Транснациональный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Белорусская модель социально-экономического развития — это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует, во-первых, высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда. Во-вторых, это здоровая экологическая среда, характеризующаяся рациональным использованием природных ресурсов и сохранением природы не только для нынешних, но и будущих поколений.

Содержание

Введение 2

1. Сущность и формы экономической интеграции. 5

1.1.Признаки международной интеграции 5

1.3. Основные виды интеграционного объединения 9

2. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции 11

2.1. ФПГ как форма объединения независимых предприятий 11

2.2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси 11

2.3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси 13

2.4. Основные направления ФПГ в Беларуси 14

2.5. Особенности создания ФПГ в Беларуси 17

2.6. ФПГ в Беларуси 19

3. Предпосылки и реальные возможности вхождения РБ в международные интеграционные объединения 20

3.1. Предварительные мероприятия, необходимые для вхождения РБ в международные интеграционные объединения 20

3.2. Перспективы вступления РБ в ВТО 22

4. Этапы интеграционных процессов при создании единого экономического пространства со странами СНГ 24

4.1. Цели создания СНГ 24

4.2. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ 25

4.3. Этапы сотрудничества стран СНГ 27

Заключение 28

Список использованной литературы: 29

Вложенные файлы: 1 файл

транснаци менеджм.docx

— 39.19 Кб (Скачать файл)

 

Следует предусмотреть проведение ряда работ на предприятиях в целях  создания условий, отвечающих требованиям, изложенным в нормативно-правовых документах, регламентирующих создание и функционирование ФПГ, а также требованиям зарубежных партнеров и инвесторов, если предполагается их привлечение.

 

Необходимо организовать обучение кадров органов государственного управления, подготовку менеджеров высшего  и среднего звена предприятий, подбор специалистов. Для этого может  быть использовано проведение семинаров, консультаций, выпуск информационно-методических материалов, издание тематических сборников и т.д. Обучение и подготовка кадров должны быть первоочередным этапом работы на предприятиях в рамках создания ФПГ.

 

Потребуется создание комплексной  информационно-справочной системы  финансово-промышленной группы, обеспечивающей всех участников необходимой информацией  о рынках поставок и сбыта, рынках ценных бумаг и ссудного капитала, оперативной информацией о показателях  работы ФПГ и другими данными. Следует также создать и ввести Реестр финансово-промышленных групп, базу данных об основных технико-экономических  параметрах работы ФПГ. Сравнительно легкий доступ хозяйствующих субъектов  к информации, необходимой для  принятия деловых решений, станет почвой для цивилизованного и эффективного рынка.

 

^  2.6. ФПГ в Беларуси

 

 

Приоритетным направлением формирования ФПГ в Беларуси сегодня  является организация производства изделий микроэлектроники, дизельного машиностроения, продукции химической промышленности, комплексного сельскохозяйственного  оборудования. Уже в 1997 г. было завершено  формирование трех ФПГ - "Формат", "Гранит" и "БелРусАвто". Следующим  этапом намечается создание еще четырех  ФПГ - "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей", "Межгосметиз". Опыт создания ФПГ  предопределил необходимость гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере.

 

В заключение данной темы можно  отметить, что первая в Беларуси аграрно-финансово-промышленная группа - АО "Аграрная финансово-промышленная компания "Жлобинский мясокомбинат" создана в Гомельской области. В  нее, помимо непосредственно мясокомбината, вошли также комбикормовый завод  и сельхозпредприятие по откорму  скота "Степское". 3. Предпосылки и реальные возможности вхождения РБ в международные интеграционные объединения

 

 

 

3.1. Предварительные мероприятия,  необходимые для вхождения РБ  в международные интеграционные  объединения

 

 

Уже сегодня при планировании и реализации стратегии развития Республики Беларусь органы государственного управления вплотную сталкиваются с  необходимостью учета конкретных аспектов глобализации. Наиболее актуальными  в настоящий момент представляются следующие аспекты:

 

транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия  сравнительных преимуществ страны в международной торговле;

 

интернационализация производства и конкуренции и, как следствие, изменение механизмов экспортной конкурентоспособности  национального производителя;

 

интернационализация инфраструктуры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);

 

развитие системы наднационального регулирования международных экономических  отношений, и в первую очередь  образование и расширение Всемирной  торговой организации.

 

Рассмотрим подробнее  каждый из указанных аспектов.

 

Транснационализация капитала. До недавнего времени в мировой  экономической науке структуру  международной торговли было принято  объяснять наделенностью стран  факторами производства - отдельными видами труда и капитала. В современной  мировой экономике, в условиях глобализации, такой подход устарел, поскольку  утрачивает смысл понятие наделенности страны капиталом. Капитал становится интернациональным и может приходить  в отдельно взятую страну и уходить  из нее в зависимости от инвестиционного  климата данной страны.

 

Интернационализация производства и конкуренции. На современном этапе  ряд отраслей мировой экономики, в частности машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтическая промышленность, финансовые услуги, телекоммуникационные услуги и др., характеризуются тем, что  в этих отраслях утрачивает смысл  понятие «национальный производитель». Предприятия данных отраслей через  отношения собственности или  договорные отношения производственной кооперации оказываются включенными  в структуру одной из крупных  многонациональных корпораций. Соответственно, международная конкуренция в  таких отраслях - это не конкуренция  между национальными производителями  отдельных стран, а конкуренция  между несколькими многонациональными корпорациями (МНК), работающими в  данной отрасли. В результате национальные производители стран, не включенные в структуру одной из МНК, не могут  сохранять конкурентоспособность  на таких рынках. Для Республики Беларусь это означает, что ряд  ее производств, в первую очередь высокотехнологических, не смогут эффективно работать с ориентацией на экспорт без установления долгосрочных отношений между отечественными предприятиями и МНК развитых стран.

 

Интернационализация инфраструктуры экономики. Нынешние изменения в  сфере коммуникаций, в первую очередь, развитие глобальной компьютерной сети Интернет, ведут к формированию качественно  новой инфраструктуры мировой экономики. Данные изменения затрагивают все  важнейшие компоненты инфраструктуры: производство, финансы, управление, рынок.

 

Для Беларуси все вышесказанное  означает, что развитие национальной экономики и ее конкурентоспособность  ключевым образом зависят от того, насколько эффективно будет происходить  включение страны в процессы информатизации мировой экономики.

^  3.2. Перспективы вступления  РБ в ВТО

 

 

Развитие системы наднационального регулирования международных экономических  отношений - следующий важнейший  аспект глобализации. В первую очередь  здесь речь идет о создании и расширении Всемирной торговой организации.

 

Вступление Республики Беларусь в ВТО в известном смысле неизбежно, если принять во внимание, что сегодня  ее членами являются большинство  развитых и развивающихся стран  мира, включая практически всех наших  торговых партнеров, за исключением  стран ЕврАзЭС.

 

В Институте экономики  НАН Беларуси в 2004 г. разработан Комплексный  прогноз последствий вступления Республики Беларусь в ВТО, охватывающий последствия для промышленного  сектора, сельского хозяйства, сферы  услуг, а также последствия в  социально-трудовой сфере. В отличие  от аналогичных исследований, посвященных  последствиям вступления в ВТО отдельных  стран (в частности, российских), разработчики не ставили перед собой цель создать  единую «большую» модель общего равновесия для белорусской экономики, чтобы  затем с помощью такой модели отрабатывать все аспекты, связанные  с прогнозированием последствий  вступления в ВТО. Вместо этого был  использован подход на основе частичного равновесия, а точнее, метод поиска и отдельного изучения «чувствительных  точек», т. е. конкретных элементов экономической  системы (вплоть до уровня предприятия), для которых вступление в ВТО  повлечет за собой ощутимые последствия. По нашему мнению, такой подход наиболее адекватен предмету исследования. Вступление страны в ВТО сопровождается разноплановыми изменениями в регулировании  внешней торговли, воздействие которых  на отдельные отрасли и производства может быть очень различным. Даже внутри одной и той же отрасли  одни предприятия могут в целом  выигрывать, другие - проигрывать, в  результате чего средний эффект от вступления в ВТО (который и дает модель общего равновесия) окажется равным нулю. Очевидно, что на основе такого усредненного прогноза невозможно выработать рекомендации по подготовке отрасли к вступлению в ВТО.

 

В заключение можно сказать, что вступление в ВТО ускорит  процесс структурной перестройки  национальной экономики и приведения отраслевых пропорций производства товаров и услуг в соответствие с требованиями внутреннего и  внешнего спроса. Это означает более  четкое разделение отраслей и отдельных  производств в экономике на растущие и сокращающиеся, что будет сопровождаться перераспределением трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в растущие. Прогнозируется, что основная часть  процесса перераспределения трудовых ресурсов будет происходить внутри промышленного сектора - между отдельными отраслями промышленности. Предварительные  расчеты, учитывающие рост объемов  производства после вступления в  ВТО и сложившиеся в отдельных  отраслях тенденции роста выработки  на одного работающего, показали, что  рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для  поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях экономики образует механизм, посредством которого будет  реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение  долгосрочного экономического роста  на экспорто-ориентированной основе. 4. Этапы интеграционных процессов при создании единого экономического пространства со странами СНГ

 

 

 

4.1. Цели создания СНГ

 

 

8 декабря 1991 года в Вискулях  – резиденции Белорусского правительства  в Беловежской пуще – руководители  Республики Беларусь, Российской  Федерации и Украины подписали  Соглашение о создании Содружества  Независимых Государств (СНГ).

 

21 декабря 1991 года в  Алма-Ате главы одиннадцати суверенных  государств (кроме прибалтийских  государств и Грузии) подписали  Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что  Азербайджанская Республика, Республика  Армения, Республика Беларусь, Республика  Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская  Федерация, Республика Таджикистан,  Туркменистан, Республика Узбекистан  и Украина на равноправных  началах образуют Содружество  Независимых Государств. Участники  встречи единодушно приняли Алма-Атинскую  Декларацию, подтвердившую приверженность  бывших союзных республик к  сотрудничеству в различных областях  внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения  международных обязательств бывшего  Союза ССР. Позднее, в декабре  1993 года, к Содружеству присоединилась  Грузия. Содружество Независимых  Государств действует на основании  Устава, принятого Советом глав  государств 22 января 1993 года.

 

Содружество Независимых  Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором  заложена концепция трансформации  хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем  реалий. В основе Договора лежит  понимание его участниками необходимости  формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении  товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической  политики; сближения методов регулирования  хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

 

^  4.2. Тенденции развития  экономической интеграции стран  СНГ

 

 

Тенденции развития экономической  интеграции стран СНГ кажутся  очень перспективными. На заседании  в Бишкеке в 1998 г. главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются  действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий  трех республик. А в апреле 2001 года состоялась неделя СНГ, на которой обсуждались  самые острые проблемы. Состоялись конференции и заседания на следующие  темы:

 

1) "Транспортное обеспечение  внешнеэкономической деятельности  и транзит в СНГ";

 

2) Заседание Правления  Лизинговой Конфедерации "СНГ  ЛИЗИНГ";

 

3) Заседание Межгосударственного  валютного комитета;

 

4) Совещание с представителями  Министерства промышленности и  науки Российской Федерации по  обсуждению направлений совместной  работы по развитию сотрудничества  в легкой промышленности и  потребительском рынке СНГ;

 

5) Международный семинар  (конференция) по экономическим  вопросам с повесткой дня: "Проблемы  инвестиций и пути повышения  конкурентоспособности продукции  товаропроизводителей Беларуси, России  и других стран СНГ".

 

Сегодня страны-участницы  Содружества независимых государств рассматривают возможность создания в отдаленной перспективе валютного  союза и введения единого платежного средства. Об этом стало известно после  состоявшегося в Минске 24-25 февраля 2005 г. года заседания рабочей группы представителей центробанков стран  Содружества, на котором дорабатывался  проект программы по реализации концепции  сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере.

 

Возможность создания в перспективе  валютного союза в рамках СНГ  уже предусматривается, но это можно  рассматривать пока сугубо теоретически и без наличия каких-либо обязательств. В то же время, стратегические предпосылки  возврата единой валюты в рамках СНГ  имеются, и это соответствует  международной тенденции создания валютных зон и валютных союзов.

 

Отмечая разный уровень интеграции стран СНГ, специалисты уверены, что наиболее близок переход к  единой валюте в рамках Союзного государства  Беларуси и России. По их прогнозам, следующим этапом валютной интеграции может стать введение единой валюты на территории стран Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, России, Украины  и Казахстана или же в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Беларуси, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана.

 

В вопросах курсовой и валютной политики даже сама жизнь заставляет страны СНГ идти примерно в одинаковом направлении. За годы независимости  созданы различные экономические  системы, но в плане валютной политики есть оптимальное направление, к  которому страны СНГ в той или  иной степени приближаются. В частности, для всех стран СНГ характерен "плавающий" курс национальной валюты и значительное снижение темпов девальвации. Таким образом, присутствует стихийное  сближение механизмов валютной и  курсовой политики, и их введение в  некое единое русло принесет намного  больший эффект.

Информация о работе Транснациональный менеджмент