Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть управление персоналом в условиях TQM. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность TQM
2. Рассмотреть направления, принципы, этапы системы TQM
3. Выявить особенности внедрения развития TQM в России
4. Дать краткую характеристику предприятия ООО «Московская горка»
5. Проанализировать управление персоналом в ООО «Московская горка»
6. Изучить отбор персонала в условиях TQM
7. Дать оценку компетентности и комплексному управлению качеством.
1. Введение 2
2. Теоретические аспекты концепции всеобщего управления качеством 4
2.1 Понятие и сущность TQM 4
2.2. Этапы формирования TQM 8
2.3 Основные принципы TQM 11
2.4 Особенности развития TQM в России 15
3. Проектная часть. Управление персоналом в условиях TQM на условиях ООО «РПРЗ» 23
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «РПРЗ» 23
3.2 Структура персонала в ООО «РПРЗ» 24
3.3 Отбор персонала в условиях TQM 25
4. Заключение 29
5. Библиографический список 31
К основным ценностям, которые должны поддерживаться большинством сотрудников предприятия, относят
- обязательность понимания и реализации миссии предприятия, поставленных целей и задач (в том числе в области качества) на всех уровнях управления, всеми сотрудниками предприятия;
- ориентацию на требования и ожидания потребителей (внешних и внутренних) и других заинтересованных сторон в деятельности предприятия;
- восприятие качества производимой продукции как одного из важнейших конкурентных преимуществ данного предприятия и безусловный мотивационный приоритет качества продукции над количеством;
- соблюдение принятых правил реализации и управления процессами, выделенными в СМК предприятия;
- формирование культуры лидерства во всех подразделениях и службах предприятия;
- добросовестное отношение к выполняемым работам и производимому продукту на каждом рабочем месте;
- понимание важности группового решения проблем качества;
- склонность к инновациям и изменениям в деятельности предприятия
2. Формирование социальной структуры и обеспечение социально-психологической поддержки сотрудникам предприятия.
Реализация функций второй группы в системе управления персоналом подразумевает
- адаптацию вновь поступивших на предприятие сотрудников к нормам и правилам производства, в том числе и к нормам, касающимся качества производимой продукции или услуги;
- обеспечение персонала надлежащими производственными и бытовыми условиями, формирование социальной инфраструктуры предприятия;
- реализацию программ социального развития предприятия, направленных прежде всего на оказание помощи отдельным категориям социально незащищенных работников, и пр.;
- обеспечение коррекционного воздействия на социально-психологический климат в коллективе, устранение внутренних конфликтов, стресса, неизбежных при трансформации деятельности предприятия в условиях внедрения новых ценностей TQM;
- формирование и развитие системы мотивации персонала, в том числе и мотивации на производство качественного продукта, сокращение времени производственного цикла и производственных издержек;
- обеспечение взаимосвязи принятой системы материального и морального стимулирования персонала с системой оценки результативности труда и процессов системы менеджмента качества
3. Формирование системы оперативно-кадрового управления персоналом предприятия.
Реализация функций третьей группы подразумевает:
- нормирование труда и численности различных категорий персонала, обеспечивающих производство продукции, соответствующей требованиям потребителя, в количестве, удовлетворяющем реально существующий спрос на рынке;
- планирование компетенций персонала, необходимых для успешного выполнения сотрудниками задач в профессиональной деятельности с учетом стратегии развития предприятия, требований к качеству выпускаемой продукции и результативности процессов системы менеджмента качества;
- профессиональный отбор претендентов на рабочие места, в рамках которого акцент делается на определение компетентности потенциального работника, его обучаемости, а также непротиворечивости его ценностной ориентации корпоративной культуре предприятия;
- прием, увольнение, перемещение сотрудников с учетом реальной потребности подразделений предприятия в человеческих ресурсах соответствующего качества;
- оценку персонала на основе сформированных критериев и методов, позволяющих получать информацию о степени соответствия требуемой и фактической компетентности сотрудника;
- формирование системы управления карьерой работников предприятия, учитывающей их достижения в области качества;
- обучение персонала, ориентированное на непрерывную опережающую подготовку персонала к планируемым изменениям как в технико-технологическом, так и в организационном базисе производства и основанное на компетентностном подходе.
Таким образом, в основу системы управления персоналом предприятия в условиях TQM должны быть заложены принципы достижения организационных целей за счет обеспечения требуемой ценностной ориентации сотрудников, необходимого производственного поведения, эффективного использования личностного и интеллектуального потенциала каждого из сотрудников предприятия, непрерывного обучения, направленного на формирование и развитие требуемых компетенций сотрудников.
Особое значение в системе управления качеством, базирующейся на концепции TQM, отводится роли управленческого персонала, его лидерству. Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, c высших административных лиц организации, и распространяется на каждый уровень руководства, на более низкий уровень руководителей и рядовых работников. Человек является центральной фигурой в системе управления качеством как организационной системы управления. Практически управление качеством начинается и заканчивается человеком, т.е. он субъект и объект управления в системе управления качеством. Все более важной задачей руководителя становится развитие персонала. Чтобы справляться с быстро меняющимися требованиями сотрудники должны уметь адаптироваться, развивать у себя новые навыки. Способные работники — это те, кто может решать определенные задачи
Стандартные техники определения личности, позволяют учитывать следующие факторы: внешние данные, образование, мотивация и умственные способности кандидатов. Метод, ориентированный на решение задач, подвергается критике по ряду причин.
В частности, анализ работы, как правило, зависит от постоянства предъявляемых требований к той или иной должности. В изменяющейся среде, где гибкость становится одной из важных характеристик бизнеса, требования к той или иной должности могут постоянно меняться. Отбор, основывающийся только на способности кандидата выполнять строго определенные задачи, ставится под сомнение, потому что задачи могут коренным образом измениться. При обращении к TQM возникает вопрос о том, насколько процесс отбора в организации позволяет выявлять индивидов, обладающих навыками, которые могут оказать влияние на качество. Стратегия TQM должна найти отражение в списке так называемых компетенций, которые учитываются при отборе персонала.
Важность этого становится очевидной, когда мы принимаем во внимание, что существуют навыки, неразрывно связанные с общими чертами личности. Хотя мы и не пытаемся приуменьшить достоинства программ по развитию персонала на основе TQM, все равно необходимо подчеркнуть, что некоторые из навыков личности очень трудно привить тем работникам, которые не обладают ими на момент отбора.
Организации стремятся измерять компетентность с позиции двух взаимно дополняющих стратегий. Сначала к этой проблеме обращались при проектировании методов отбора; теперь компетентность используется, чтобы разрабатывать методы отбора или, по крайней мере, влиять на данный процесс. Это особенно хорошо видно из интервью при приеме на работу.
Заметно увеличивается использование структурированных интервью, которые требуют, чтобы кандидаты приводили примеры прошлых случаев, когда они вели себя определенным образом. При этом логика интервью такова: считается, что если кандидат представил свидетельства о том, что он/она проявил компетентность в прошлом, то он/она, вероятно, повторит это в будущем. Кроме того, предпринимаются попытки использовать целый спектр методов отбора там, где применялось одно лишь интервью.
Чаще стали обращаться к центрам оценки, которые включают группу методов, предназначенных для измерения компетентности, необходимой для той или иной должности. Как отмечалось выше, требования к работнику должны учитывать приверженность принципам TQM.
Было бы слишком большим упрощением утверждать, что требования к работнику и методы отбора персонала, обусловленные принципами TQM, автоматически определяют процесс отбора. Данный процесс ориентирован на выявление наиболее подходящего человека для той или иной должности, однако нет гарантий, что соответствующие методы будут использоваться правильно в любой ситуации.
Чтобы гарантировать достижение хороших результатов, необходимо сам процесс отбора подвергать тщательной проверке. Для того, чтобы уменьшить сопротивление персонала изменениям, которые сопровождают процесс разработки системы менеджмента качества, руководство предприятия должно выстроить систему внутренних коммуникаций, посредством которой будет проводить разъяснительную работу среди сотрудников, объяснять им цели, смысл и содержание происходящих изменений, знакомить с общими принципами системы менеджмента качества и целями предприятия в области качества. Также следует обучать сотрудников действовать в соответствии с новыми процессами и регламентами системы менеджмента качества.
Не все сразу
Все кажется простым и общеизвестным. Многие принципы можно отыскать в современных трудах по стратегическому менеджменту. Однако на практике процесс описанной трансформации очень сложен и растянут по времени. Сила TQM заключается именно в построении методики и планировании отдельных шагов по внедрению идей управления на каждом предприятии. Не стоит ждать результатов через месяц или два. На иностранных предприятиях процесс постановки занимает от трех до пяти лет. Поэтому кроме решимости добиться улучшения в качестве процессов необходимо запастись и хорошим терпением.
TQM должен развиваться не только в рамках одного прогрессивного производства, но и плавно переходить на смежные производства, а также необходимо вовлекать и потребителей в работу с ним.
И государство не должно оставаться в стороне, так без его поддержки, без выработки общенациональных программ, без преподавания TQM в ВУЗах, не удастся обеспечить проникновение прогрессивной идеи на множество предприятий России.
Полное наименование изучаемой организации: Общество с ограниченной ответственностью «ППРЗ».
Основной вид деятельности: изготовление и продажа металлопроката, пружин, рессор.
Основные виды продукции: Металлопрокат, пружины, рессоры.
Тактика работы: ставка на самые передовые технологии и стандартные решения от мировых лидеров, высококвалифицированное обслуживание клиентов.
Миссия ООО «ППРЗ» - обеспечение предприятий и населения металлоконструкциями, автофургонами.
Одна из основных задач ООО «ППРЗ» - обеспечить высокий уровень надежности изготавливаемой продукции. Это может быть обеспечено только путем соблюдения строгих условий производственного процесса. Система государственного сертифицирования является гарантом выполнения взятых фирмой обязательств перед клиентом.
В настоящее время ООО «ППРЗ» имеет устойчивое финансовое положение, налаженную систему работы с поставщиками, коллектив, состоящий из опытных работников с высокой профессиональной подготовкой. В офисе любой клиент встретит внимание, обслуживание, получит квалифицированную консультацию по любому интересующему вопросу.
В будущем ООО «ППРЗ» намерен расширять свое присутствие на рынке металлоконструкций города Рязани, совершенствовать профессиональный уровень, сохранить высокое качество и стабильность.
Общие положения из устава фирмы:
- общество с ограниченной ответственностью несет ответственность за результаты своей деятельности;
- организация получает право юридического лица после ее государственной регистрации, вправе от ее имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах;
- организация отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия;
- организация руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными актами, регулирующую предпринимательскую деятельность;
- организация имеет собственный баланс, расчетный и иные счета в банках, бланки, угловой штамп, товарный знак, печать со своим наименованием.
По штатному расписанию в ООО «РПРЗ» работает 47 сотрудников. Проанализируем качественный состав персонала на 1 января 2010 года.
1. По образованию:
Численность |
ВСЕГО |
Высшее |
Среднее проф. |
Среднее |
Неполное Среднее |
Чел. (%) |
47 |
12 (25,5%) |
28 (59,6%) |
5 (10,5%) |
2 (4,2%) |