Транснациональный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Белорусская модель социально-экономического развития — это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует, во-первых, высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда. Во-вторых, это здоровая экологическая среда, характеризующаяся рациональным использованием природных ресурсов и сохранением природы не только для нынешних, но и будущих поколений.

Содержание

Введение 2

1. Сущность и формы экономической интеграции. 5

1.1.Признаки международной интеграции 5

1.3. Основные виды интеграционного объединения 9

2. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции 11

2.1. ФПГ как форма объединения независимых предприятий 11

2.2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси 11

2.3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси 13

2.4. Основные направления ФПГ в Беларуси 14

2.5. Особенности создания ФПГ в Беларуси 17

2.6. ФПГ в Беларуси 19

3. Предпосылки и реальные возможности вхождения РБ в международные интеграционные объединения 20

3.1. Предварительные мероприятия, необходимые для вхождения РБ в международные интеграционные объединения 20

3.2. Перспективы вступления РБ в ВТО 22

4. Этапы интеграционных процессов при создании единого экономического пространства со странами СНГ 24

4.1. Цели создания СНГ 24

4.2. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ 25

4.3. Этапы сотрудничества стран СНГ 27

Заключение 28

Список использованной литературы: 29

Вложенные файлы: 1 файл

транснаци менеджм.docx

— 39.19 Кб (Скачать файл)

 

Характерной особенностью интеграционных объединений сегодня является их развитие на региональном уровне. Региональная интеграция проходит при этом ряд  этапов, каждый из которых имеет  свои специфические черты. Причем на каждом из этапов устраняются определенные, барьеры и создаются предпосылки  для более эффективного производства и внешнеэкономических связей между  странами. В результате идет процесс  создания целостных региональных хозяйственных  комплексов с общими национальными  и межгосударственными органами управления.

^  2. Финансово-промышленные  группы как фактор развития  экономической интеграции

 

 

 

2.1. ФПГ как форма объединения  независимых предприятий

 

 

На сегодняшний день наиболее эффективной формой объединения  предприятий является финансово-промышленная группа – несколько юридически независимых  предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, функционирующих как  основное и дочерние общества либо полностью или частично объединившие свои ресурсы и капитал на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции, реализации инвестиционных или других проектов и программ, нацеленных на повышение доходности, конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

 

^  2.2. Предпосылки формирования  ФПГ в Беларуси

 

 

Республика Беларусь обладала достаточно мощным по валовым объемам  производства и техническим возможностям промышленным комплексом. Однако уже  в условиях переходного к рыночной экономике периода стало очевидным, что этот комплекс не может в достаточной  степени удовлетворять потребности  общества и конкурировать на мировом  рынке. Состояние промышленного  комплекса усугубилось отсутствием  соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к  открытию экономических границ, потерей  части внутреннего рынка и  рынков стран Содружества, резким сокращением  платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием  эффективных финансово-кредитных  институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятии, внешними долгами.

 

Наряду с общеизвестными предпосылками формирования ФПГ  в приоритетных для Беларуси направлениях промышленности существуют и более  конкретные. К ним относятся:

 

острая потребность в  создании новой системы инвестирования развития промышленности, в формировании интегрированных структур, способных  к саморазвитию в условиях рынка;

 

возрастание финансовых активов  коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами  промышленности;

 

наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса  промышленности, особенно в сфере  НИОКР и высоких технологий;

 

необходимость укрепления уже  сложившихся технологических и  кооперированных связей по производству конкурентоспособной продукции, а  также их обновления на иной основе;

 

сложность и недостаток опыта  самостоятельного выхода отечественных  предприятий на внешние рынки;

 

потеря значительной доли внутреннего товарного рынка  Беларуси из-за появления на нем  продукции крупных зарубежных, в  том числе транснациональных  компаний.

 

Создание финансово-промышленных групп в отраслях, тяготеющих к  концентрации факторов производства, представляются одним из наиболее эффективных  путей решения указанных проблем.

 

Формирование ФПГ будет  способствовать реализации имеющихся  преимуществ и потенциалов промышленности Беларуси и преодолению ее недостатков.

 

Государственная промышленная политика должна быть нацелена на защиту промышленных предприятий в сферах производства с высоким уровнем  риска и неопределенности хозяйственной  деятельности и, напротив, на расширение конкуренции и стимулирования там, где это способствует совершенствованию  производства.

 

Важной отличительной  характеристикой многих белорусских  предприятий является широкое развитие экспорта-импорта. Интернационализация  рынков, приспособление к новым методам  организации, знание проектов и затрат конкурентов приобретает столь  же важное значение, как и внедрение  новых технологий и совершенствование  производств посредством реструктуризации.

 

Ряд предприятий могли  бы составить ядро международной  группы, созданной на основе металлургии, химической промышленности, машиностроения и электромеханического производства компонентов.

 

Отношение к программе  содействия формированию финансово-промышленных групп определяется тем, что они  рассматриваются двояко: как одна из мер преодоления кризиса в  промышленности и как "несущая  конструкция" современной развитой экономической системы. 2.3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси

 

 

Создание ФПГ в Республике Беларусь возможно осуществить в  рамках общей программы выхода экономики  из кризиса, ее оздоровления и дальнейшего  экономического роста. Стратегия формирования финансово-промышленных групп основывается на существующих в республике экономических  реалиях, анализе рынков поставок и  сбыта, сложившихся связях предприятий  внутри страны и с иными регионами, общегосударственных приоритетах. Эта стратегия согласуется с другими программами — структурной перестройки, антимонопольной политики, развития мелкого и среднего бизнеса, конверсии и т.д.

 

Для ускоренного формирования ФПГ в экономике Беларуси целесообразно  реализовать следующие меры:

 

разработать соответствующее  законодательство, регламентирующее порядок  создания и функционирования финансово-промышленных групп;

 

усилить мотивации банковских структур в финансировании промышленных проектов средне- и долгосрочного  характера;

 

установить единый порядок  предоставления государственной поддержки  ФПГ, дозирующего ее в соответствии с задачами промышленной политики и  по четко определенным критериям;

 

осуществить координацию  этой поддержки со стороны различных  министерств, других государственных  органов управления;

 

выработать рекомендации, облегчающие инициаторам создания ФПГ решение стоящих перед  ними проблем.

 

Программа содействия формированию финансово-промышленных групп могла  бы обеспечить изменение сложившейся  ситуации, "паче решение структурных  проблем может оказаться делом  далекого будущего и обернуться трудновосполнимыми потерями.

 

Вместе с тем анализ положения дел в экономике  Республики Беларусь свидетельствует  о том, что для некоторых подотраслей  организация нескольких ФПГ не целесообразна.

 

Процессы создания финансово-промышленных групп в Республике Беларусь, как  инструмента реализации приоритетов  структурной политики и концентрации инвестиционных ресурсов, должны основываться на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе проектов организации совместного  использования промышленного потенциала и банковского капитала, направленных на стимулирование развития в областях, имеющих решающее значение для преодоления  кризисных явлений в экономике  и социальной сфере.

 

^  2.4. Основные направления  ФПГ в Беларуси

 

 

В качестве приоритетных направлении  для проектирования финансово-промышленных групп целесообразны следующие:

 

осуществление инвестиционных программ (проектов), ориентированных  на создание и выпуск продукции, конкурентоспособной  на мировом рынке, прежде всего за счет реализации накопленного научно-технического потенциала высокотехнологичных производств, наращивания производства продукции  первичной переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, увеличения экспортной направленности продукции оборонных  предприятии, создания необходимых  организационно-экономических предпосылок  для закрепления на конкретных рынках;

 

создание новых технологических  цепочек и организационно-экономических  связей, способствующих ускоренному  и рациональному перепрофилированию сложившейся научной и производственной деятельности на направления, обеспечивающие переориентацию ресурсов с малоэффективных  производств на выпуск конкурентоспособной  продукции, а также возможность  создания и выпуска продукции, способствующей преодолению отставания страны в  передовых областях науки и техники;

 

реализация инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам  в сферах экономики, определенных как  первоочередные для государственной  структурной политики;

 

разработка и реализация коммерчески эффективных инвестиционных программ (проектов), привлекательных  для частных инвесторов (негосударственных  финансово-кредитных и инвестиционных институтов);

 

организация взаимовыгодных кооперационных связей и реализация совместных инвестиционных проектов с  предприятиями России и государств - участников СНГ.

 

При создании финансово-промышленных групп с участием фирм Запада акцент целесообразно делать на их высокие  технологии с дальнейшей продажей готовых  товаров первоначально на рынках стран Содружества. К участникам таких ФПГ следует отнести  предприятия республики, наиболее готовые  к внедрению передовых технологий. Для подобных предприятий характерно наименьшее отставание в организации  и технологии производства от западных фирм. При незначительных инвестициях  на них возможно внедрение современных  технологий. Это предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности, не требующие больших затрат энергосырьевых ресурсов ("Интеграл", БелОМО и др.).

 

При образовании ФПГ с  участием предприятий стран СНГ, прежде всего России, Украины и  Казахстана, следует ориентироваться  на их сырьевые ресурсы при обработке  и производстве конечных изделий  на предприятиях Беларуси. К этим предприятиям можно отнести предприятия химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и сельхозмашиностроения, которые требуют больших затрат энергосырья.

 

При образовании национальных ФПГ основной задачей является повышение  конкурентоспособности белорусских  товаров на мировом рынке и  устойчивости работы предприятий.

 

Для успешной реализации данной концепции необходима системная  организационно-практическая работа предприятий  и органов управления. Поскольку  основные партнеры по ФПГ находятся, как правило, за рубежом, предстоит  обеспечить координированную деятельность многочисленных организаций и государственных  институтов, создать межгосударственные и смешанные комиссии, группы и  т.п.

 

Существенную роль в формировании ФПГ следует сыграть предприятиям, НИИ и КБ оборонного комплекса. Необходимым  условием их широкого вхождения в  состав ФПГ должна стать четкая регламентация  особенностей объединения неприватизируемых  предприятий, их взаимоотношений с  генеральными заказчиками и государственным  бюджетом.

 

Стремление банковского  капитала выйти за рамки депозитно-ссудного обслуживания промышленных предприятий, подключиться к операциям по мобилизации, перераспределению и управлению капитальными потоками широко распространится  и на другие отрасли, обладающие высоким  экспортным потенциалом. Так, становление  финансово-промышленных групп топливно-энергетического  комплекса сопровождается повышенной конкуренцией коммерческих банков. инвестиционных компаний.

 

Среди диверсифицированных  групп, объединяющих предприятия отраслей, находящихся на разных этапах жизненного цикла, финансово-промышленные группы будут располагать большими возможностями  для перераспределения ресурсов из сворачиваемых производств в  новейшие.

 

При погашении акциями  предприятий части их задолженности  поставщикам из других государств Содружества  ускорится формирование ФПГ из предприятий  этих стран. Такого рода интеграционные процессы охватят, скорее всего, промышленность России, Украины, Казахстана и Беларуси - как государства с наиболее высоким уровнем интеграции. 2.5. Особенности создания ФПГ в Беларуси

 

 

В то же время за счет тщательно  продуманного создания конкретных финансово-промышленных групп следует устранять потенциальные  возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объективная экспертиза проектов ФПГ, систематический анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер (договорные соглашения между участниками  группы, присутствие представителей органов государственного управления в наблюдательных советах). Как любое  новое явление, финансово-промышленные группы, хотя и имеют ряд объективных  предпосылок для создания, выступают  инородным образованием в экономике  республики. Для становления такого нового класса структур, как ФПГ, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих  благоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.) для образования  и функционирования этих групп.

 

Учитывая темпы реформирования экономики в республике, создание финансово-промышленных групп необходимо перевести на уровень государственной  политики. Государственные органы управления должны ускорить обобщение имеющегося в других странах опыта и учитывать  его при подготовке нормативно-правовых документов.

 

Главные усилия при этом следует  сосредоточить па разработке системы  нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической  деятельности ФПГ, ориентированные, прежде всего, на использование органами государственного управления и субъектами хозяйствования.

 

Для предприятий, организации  и учреждении необходимо разработать  методические материалы, отражающие практические вопросы создания и функционирования ФПГ, такие, как нормативно-законодательные  акты, регулирующие порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп; требования к проекту группы; рекомендации по созданию проекта; порядок  прохождения экспертизы проекта  и регистрации группы.

Информация о работе Транснациональный менеджмент