Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:18, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
- дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования:
- выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
- разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта;
- рассчитать экономический эффект от введения новой должности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.История создания, цели, задачи предприятия 5
1.2. Характеристика основных направлений деятельности 7
1.3. Организационная структура управления предприятием 11
1.4. Характеристика персонала предприятия 14
1.5. Организация оплаты труда 16
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Анализ имущественного положения 22
2.2. Анализ финансового положения 31
2.2.1. Анализ финансовой устойчивости предприятия 32
2.2.2. Анализ ликвидности предприятия 42
2.3. Анализ текущей деятельности 51
2.4. Анализ основных технико-экономических показателей 57
2.5. Анализ финансового результата деятельности предприятия и пути
его улучшения 62
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВАХ КОЛЛЕКТИВАХ
Возникновение конфликтов в трудовых коллективах 70
Типы конфликтов в организациях и их последствия 76
Этапы управления конфликтами в организации 82
Стратегии и методы разрешения конфликтов в организациях 87
Анализ работы по управлению конфликтами на предприятии 101
Управление конфликтами в трудовом коллективе 109
Пути разрешения конфликтов в трудовых коллективах 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Директор чувствует возникшую
напряженность, старается быть более
открытым и лояльным по отношению
к трудовому коллективу, вызывая
тем самым еще большее
Таким образом, анализ показал, что директор отлично справляется с периодически возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе также существует скрытый конфликт, который накаляет социально-психологический климат в коллективе, снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности предприятия.
Для проведения вида конфликта
на анализируемом предприятии
На втором этапе был
применен метод тестирования, в рамках
которого применялись две методики:
диагностики
Исследование проводилось на одном из объектов: Администрация Устиновского района ЧОП «Полад», состоящем из 14 человек (мужчины).
Возрастной состав членов коллектива: от 35 до 50 лет.
Образование: среднее специальное и высшее.
Должность: охранники.
Для исследования были применены
следующие методы: метод наблюдения
(включенное наблюдение в естественных
условиях), а также метод тестирования.
В рамках метода тестирования были
применены две методики: методика
диагностики
А) Методика диагностики
В нашей стране тест адаптирован
Гришиной Н. В. Для изучения личностной
предрасположенности к
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Б) методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе (Практическая психодиагностика, методики и тесты).
В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе напряженный.
Для изучения стратегии поведения, которые используют члены данного первичного трудового коллектива, был применен тест описания приведения К. Томаса. В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов (10 из 14) приходится на тактику избегания, ухода от конфликта, у двух респондентов преобладает тактика приспособления, и по одному тактика компромисса и сотрудничества. Наименьшее количество баллов набрала тактика соперничества (см. табл. 12.).
Таблица 12
Результаты диагностики по методике Томаса
№ испытуемого
Соперничество
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособление
1
0
5
8
8
9
2
1
7
8
9
5
3
5
1
7
11
6
4
4
6
6
10
4
5
1
7
4
10
8
6
2
6
9
9
8
7
5
7
5
8
5
8
5
1
9
10
5
9
1
6
6
10
7
10
2
4
8
11
5
11
4
6
5
12
3
12
3
10
4
8
5
13
6
7
8
6
3
14
4
6
4
6
10
Полученные данные
Результаты этого теста (см. табл. 13.) свидетельствуют о довольно высокой потребности в одобрении у большинства респондентов.
Таблица 13
Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна
№ испытуемого
Мотивация одобрения (баллы)
1
10
2
14
3
13
4
14
5
16
6
18
7
9
8
14
9
13
10
15
11
16
12
9
13
9
14
8
Полученные данные позволили
выдвинуть экспериментальную
Для подтверждения одной из гипотез вычисляем коэффициент корреляции Спирмена по формуле:
rs = 1 – 6 * (∑ d2 + ТА + ТB / N (N2 – 1)) (21),
где d – квадрат разности между рангами;
N – количество испытуемых;
Та и Тb – поправка на одинаковые ранги.
Та = ∑ (а3 – а) / 12
Тb = ∑ (b3 – b) / 12
Где а и b – объем каждой группы одинаковых рангов.
Таблица 14
Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и стремления к одобрению
№ п/п
стратегия избегания,баллы
Стремление к одобрению, баллы
Ранги по стратегии избегания
Ранги по стремлению к одобрению
Разность рангов,d
d2
1
8
10
4
5
1
1
2
9
14
6,5
9
2,5
6,25
3
11
13
12,5
6,5
-6
36
4
10
14
9,5
9
-0,5
0,25
5
10
16
9,5
12,5
3
9
6
9
18
6,5
14
7,5
56,25
7
8
9
4
3
-1
1
8
10
14
9,5
9
-0,5
0,25
9
10
13
9,5
6,5
-3
9
10
11
15
12,5
11
-1,5
2,25
11
12
16
14
12,5
-1,5
2,25
12
8
9
4
3
-1
1
13
6
9
1,5
3
-1,5
2,25
14
6
8
1,5
1
-0,5
0,25
∑d2 = 127
Та = (33 – 3) + (23 – 2) + (43 – 4) + (23 – 2) + (23 – 2) / 12 = 8,5
Тb = (33 – 3) + (23 – 2) + (23 – 2) + (33– 3) / 12 = 5
rs =(1 – 6) * (127 + 5 + 8,5) / 14 * (142 – 1) = 1 – 0,31 = 0,69
По таблице критических значений коэффициента корреляции рангов находим r критическое для N = 14, который равен 0,54, при p ≤ 0,05 и 0,68, при p ≤ 0,01, где p – показатель вероятности ошибки.
Таким образом, значение r полученное в исследовании попадает в зону значимости, при р ≤ 0,01 и получает подтверждение гипотеза о том, что между выбором индивидом стратегии избегания и стремлением к одобрению имеется корреляция.
По итогам экспериментального
исследования можно сказать, что
высокая потребность в
3.6. Управление конфликтами в трудовом коллективе
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию.
Как показало исследование, в коллективе существует скрытый конфликт, при котором сотрудники выбрали избегательную форму поведения. Задачи руководителя по разрешению скрытого конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
- наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
- уточнить поведенческие особенности оппонента.
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:
а) Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
б) Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих? Все ли одинаково стремятся к этим целям? Насколько эти цели сочетаются с общими целями организации? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств, для ее достижения?
в) Сферы сближения. По каким
проблемам конфликтующие могли
бы выработать общие взгляды? Это, касается
проблем деловой и
г) Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?
- Причина конфликта. Причиной
конфликта в коллективе стали
неэффективные руководящие