированным в этих областях?

2. Наличие профессиональных  знаний в зависимости от рода  деятельности:

Что вы предпринимаете для того, чтобы быть в курсе последних достижений в области вашей деятельности?

Где вы получаете разъяснения по техническим или специальным аспектам своей работы?

Насколько хорошо вы информированы о возможных изменениях в законодательстве, составе правительства, о международных событиях и какое влияние они могут оказать на вашу организацию?

3. Понимание ситуации  и проявление соответствующей  реакции на нее:

Что вы предпринимаете для того, чтобы быть уверенным в понимании происходящих событий?

Насколько хорошо развита в вас способность понимать чувства и реакцию других людей?

Что вы предпринимаете, чтобы развить в себе эту способность?

Насколько вы восприимчивы к происходящему?

Какого рода ситуации вам труднее всего оценивать?

4. Умение анализировать, решать проблемы, принимать решения  и выносить суждение:

Что является для вас серьезным препятствием в принятии решений?

Что вы ощущаете при необходимости выносить суждения в ситуациях, о которых не располагаете достаточной информацией?

Какие методы принятия решений характерны для вас?

Можете ли вы привести примеры своих недавних удачных и неудачных решения?

Насколько вы уверены в своем умении принимать решения?

5. Искусство общения  с людьми:

Испытываете ли вы трудности в общении с людьми?

Что вы предпринимаете при возникновении конфликтных ситуаций?

Хорошо ли вы информированы об отношении к вам других людей?

Как вы реагируете на гнев, враждебность, подозрительность?

Каким образом вы пытаетесь быть понятыми другими людьми? Пытаетесь ли вы сами понять других людей?

6. Эмоциональная  устойчивость:

Как вы избавляетесь от ощущения напряженности, волнения, усталости?

С кем вы обсуждаете свои проблемы?

Вспомните о недавней самой напряженной ситуации. Каковы были ваши действия?

Каковы ваши действия в неоднозначных, неопределенных ситуациях? Что вы предпринимаете, чтобы не стать равнодушным или, наоборот, чрезмерно эмоциональным?

7. Целенаправленная  деятельность:

Что вы предпринимаете, чтобы контролировать свое поведение и не позволят другим людям контролировать ваши поступки и оказывать на вас влияние?

В каких ситуациях вы, как правило, действуете независимо и целенаправленно?

Умеете ли вы проявлять инициативу?

Что более характерно для вас – активная деятельность или пассивность?

8. Наличие творческого  подхода к решению проблем:

Часто ли вы являетесь инициатором новых идей?

Каковы ваши ощущения, когда все предложенные вами решения проблемы оказываются неудачными?

Что вы предпринимаете для нахождения новых способов выполнения каких – либо действий?

Часто ли вы применяете новые методы в решении проблем?

9. Гибкость ума:

Удается ли вам одновременно решать несколько проблем или задач?

Можете ли вспомнить несколько ситуаций, в которых необходимо было принимать очень быстрое решение? Каковы результаты этих решений?

Часто ли вы являетесь автором удачного решения проблемы?

Какие ощущения вызывает у вас необходимость принимать очень быстрое решение?

Что вы предпринимаете, получая противоречивые информацию, данные или идеи?

10. Наличие сбалансированности  в процессе приобретения навыков?

Насколько хорошо вам удается сочетать в своей деятельности теоретические и практические знания?

Приведите ситуации, когда вы могли бы сделать общие выводы на основании собственного практического опыта.

11. Стремление  к самопознанию:

Что вы предпринимаете для повышения уровня самопознания?

Можете ли вы привести примеры ситуаций, когда понимание своих ощущений повлияло на ваши действия?

В какой степени вы осознаете собственные цели, ценности, убеждения, чувства, поведение?

Часто ли вы анализируете свое поведение, его причины и следствие?

 


Информация о работе Типы руководителей и их эффективность