Труд менеджера и его характеристика как предмет исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
 анализ деятельности менеджера, специфики и критериев ее оценки.
Задачи курсовой работы:
 рассмотреть основные профессиональные и личностные качества современного менеджера;
 изучить лидерские качества менеджера;
 проанализировать требования, предъявляемые к менеджеру;
 дать оценку профессии менеджера;
 рассмотреть особенности подготовки менеджера как специалиста;
 исследовать работу менеджера на примере ООО «Пластикат -Сервис».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Труд менеджера и его характеристика как предмет исследования ………………………………..5
1.1 Актуальность исследования деятельности менеджера……………………………………..5
1.2 Требования к профессиональной компетенции менеджеров……………….7
1.3 Стиль и классификация образа менеджера………………………………..10
1.4 Разделение труда в управлении……………………………………………14
Глава 2. ООО «Пластикат-Сервис» как объект исследования ………………18
2.1Организационная структура предприятия………… ………………………18
2.2 Анализ профессиональной компетенции менеджера на основе анализа затрат рабочего времени ……………...24
2.3.Способы повышения эффективности работы менеджера на предприятии ООО «Пластикат-сервис»……………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Труд менеджера.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

   До  недавнего времени считалось, что  перечисленными личностными чертами  люди либо награждаются от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы методом проб и ошибок. Однако последние достижения науки (в том числе в социологии и психологии) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь только на собственный опыт

1.3 Стиль  и классификация  образа менеджера

Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера. Существует несколько классификаций стилей менеджмента3.

Стили могут классифицироваться по следующим  критериям.

1. Критерий участия исполнителей в управлении: 
- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает – сотрудники исполняют); 
- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений); 
- автономный (менеджер играет сдерживающую роль – сотрудники решают сами, обычно большинством).

2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:

- управление через инновацию (разработка инновации – как руководящее задание); 
- управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем);

3. Критерий преимущественной ориентации.

-  слабое управление – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала; 
- управление по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;

- клубное управление – господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач;

- управление по среднему пути – достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда;

- сильное управление - идеальный стиль.

На рис.1 представлена модель Блейка – Мутона, включающая 5 основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т.е. 81 вариант стиля управления. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы.

Рис.1. Модель Блейка – Мутона

1.1. – нищета управления (примитивное  руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства.

1.9. – клубное управление (социальное  руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства.

9.1. – авторитет –  подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности.

5.5. – организация  (производственно-социальное  управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве.

9.9. – команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству.

     Блэйк и Мутон исходили из того, что  самым эффективным стилем руководства – оптимальным стилем – было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы.

     Успех стиля управления можно оценивать по критериям:

     – воздействия на прибыль и издержки;

     – реализации задач при разработке продукции;

     – реализации задач организации;

     – реализации задач в управлении персоналом (продолжительность

     отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы,

     чувство собственного достоинства, творческие качества,

     инициативность, готовность к учебе).

Эффективность стилей управления нельзя оценивать  вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:

- личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования); 
-  зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков); 
- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля); 
- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Поведение менеджера должно соответствовать  ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные  ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).

     Специфика работы менеджера заключается в  постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, клиентами. Поэтому одной  из важнейших задач менеджера  является умение научиться оставлять о себе хорошее впечатление, т. е. научиться формировать хороший имидж, под которым понимается формируемый в глазах общества комплекс его внешних и внутренних качеств. Положительный имидж всегда способствует карьерному продвижению менеджера.

 
1.4Разделение труда в управлении

     Важным  фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочии, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное4.

     Функциональное  разделение труда  основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т. д. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т. д.

     Структурное разделение труда  строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

     Вертикальное  разделение труда  построено на выделении трех уровней управления - низового, среднего и высшего.

К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

     Средний уровень - самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала организации, - включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

     Высший  уровень - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно- хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персонала.

     Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется  большим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предприятиях до восьми-десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это - горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

     Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.

     Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда  менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих.

     С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей прежде всего  сводятся к принятию решений и  организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.

       Сложность управленческих работ  учитывается в требованиях, которым  должны отвечать менеджеры при занятии определенных должностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделялись следующие основные должности управленческого персонала на предприятиях:

  • руководители и их заместители (мастера);
  • главные специалисты; инженеры, техники, механики; экономисты, инженеры-экономисты;
  • счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал; юридический персонал;
  • другие работники.

   Руководители  составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ООО «Пластикат-Сервис» - как объект исследования

     2.1 Организационная  структура предприятия 

     Компания  Пластикат-Сервис» основана в 1998 году в г. Черняховске. Специализируется на производстве металлопластиковых окон, дверей, стеклопакетов, а так же алюминиевых и фасадных конструкций. Мощность производства позволяет изготавливать около 2500 типовых окон и около 5 000 кв.м стеклопакетов месяц.

     Развитие  компании идет в тесной связи с  потребностями рынка. Оперативная  реакция на изменение спроса, комплексные производственная и сервисная программы, тесное взаимодействие с клиентами, гибкая ценовая политика, цивилизованная конкуренция. Это – фундамент, на котором построен слаженный организм под названием «Пластикат –Сервис».

Информация о работе Труд менеджера и его характеристика как предмет исследования