Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:50, курс лекций
Трудовые ресурсы — часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в трудовом процессе. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны. По методологии, принятой в России, критерием отнесения к трудовым ресурсам являются границы трудоспособного возраста: 16—59 (64) лет для мужчин, 16—54 (59) года для женщин. В трудовые ресурсы страны включаются население в указанных границах трудоспособного возраста, а также лица старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятые в народном хозяйстве (работающие школьники, пенсионеры).
Организационная структура. Международная организация труда имеет следующие органы.
1. Генеральная
конференция. Созываемая
2. Руководящий
орган - Административный совет,
избираемый конференцией. В него
входят представители от
3. Международное
бюро труда выполняет функции
секретариата МОТ, а также
В 1986 г. в МОТ состояла 151 страна. Штаб-квартира МОТ находится в Женеве, Швейцария. Международное бюро труда имеет три региональных отделения - в Африке (Аддис-Абеба), Азиатско-Тихоокеанском районе (Бангкок), в Латинской Америке и странах бассейна Карибского моря (Лима). Каждое региональное отделение располагает сетью местных отделений. Кроме того, отделения Международного бюро труда имеются в 40 крупнейших городах различных стран мира, в т. ч. в Вашингтоне, Москве, Лондоне, Бонне, Риме и Токио.
При правительствах субъектов РФ (автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москвы и Санкт-Петербурга) имеются органы по труду и занятости населения, которые функционально связаны с Минздравсоцразвития РФ и другими соответствующими федеральными органами и организациями.
Государственную систему управления трудовыми ресурсами России можно охарактеризовать с двух сторон: с точки зрения задач, функций, процессов, выполнение которых она должна обеспечить и для решения которых создана, и с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.
По составу
и характеру задач
До недавнего времени отсутствовали единый центр и общее руководство в решении проблем, имеющих общий или сходный характер. Так, вопросами занятости населения, рынка труда, миграции населения занимались Министерство труда РФ, Институт проблем занятости, Федеральная служба занятости и Федеральная миграционная служба, не располагавшие общей информационной базой и высокопрофессиональными работниками. Организационное разобщение при решении сложных проблем высвобождения работников, их трудоустройства, миграции фактически приводило к отсутствию общей политики государства в этой сфере. Сформированное на базе вышеназванных органов Министерство труда и социального развития Российской федерации должно решить эти проблемы.
Ряд исследовательских институтов, находящихся в подчинении Минздравсоцразвития РФ, — Институт труда (НИИ труда), Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности — занимаются научными исследованиями и разработками, близкими по тематике, дублируя тем самым друг друга. Это касается вопросов нормирования трудовых процессов, оплаты труда, уровня жизни населения. С другой стороны, весьма слабой остается связь между государственными органами, в частности Минздравсоцразвития РФ и МОТ, рекомендации которой учитываются всеми странами, подписавшими международную Конвенцию в области трудовых отношений.
В систему государственного управления трудовыми ресурсами входит и такой элемент, как социальное партнерство при заключении социально-трудовых отношений между работодателями и профсоюзами. Однако пока еще недостаточно проработаны процедуры и условия заключения трехсторонних договоров, что сдерживает развитие этого важного элемента социально-трудовых отношений.
В связи с
этим существуют два основных направления
совершенствования
2. Тщательное изучение и анализ направлений исследований, проводимых Институтом труда, Центральным институтом труда, Всероссийским центром производительности, находящихся в подчинении Минздравсоцразвития РФ. Это необходимо для определения и четкого разграничения направлений исследований и разработок, устранения дублирования и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяйствования.