Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:21, курсовая работа
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
Слово “конфликт”-латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям1. (Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком.
1.Введение.
2. Причины конфликта.
3. Разрешение конфликта.
3.1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.
3.2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.
4.Заключение или как использовать конфликт.
Примечания:
Использованная литература:
Содержание:
1.Введение.
2. Причины конфликта.
3. Разрешение конфликта.
3.1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.
3.2. Анализ поведения
конфликтующих сторон и
4.Заключение
или как использовать конфликт.
Примечания:
Использованная литература:
1.Введение.
Конфликты являются
вечным спутником нашей жизни.
И потому даже самая
Слово “конфликт”-латинского
корня и в буквальном переводе
означает “столкновение”. В основе
любого конфликта лежит
Некоторые авторы, в частности У. Крейдлер, подразделяют конфликты на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей) и дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений)2.
2. Причины конфликта.
Очень важно определить
причины конфликта, так как
зная причины возникновения
Рассмотрим перечень
причин возникновения
Весьма условно он может быть представлен в виде трех основных групп причин: во-первых, причин порожденных трудовым процессом; во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива. Встречаются также причины конфликта, обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.
-1- Итак, остановимся на группе причин, порожденных трудовым процессом.
Для многих трудовых
коллективов они являются
главными источником
Н. В. Гришина4 изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины:
Во-первых, конфликты
вызываются факторами,
Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности- достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов относятся: а) опять-таки взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива; б) нерешимость ряда организационных вопросов “по вертикали”(т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали; в) функциональные нарушения в системе "руководства-подчинения”, препятствующие достижению личных целей как руководителем, так и подчиненным.
В-третьих, возникающие
в процессе реализации
Последняя причина
обусловлена главным образом
плохим описанием во многих
наших учреждениях служебных
функций персонала. В результат
Исчерпывающего списка
причин, вызывающих конфликты, в
том числе и в трудовой
Следует упомянуть
также еще о всевозможных
-2- Другая группа
причин межличностного
Казалось бы довольно безобидный фактор “симпатия- антипатия” касается не только двух или несколько большего числа людей, но может иметь и более серьезные последствия для всего коллектива. Ведь нередко разного рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях имеют своей основой именно этот принцип. В свою очередь несправедливость в должностных назначениях, как правило, имеет следствием обострение межличностных отношений.
Можно выделить
еще несколько причин конфликта
Ключевский выделяет
еще одну причину конфликта,
относящуюся к разряду
С проявлением
территориальности мы часто
-3- И наконец, о
причинах конфликтов, коренящихся
в личностном своеобразии
С увеличением возраста рабочих больший удельный вес начинает начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).7
Далее остановимся
вот на каком очень важном
моменте. Мы нередко
В разработанной
ею схеме анализа
В первом случае (адекватность) это означает, что конфликтная
ситуация существует объективно, т.е. стремление
стороны А к достижению некоторого желаемого
для нее состояния С объективно препятствует
достижению стороной В некоторого желаемого
для нее состояния Д. И наоборот. Причем
стороны справедливо полагают, что структура
их целей, интересов конфликтна, и правильно
ощущают существо реального конфликта,
т.е. дают адекватную трактовку происходящему.
Во втором случае (неадекватность) конфликтная ситуация существует реально и стороны это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.
В третьем случае
(ложно понимаемый конфликт) дело
обстоит таким образом, что
объективно конфликтная
Л.А.Петровская еще
две реально допустимые
3. Разрешение конфликта.
К настоящему времени
специалистами разработано
Важно рассмотреть как
3.1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.
В основу описываемой поведенческой модели положены идеи Д. и Р.Джонсонов, получившие затем распространение в работе Е.Мелибруды. Суть этой модели состоит в следующем:
Считается, что
конструктивное разрешение
2)открытость и эффективность
общения; 3)создание атмосферы
Что касается адекватности
восприятия конфликта, то имеет
В частности, трудно избежать влияния негативной установки в отношении противной стороны, обнаруживающегося в предвзятости оценки другого. В нем, в его поведении видится и чувствуется только враждебность. По мнению Е.Мелибруды:“ Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что ваш партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неправильным, немедленно подтверждается”.
Из этого следует, что мы должны быть максимально неторопливыми в своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними.
Следующий фактор
конструктивного разрешения
Вместе с тем каким бы острым не было столкновение, оно должно решительно исключать проявления хамства.
Поскольку открытость
общения - это не только бурное
излияние чувств, но и организация
конструктивного поиска
Если люди готовы к диалогу, если они открыты друг для друга, естественно, создается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Фактически любая конфликтная ситуация проблемная и говоря о ее разрешении, мы имеем ввиду разрешение проблемной ситуации. И поскольку в межличностных конфликтах участвуют по меньшей мере двое, речь должна идти о групповом решении проблемы, а оно неизбежно требует сотрудничества участников взаимодействия.