Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:06, контрольная работа
Трудовой коллектив – это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.
Видовая классификация трудового коллектива определяется по ряду признаков:
1. По статусу различают официальные и неофициальные коллективы. Первые юридически оформляются и строятся на основе должностных обязанностей работников по иерархии подчиненности. Вторые образуются на основе личных симпатий, разделяемых ценностей и увлечений.
2. По механизму образования – созданные по распоряжению руководства и неофициальные.
Трудовой коллектив – это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.
Видовая классификация трудового коллектива определяется по ряду признаков:
1. По статусу различают официальные и неофициальные коллективы. Первые юридически оформляются и строятся на основе должностных обязанностей работников по иерархии подчиненности. Вторые образуются на основе личных симпатий, разделяемых ценностей и увлечений.
2. По механизму образования – созданные по распоряжению руководства и неофициальные.
3. По характеру внутренних связей – формальные и неформальные.
4. По времени существования – временные и постоянные.
5. По процессуальному признаку, роду занятий и специальности работающих.
6. По внутрипроизводственному
разделению труда –
Формирование и развитие трудового коллектива
Каждый трудовой коллектив с момента создания проходит ряд жизненных стадий.
Первая соответствует младенческому, подростковому возрасту становления коллектива;
вторая – периоду эффективной работы и зрелому возрасту; третья – ослаблению потенциала, старению и в конечном итоге или ликвидации, или обновлению. Американские исследователи выделяют пять стадий зрелости коллектива: притирка, ближний бой, экспериментирование, эффективность и зрелость.
Менеджеру в процессе формирования коллектива необходимо учитывать следующие положения:
1. Установить ясную для себя и всех работников цель, в которой каждый может найти себе достойное место для ее достижения.
2. Подобрать необходимых специалистов и добиться их согласия на участие в работе данного коллектива, выслушивать мнение каждого о способах достижения кратковременных и длительных целей и задач.
3. Регулярно готовить и проводить "летучки", совещания и беседы с участвующими в данной работе сотрудниками, подводить итоги работы всего коллектива и заслушивать отчеты о проделанной работе в индивидуальном порядке.
4. Не противопоставлять членов коллектива друг другу, справедливо и вовремя поощрять работников.
5. Не вести никаких "закулисных" махинаций и действий, не обманывать надежды людей, делать то, о чем уже заявлено и открыто, не давать заведомо невыполнимых обещаний.
6. Уважительно относиться ко всем членам коллектива, внимательно рассматривать их предложения, а если отказывать, то аргументировано и в вежливой форме.
7. Доверять людям выполнение
работы по их силам и
8. Иметь силы и мужество для того, чтобы сохранить коллектив и избавить его от необоснованных обвинений и претензий, отстаивать и защищать своих сотрудников, если они поступили правомерно и в интересах дела.
9. Проявлять заботу о членах коллектива в случае, если они в этом нуждаются.
10. Стараться сделать работу интересной, предоставлять возможности для творчества и инициативы, чтобы члены коллектива видели результаты своего труда.
11. Знать и учитывать
психологические особенности,
12. Подавать личный пример
отношения к делу и
Психологические характеристики трудового коллектива
Все трудовые коллективы различаются по психологическим особенностям. К психологическим факторам относятся:
1. Морально-психологический
климат в коллективе: главные
цели, ради которых создан и
работает данный коллектив;
2. Сплоченность работников коллектива.
3. Психологическая совместимость
работников в трудовом
4. Уровень психологического давления коллектива на своих членов и степень
конформизма (схожести мнений). В практической деятельности менеджеру для определения психологической характеристики коллектива могут два основных метода.
Метод мозговой атаки, т.е. метод психологического давления, когда опыт,
профессионализм и творчество отдельных работников положительно влияют на других членов коллектива, открывают им возможность движения и развития.
Метод Дельфи, суть которого состоит в том, что каждый сотрудник работает над какой-либо проблемой индивидуально, а результаты работы анализируются и оцениваются сообща, коллективно.[1, стр.11-12]
Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и не руководителей, обычно имеют большой объем управленческой работы, которая тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (например, начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга). Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, вертикально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала — людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления.[2, стр.501 – 3, стр. 704]
Вне зависимости от того,
сколько существует уровней управления,
руководителей традиционно
руководители низового звена (down management), или операционные управляющие
руководители среднего звена (middle management)
руководители высшего звена (top management).
Рисунок иллюстрирует соответствие между этими уровнями и концепцией уровней управления по Парсонсу.
Руководители нижнего звена
Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники (или супервайзеры) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще — это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания равнялось 48 секундам. Временный период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее чем двух недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.
Руководители среднего звена
Работа младших начальников
координируется и контролируется руководителями
среднего звена. За последние десятилетия
среднее звено управления значительно
выросло и по своей численности,
и по своей значимости. В большой
организации может быть столько
руководителей среднего звена, что
возникает необходимость в
Руководители среднего звена
как социальная группа испытывали особенное
сильное влияние различных
Руководители высшего звена
Руководители высшего
звена отвечают за принятие стратегически
важнейших решений для
Однако деятельность руководителя
высшего звена связана с
Так было раньше. Но когда бизнес стал автоматизироваться, все стало интереснее. Менеджер Высшего звена, чаще может ограничиться контролем контролирующего и стратегического звена, так как управление это среднее звено. И зачем терять время, если в это время можно диверсифицироваться и, либо строить новую ступень, либо строить свою вторую компанию.
Высший организационный
уровень — руководство высшего
звена — гораздо малочисленнее
других. Даже в самых крупных организациях
руководителей высшего звена
— всего несколько человек. Типичные
должности руководителей