Управление кризисом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ управления кризисами на предприятии и разработке антикризисных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления кризисами;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- изучить причины кризисного состояния предприятия;
- разработать систему антикризисных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия;
- проанализировать разработанные мероприятия и определить их эффективность;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Основы менеджмента Управление кризисом на предприятии (Автосохраненный) титульный лист.doc

— 690.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НВУЗ АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                         по дисциплине: «Основы менеджмента»

                         на тему: Управление кризисом на предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Научный руководитель: ____________________

Выполнила студентка 2 курса

                    Специальность: «Менеджер организации»

 

 

 

Курск 2011

 СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие управления кризисом на предприятии возникло в сравнительно недавнее время, однако сейчас это понятие можно встретить во многих сферах. Многие полагают, что основной причиной появления данного понятия является реформы российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других организаций. Конечно, кризис предприятий – это нормальный процесс, которого некоторые организации просто не могут избежать, и на рынке, как и в жизни, всегда выигрывают лишь сильнейшие. Так, если предприятие не имеет возможности и способностей «бороться» с кризисной ситуацией, оно просто исчезает, но в противном случае предприятие может использовать все свои сильные стороны и пережить кризис.

В России в данный момент ситуация с кризисными предприятиями очень сложная, потому что примерно четыре пятых всех предприятий, действующих на территории Российской Федерации, уже сейчас можно считать банкротами. И доказательством тому служит большое количество дел о банкротстве, и их число растет с неимоверной скоростью. Таким образом, можно смело сделать вывод, что мировой финансовый кризис застал большинство российских предприятий врасплох и многие предприятия были абсолютно к нему не подготовлены.

Поэтому проблеме антикризисного управления необходимо уделять больше внимания при подготовке специалистов в сфере экономики и управления, а также необходимо ее всесторонне изучать и исследовать.

Основная цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ управления кризисами на предприятии и разработке антикризисных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретические основы  управления кризисами;

- дать организационно-экономическую  характеристику объекта исследования;

- изучить причины кризисного  состояния предприятия;

- разработать систему антикризисных  мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия;

- проанализировать разработанные  мероприятия и определить их  эффективность;

В работе применяются такие методы исследования как анализ и синтез, обобщение, систематизация, классификация, сравнительное сопоставление и др. Дипломное  исследование выполнено на основе использования научных трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам антикризисного управления.

Структура курсовой работы отражает существо, логическую взаимосвязь, порядок постановки и решения задач, направленных на достижение цели предпринятого исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения,  списка использованной литературы,  приложений.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

    1. Сущность кризиса и антикризисного управления

Для понимания того, что есть управление кризисом, необходимо определиться с самим понятием кризиса. Изначально греческое слово кризис означало решение.

Кризис, как научное понятие, впервые появился в философских науках. Гегель рассматривал кризис как один из механизмов диалектики, он считал, что кризис - высшая точка борьбы противоположностей, приводящая к переходу системы в новое качество. В экономическом смысле кризис появляется в учении К. Маркса и рассматривается как неизбежное явление в жизни общества.

К. Макконел и С. Брю в своей книге «Экономикс» считают причиной кризиса то, что в экономике страны потребляется больше капитала, чем производится, то есть валовые инвестиции меньше, чем амортизация, что создает неблагоприятную ситуацию стагнации экономики.1

Подобной точки зрения придерживался Дж. Кейнс. Он полагал, что главной причиной кризиса является не рост процента, а  падение предельной эффективности капитала. Кейнс дает наиболее емкое определение кризиса. По его мнению, причиной кризиса является резкая смена повышательной тенденции понижательной, хотя при обратном процессе такого практически не бывает.2

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: кризис - это неизбежное цикличное явление в экономике, при котором все экономические показатели ниже нормы.

 В трактовке термина «антикризисное управление» по степени теоретической разработанности целесообразно выделить два подхода. Фундаментальный подход склонен трактовать антикризисное управление как некий набор специфических инструментов менеджмента, особый вид деятельности со своим предметом, общенаучными и специфическими методами и т.д. Прикладной подход, напротив, рассматривает конкретные методики выведения предприятия из предбанкротного или банкротного состояния.

Стабилизация деятельности предприятия в кризисный период является наиболее важным условием вывода предприятия из кризиса, на данной стадии жизненно важно снизить до минимума возможные последствия политики заимствования, приведшей к предбанкротному состоянию предприятия.

Процесс стабилизации (рис. 1)  - действия, направленные на  минимизацию кредитных обязательств.

Как показывает практика, основными причинами возникновения кризисного состояния предприятия являются:

  • стихийный рост кредиторской задолженности предприятия;
  • снижение качества задолженности дебиторов;
  • спад спроса на товары и услуги предприятия;
  • резкое увеличение затрат организации и т.п.

После выявления причин, повлиявших на снижение финансового состояния предприятия, должны быть приняты меры по их устранению.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Стадии кризиса и процесс стабилизации финансового состояния

Если в вопросах определения кризиса и его стадий ученые в основном солидарны, то при анализе борьбы с кризисами начинается самое интересное: появляется различие в подходах. Мнения ученых расходятся по поводу объекта антикризисного управления и того, на какой стадии кризиса заканчивается обычный менеджмент. Можно выделить две противоположных точки зрения.

В первой точке зрения антикризисное управление рассматривается как комплексная система управления предприятием, которая является инструментом для предотвращения и устранения явлений, неблагоприятных для предприятия, путем полного использования потенциала управления, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей долгосрочный характер, которая позволяет устранить временные затруднения, оставить на прежнем уровне и повысить рыночные позиции при любых условиях. Данной позиции придерживаются А.Г Грязнова, Э.А. Уткин и некоторые другие экономисты. По их мнению, антикризисное управление должно постоянно присутствовать на предприятии: диагностировать и предсказывать кризис на начальных стадиях и уменьшать потери. Суть антикризисного управления не столько в выводе предприятия из кризиса, сколько в недопущении его возникновения и негативного влияния. Уткин Э.А. считает, что основная цель  антикризисного управления - создание таких условий, при которых финансовые трудности не носят стабильного характера. 3  При этой точке зрения речи о банкротстве быть не может, так как управленческий механизм нейтрализации проблем должен быть налажен до принятия ими необратимого характера.

Вторая точка зрения состоит в том, что антикризисное управление должно начинаться на стадии истощения резервных фондов и приближения неплатежеспособности, т.е. антикризисное управление заключается не в диагностике кризисов и минимизации потерь, а в выводе предприятия из кризиса. При этом подразумевается, что кризис уже наступил, что возможность его предотвращения уже упущена. З. Айвазян, В. Кириченко считают, что третья и четвертая фазы кризиса характеризуются нестандартными, экстремальными условиями деятельности предприятия, вынуждающими принимать срочные меры. Приближение состояния неплатежеспособности предприятия в данном случае является основным моментом. По их мнению данная ситуация является объектом и предметом антикризисного управления. Стоит отметить, что спор этот скорее терминологический. Представители первого подхода правы в том, что диагностика кризисов, оценка рисков и предотвращение негативных для бизнеса явлений должно присутствовать в управлении задолго до того, как появится угроза неплатежеспособности и банкротства. Однако если это есть антикризисное управление, то что же тогда обычное, текущее управление? На меры по недопущению кризиса ориентирована вся теория и практика управленческой науки. В таком случае неясно особое содержание антикризисного управления.

По моему мнению, наиболее правильным будет определить антикризисное управление как совокупность способов предотвращения банкротства и неплатежеспособности предприятия на тех стадиях кризиса, когда резервные фонды уже исчерпаны. При этом кризис рассматривается как непосредственная угроза выживанию предприятия. Исходя из выбранного подхода, можно выделить специфические условия, которые возникают только при антикризисном управлении и которые отличают антикризисное управление от обычного менеджмента:

1. Нехватка денег  для осуществления насущных хозяйственных  и финансовых потребностей в  оборотных средствах. Этому определению  соответствует следующее неравенство, представляющее экономическую формулу кризиса:

Денежные средства = хозяйственная потребность в оборотных средствах текущая + финансовая потребность в оборотных средствах текущая. Текущая финансовая потребность в оборотных средствах рассчитывается как совокупность  выплат кредиторам на плановый период на момент расчета формулы. Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах определяется как разница между совокупностью производственных и непроизводственных затрат на плановый период, и количеством производственных запасов организации в пределах, определенных сметой размеров.

2. Стандартный  алгоритм экономического и финансового  расчета денежных средств в  условиях антикризисного управления  недопустим. При расчете денежных  средств предприятия основное  значение отводится двум факторам, таким как структура потребностей предприятия (сырье, материалы, денежные средства) и временной период, за который эти потребности необходимо удовлетворить. Время всегда имеет свою стоимость, но в условиях кризиса эта стоимость определяется по совершенно другим критериям, чем, например, при проведении анализа инвестиционного проекта. Важность фактора времени в условиях кризиса заключается в том, что у предприятия, переживающего кризис, нет будущего. Если через определенный период времени предприятие окажется ответчиком по делу о банкротстве, то всякие планы приобретают абстрактный характер.

3. Главный инструмент  при антикризисном управлении - не  стратегический план, а стабилизационная  программа. Перед организацией, которая  стремится преодолеть кризис, поставлены две задачи, следующие друг за другом: минимизировать последствия кризисного состояния путем восстановления платежеспособности и стабилизации финансового положения.

4. Критерии принятия  решений. В рамках нормального  управления этот критерий можно определить как достижение стратегических целей в долгосрочный период времени и максимизация прибыльности и рентабельности в краткосрочный период времени. При наступлении кризисного состояния предприятия долгосрочные цели теряют свое значение, а в краткосрочными целями будут являться рост или экономия средств предприятия. При этом увеличение размера денежных средств может осуществляться мерами, неприемлемыми с точки зрения обычного менеджмента. В рамках антикризисного управления допускаются любые потери, за счет которых существует возможность достичь восстановления платежеспособности предприятия в данный конкретный момент. Суть  заключается в маневрировании средствами предприятия для заполнения разрыва между их расходом и поступлением.

Согласно делению стадий развития кризисного процесса, можно выделить 4 формы антикризисного управления:

  1. Антикризисное управление в период стабильного развития. Целью данной формы управления является мониторинг и анализ отклонений от намеченного развития предприятия, ранняя идентификация возможности возникновения кризисных ситуаций, а также анализ влияющих на предприятие факторов.
  2. Управление в период нестабильности производства охватывает управление предприятием в условно стабильном и нестабильном состоянии. Если первый тип управления характеризуется небольшим спадом производства, падением доходности, то второй тип – управлением в условиях убыточности. Основная цель – возврат предприятия к стабильному состоянию.
  3. Управление в период кризисного состояния. Представляет собой управление предприятием в условиях неплатежеспособности. Основная цель – не допустить банкротства.
  4. Управление в условиях процедур банкротства. Является по сути исполнением процедур банкротства и проводится назначаемым управляющим.

Основными задачами антикризисного управления являются: изменение функционирования хозяйственных механизмов; трансформация критериев принятия управленческих решений; активное использование новых возможностей управления; применение всех легальных методов хозяйственного маневрирования.

Таким образом, антикризисное управление есть управление, направленное на выживание компании в условиях кризиса. Его следует отличать как от обычного оперативного и стратегического менеджмента, так и от риск - менеджмента. При антикризисном управлении вступают в силу законы, которые неприемлемы в обычных условиях. Главной целью предприятия в условиях кризиса становится «выживание» и наибольшая концентрация финансовых ресурсов. 4

 

1.2 Методы и механизм диагностики кризисов на предприятии

 

Диагностика кризисов на предприятии — это методы, которые направлены на выявление проблем и недостатков в системе управления, приведших к возникновению кризисного состояния предприятия и других отрицательных тенденций в его деятельности.

Существуют следующие основные методы для диагностики кризиса на предприятии: мониторинг окружающей среды, анализ наиболее вероятных изменений общего состояния и конкурентоспособности предприятия, финансовый анализ, анализ кредиторской задолженности предприятия, оценку рисков, определение теперешнего состояния предприятия и предвидение ее возможных состояний в будущем. 5

Основные этапы проведения диагностики:

Информация о работе Управление кризисом на предприятии