Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 11:14, курсовая работа
Целью работы является попытка детального освещения вопросов рассматриваемой темы, касающихся карьеры и ее планирования, получение практических навыков исследования.
Достижение цели осуществлено посредством решения следующих основных задач:
знакомство с этапами, целями карьеры, механизмом и целями управления трудовой карьерой, мероприятиями по планированию трудовой карьеры, ситуацией по ее планированию в нашей стране,
закрепление навыков работы с литературными источниками в области управления персоналом, овладение методикой и техникой выполнения расчетов по определению экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом,
приобретение навыков в правильном оформлении пояснительных записок.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ КАРЬЕРОЙ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Понятие трудовой карьеры, ее цели и этапы 5
1.2 Управление трудовой карьерой, его цели и механизм 11
1.3 Управление служебно-профессиональным продвижением персонала 14
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ КАРЬЕРЫ 16
2.1 Сущность планирования трудовой карьеры 16
2.2 Мероприятия по планированию трудовой карьеры 17
2.3 Организация планирования карьеры в российских компаниях 18
2.4 Планирование карьеры молодых специалистов 19
2.5 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Барлакское» 22
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ КАРТЕРОЙ МЕНЕДЖЕРОВ 26
3.1 Планирование карьеры 26
3.2 Факторы, обеспечивающие карьерную успешность 33
Выводы и предложения 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
В апреле 2007 года компания Begin Group совместно с издательским домом "Секрет фирмы" провели исследование на тему планирования карьеры в компаниях, работающих в России. Его итоги показали, что в половине компаний, принявших участие в опросе, планирование карьеры существует, однако четко прописанных правил и схем для этого не разработано. В 35% компаний действуют четкие правила карьерного планирования, которые известны всем сотрудникам, и лишь 15% компаний карьерное планирование не практикуют, причем 8% намерены ввести его в ближайшем будущем.
В 39% компаний, где есть система планирования карьеры, она была введена более двух лет назад. 28% внедрили это новшество в этот год, и 22% сделали это более года назад. Компании, пользующиеся этой системой уже более пяти лет, составили 11%. Использование помощи внешних консультантов при внедрении системы отметили 27% респондентов. Примерно половина участников исследования заявили о том, что ответственность за планирование карьеры в компании у них несет один человек (42%). Четверть компаний (от всего объема выборки) имеет 2-3 ответственных за планирование карьеры в компании (25%). Больше половины (54%) указали, что менеджеры по персоналу входят в круг ответственных за управление карьерой в их компаниях. 49% указали, что за этот вопрос отвечает в их компаниях руководитель, 39% отметили, что в планировании карьеры участвуют линейные менеджеры, 34% заявили, что данную функцию выполняет группа топ-менеджеров. Большинство компаний в своей практике применяют как вертикальные, так и горизонтальные схемы движения персонала (72%). О наличии только вертикальных схем заявили 26% участников исследования. Среди критериев, на которых основывается планирование карьеры, наиболее часто респонденты упоминали "достижения и результаты работы" (88%), 70% отметили уровень компетенций сотрудника, 49% - личностные характеристики. Также среди значимых критериев - лояльность к компании и стаж работы в ней (37 и 28% соответственно). Почти половина компаний (48%) планируют карьеру сотрудников сроком на один год. 26% организаций предпочитают строить планы развития карьеры для своих сотрудников на период от года до пяти лет. Планирование карьеры для разных групп сотрудников различается в 63% компаний. 37% участников опроса заявили о том, что схемы планирования карьеры в их компании для разных групп сотрудников идентичны. Значительное число респондентов (46%) отметили, что повышение нового сотрудника в их компании возможно в первые полгода его работы. В 45% опрошенных компаний повышение возможно в период от полугода до года и лишь в 9% - спустя год и более. [13]
Нынешняя ситуация на рынке труда показывает, что руководители крупнейших компаний в полной мере осознали преимущества молодого специалиста. Во-первых, его зарплата обычно ниже, чем у опытных коллег, и при этом стремление занять более высокую позицию заставляет работать чуть ли не 24 часа в сутки, то есть желание продвинуться по карьерной лестнице и зарекомендовать себя как ценного сотрудника превышает материальную мотивацию (кстати, поведение «старого» персонала совершенно противоположное). А во-вторых, творческий потенциал вчерашних выпускников часто идет на пользу солидным и степенным организациям.
Нужно отметить, что молодой специалист может рассчитывать лишь на начальные ступени карьерной лестницы — так называемый entry level. Ведь только человек, прошедший все этапы роста и знающий фирму изнутри, способен занять руководящую должность. С целью создания в будущем сплоченной, эффективно работающей команды большинство крупных компаний дает выпускникам шанс проявить свои таланты в рамках программ, известных под обобщенным названием «стажировка». В таких проектах наниматели предлагают познакомиться с деятельностью лидирующих предприятий, приобрести необходимые профессиональные навыки по выбранной специальности, применить теоретические знания на практике, получить бесценный опыт, построить карьеру в крупной организации. Участники стажировок получают возможность начать работать в компании с позиции стажера (trainee) или менеджера-стажера (management trainee), например, в должности специалиста по продажам, занимающегося поиском клиентов, а также помощника или ассистента менеджера.
С первого дня на новых сотрудников возлагают реальную ответственность за результат их профессиональной деятельности. Для помощи и контроля к каждому из них прикрепляют наставника, который вводит в курс дела, знакомит с деталями функционирования фирмы, и его мнение является решающим при приеме на работу. Молодежь растет профессионально благодаря не только наставничеству, но и постоянной работе в команде, ведь участники программы — полноправные члены коллектива и могут впоследствии занять ключевые позиции в организации.
Опросы кадровых агентств показывают, что наиболее перспективны для молодых специалистов такие сферы деятельности, как аудит, финансовый консалтинг, нефтегазовый комплекс, банковское дело, сектор FMCG (Fast Moving Consumer Goods или ТНП — товары народного потребления).
Но быть молодым и целеустремленным недостаточно для того, чтобы стать победителем среди соискателей престижной должности, на результаты отбора влияет еще несколько факторов.
Во-первых, свободное владение иностранным языком. Предпочтение отдают тем, кто говорит по-английски, реже требуют знания французского или немецкого.
Во-вторых, в настоящее время работа немыслима без использования персонального компьютера. Необходимый минимум — офисные программы Word и Excel. Умение извлекать ценную информацию из Всемирной паутины также оценят по достоинству. В зависимости от особенностей деятельности структурного подразделения потребуются хотя бы минимальные знания специальных программ.
Выпускникам непрофильных факультетов не стоит отчаиваться, ведь многие компании ценят стремление к продолжению обучения. Успешные кандидаты имеют возможность пройти ключевые корпоративные тренинги, направленные на повышение профессионального уровня и личностный рост.
Отбор будущих стажеров проходит исключительно на конкурсной основе и обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, необходимо заполнить анкету (application form) на сайте компании или кадрового агентства либо в письменном виде на стенде организации во время ярмарок вакансий. Значительное число претендентов отсеивают уже на данном этапе, хотя реальные способности (грамотность, эрудицию, наличие логики, лидерские качества, способность к обучению) проверяют лишь на следующем, в ходе тестирования. Готовясь к подобному испытанию, нелишне потренироваться с помощью пресловутого теста на IQ (уровень интеллекта). Типичные задания можно найти как в Интернете, так и в ближайшем книжном магазине.
Сегодня в кадровой политике подбор молодых специалистов становится приоритетом. А стажеры, начав работать на скромной позиции ассистента, имеют все шансы занять достойное место в руководстве компании.[14]
ОАО «Барлакское» расположено в
Мошковском районе Новосибирской области.
Территория ОАО «Барлакское» находится
в северо-восточной части
Дорожная сеть на территории хозяйства
развитая. Дороги краевого значения имеют
асфальтовое и гравийное
Среднегодовая температура за период многолетних наблюдений равна +0,3С. Средняя температура самого теплого месяца июня +18С, самого холодного - января -19,7С. Колебание средних температур в году находится в пределах 38С. Весна и осень характеризуются резкими перепадами температур.
Безморозный период составляет 110-115 дней,
что позволяет возделывать
Климатические условия, рельеф и почвы хозяйства способствуют возделыванию всех районированных сельскохозяйственных культур.
Таблица 1
Динамика показателей размера ОАО «Барлакское» за 2010-2012гг.
Показатели |
2008г |
2009г |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к | |
2008 г. |
2011 г. | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Общая земельная площадь, га |
3383 |
3383 |
3383 |
3383 |
3383 |
100 |
100 |
с.-х. угодья |
3383 |
3383 |
3383 |
3383 |
3383 |
100 |
100 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
- пашня |
2480 |
2480 |
2480 |
2480 |
2480 |
100 |
100 |
- сенокосы |
545 |
545 |
545 |
545 |
545 |
100 |
100 |
- улучшенные сенокосы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- пастбища |
358 |
358 |
358 |
358 |
358 |
100 |
100 |
2.
Среднегодовая численность |
80 |
79 |
82 |
76 |
98 |
122,5 |
136,1 |
- работники, занятые в с.-х. |
71 |
71 |
73 |
67 |
98 |
138,03 |
146,3 |
3. Среднегодовая стоимость всех основных средств, тыс. руб. |
39359 |
43664 |
54145 |
58278 |
67680 |
171,20 |
116,1 |
4. Поголовье КРС на конец года, всего голов |
|||||||
- коровы (молочного направления) |
141 |
152 |
180 |
181 |
470 |
333,33 |
259,7 |
- быки - производители |
1 |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- нетели |
8 |
24 |
70 |
70 |
74 |
925 |
105,7 |
- телки старше 2-х лет |
- |
- |
- |
- |
- | ||
Лошади, всего |
8 |
8 |
- |
- |
11 |
137,5 |
- |
- жеребцы-производители |
4 |
4 |
- |
- |
4 |
100 |
- |
- конематки 3-х лет и старше |
3 |
3 |
- |
- |
4 |
133,33 |
- |
5.
Наличие основных видов |
|||||||
- тракторы всех марок |
27 |
21 |
21 |
20 |
22 |
81,48 |
110 |
- зерноуборочные комбайны |
9 |
4 |
4 |
5 |
4 |
44,44 |
80 |
- кормоуборочные комбайны |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
100 |
100 |
6.
Наличие энергетических |
8479 |
7022 |
7909 |
7900 |
7708 |
90,91 |
97,6 |
7. Валовое производство основных видов продукции в натуре, ц |
|||||||
- зерна, в массе после доработки |
19732 |
27155 |
16949 |
15800 |
8848 |
44,84 |
56 |
- молока |
4104 |
4706 |
6226 |
6200 |
4846 |
118,08 |
77,8 |
- живой массы скота |
58 |
46 |
44 |
42 |
215 |
370,69 |
511,9 |
В результате анализа динамики размеров предприятия можно сказать, что общая земельная площадь в хозяйстве не изменилась. Численность работников увеличивается, за исключением в 2011 г. которая составила 98 человек, в связи с реорганизацией. Наличие основных средств в 2012 г. увеличилось на 25% . Поголовье крупного рогатого скота в динамике за 3 года увеличилось (на 159,7%). Производство зерна в динамике за 5 снизилось на 44%.
Наибольший удельный вес в общей земельной площади занимают сельскохозяйственные угодья 100%, структура земельных фондов не менялась.(см Приложение 4)
Анализируя величину фондов в ОАО «Барлакское» можно прийти к выводу, что стоимость фондов имеют тенденцию к увеличению. По данным таблицы видно, что в ОАО «Барлакское» наибольший удельный вес занимают машины и оборудование и продуктивный скот .(см Приложение 5)
Численность работников увеличивается, за исключением в 2011г. она составила 76 человек, в связи с реорганизацией. Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре работников предприятия составляют работники, занятые в основном производстве. В 2012 году их удельный вес составил 100%. За анализируемый период общая численность работников организации увеличилась на 16 человек.(см Приложение 6)
В организациях с численностью сотрудников до 200 человек, целесообразно применять горизонтальные перемещения работников с одного рабочего места на другое, (ротация кадров, от лат. rotatio - круговое движение). Это связанно с тем, что горизонтальное развитие карьеры происходит медленно, или просто не возможно по определенным причинам.
Горизонтальные перемещения
В целом применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат. Перемещать людей по "горизонтали" необходимо вследствие того, что длительное пребывание в одной должности снижает трудовую мотивацию, сотрудник ограничивает кругозор рамками одного участка, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами. Смена мест дает возможность сравнить ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям. Однако всех переместить в порядке ротации невозможно. В связи, с чем актуально рассмотреть ее преимущества и недостатки и применять в соответствии со спецификой системы управления организации.