Управление инновацией на уровне предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Современные тенденции мировой экономики показывают, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяются способностью экономики адаптироваться к стремительным темпам научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий на предприятии. Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является острая конкуренция.

Содержание

Введение
1. Содержание и сущность инновационного менеджмента
1.1 Определение, цели, задачи и функции инновационного менеджмента
1.2 Инновация и инновационный процесс, как объекты инновационного менеджмента
1.3 Классификация инноваций
2. Управление инновацией на уровне предприятия
2.1 Мотивы и экономические интересы в инновационной деятельности
2.2 Факторы генерирования нововведений в организации
2.3 Инновационный потенциал организации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 46.90 Кб (Скачать файл)

2.3 Инновационный  потенциал организации

Через развитие потенциала идет развитие организации, ее структурных  подразделений, а также всех элементов  производственно-хозяйственной системы. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной  стратегии, и поэтому его грамотная  оценка очень важна.

Инновационный потенциал  организации - это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных преобразований и внедрения инноваций.

Так же, под инновационным потенциалом организации понимают совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

- материально-технические ресурсы;

- финансовые ресурсы;

- организационно-управленческие ресурсы;

- кадровые ресурсы;

- социально-психологические факторы.

Кратко охарактеризуем некоторые  из элементов.

Материально-технические  ресурсы включают в себя основные фонды, расходные материалы и другие компоненты, необходимые для выполнения исследований и разработок, их информационного обеспечения, организационного управления всеми работами, и отражает объем и качественный состав этих компонентов. Мерой интенсивности поступления этих ресурсов является объем финансирования НИОКР (или финансовая составляющая НТП). При этом часть финансирования расходуется на восполнение элементов научно-технической системы, часть финансирования идет на функционирование системы, а часть - на ее развитие.

Организационно-управленческие ресурсы включают в себя совокупность методов и способов организации использования всех составляющих инновационного потенциала организации путем специализации труда, оптимального сочетания различных видов труда, управления, планирования и обеспечения трудового процесса, и отражает те связи, которые объединяют все ресурсы и элементы в целостную систему. Результативность такого важного компонента как научно-техническая деятельность во многом определяется уровнем ее организации. В организационном процессе взаимодействуют множество факторов, переплетение которых и придает своеобразие каждому научному и научно-техническому коллективу, вследствие чего понятия НТП не могут быть сведены к простой совокупности ресурсов.

Кадровые ресурсы являются важнейшим специфичным компонентом НТП. Это определяется особой ролью живого творческого участия в научной и научно-технической деятельности. Именно кадры являются связующим звеном для остальных элементы потенциала.

Кадровая составляющая НТП представляет собой все виды научно-технических кадров, способных вырабатывать и реализовывать новые научно-технические идеи и находить новые области применения научно-технических результатов, выполняющих научную, педагогическую, организационную, информационную работу, и отражает как количество, так и квалификацию указанных кадров. Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятия.

Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие показатели: научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих ученую степень; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.); показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции; количество лицензионных договоров и пр.); продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага); характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии; участие в реализации инновационных проектов высшего руководства; уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

Выводы: Инновационный потенциал организации - это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся: материально-технические  ресурсы, финансовые ресурсы, организационно-управленческие ресурсы, кадровые ресурсы, социально-психологические  факторы.

Выводы по второй главе: и малые, и крупные фирмы внедряют инновации с целью стать более конкурентоспособными, закрепить свои позиции на рынке, создать положительный образ в глазах потребителей, увеличить рентабельность и доходность фирмы. Малые фирмы, как правило, ориентированы на радикальные рискованные инновационные введения, крупные - на совершенствующие инновации.

Выделяют внешние и  внутренние факторы генерирования  инновационных идей. Внешние: конкуренция, спрос и производственно-технические  факторы. Внутренние: восприимчивость  начальства к нововведениям, степень  самостоятельности внутренних подразделений, наличие экономической заинтересованности подразделений, степень развития научно-технической  инфраструктуры, наличие системы  постинновационной реабилитации.

Инновационный потенциал организации - это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся: материально-технические  ресурсы, финансовые ресурсы, организационно-управленческие ресурсы, кадровые ресурсы, социально-психологические  факторы.

 

 

Заключение

Инновационный менеджмент - система управления инновациями, в  которой задействованы все организационные  структуры с целью получения  конкретного нового продукта. Субъекты: работник (группа работников). Объекты: инновация, инновационный процесс. Функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Цели ориентированы  на разработку, модернизацию, развитие и ликвидацию. Задачи - управление на всех уровнях посредством качественных и количественных изменений. Инновационный процесс - это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Управление инновационным процессом осуществляется на основе таких специфических принципов управления как принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера.

Инновация - это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека. Прослеживается тесная связь  термина "инновация" с понятиями "изобретение" и "открытие". Классификация инноваций позволяет  систематизировать знания о видах  инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гринев, В.Ф. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В.Ф. Гринев - 2-е изд. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.

2. Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. - 189 с.

3. Инновационная деятельность МП [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.dist-cons.ru/modules/innova/section1.html. - Дата доступа: 13.12.2011 г.

4. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=5697&page=3. - Дата доступа: 20.12.2011 г.

5. Инновация [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация. - Дата доступа: 10.12.2011 г.

6. Классификация инноваций [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://innovation-management.ru/vidy-innovaczij. - Дата доступа: 12.11.2011 г.

7. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / Ю.П. Морозов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 471 с.

8. Цыцарова, Н.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Н.М. Цыцарова - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 195 с.

 


Информация о работе Управление инновацией на уровне предприятия