Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:11, курсовая работа
Если предприятие не смогло подготовить плацдарм для нового взлета — не был найден новый товар и подготовлен к выводу на рынок, старый товар в соответствии с циклом жизни или из-за конкуренции выработал свой ресурс, организация переходит на стадию спада. Достигнутые рубежи невозможно удержать, уходит клиент, предприятие вынуждено уменьшать объемы производства, сокращать персонал, минимизировать организационную структуру, сокращая затраты до минимума. Часто ситуация кризиса сопровождается и неплатежеспособностью, что приводит к банкротству.
Введение
1. Стратегия поведения антикризисного управляющего
1.1 Природа производственных конфликтов
2. Рациональная кадровая политика в условиях системного кризиса
2.1 Фазы становления системы стратегического менеджмента
2.2 Суть кадровой политики
2.3 Типы кадровой политики, осуществляющиеся в условиях кризисного предприятия
2.4 Условия разработки кадровой политики предприятия
2.5 Стратегии управления персоналом применимые к условиям кризисного предприятия
3 Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия
3.1 Мобилизация кадрового потенциала кризисного предприятия
3.2 Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
3.3 Диагностика системы управления персоналом кризисного предприятия
Заключение
Список используемой литературы
3.2
Основные принципы
управления персоналом
кризисного предприятия
Существуют два принципиальных подхода к повышению уровня конкурентоспособности кризисного предприятия:
Принцип оптимизации кадрового потенциала предприятия. Реорганизация, сопряженная с сокращением персонала, - обычная практика на кризисном предприятии. Однако она может быть как эффективной, так и неэффективной.
При проведении реорганизации эффективная практика предполагает:
Неэффективная практика обычно включает следующие мероприятия:
Принцип формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия. Повышение уровня конкурентоспособности кризисного предприятия в решающей степени зависит от его интеллектуального и информационного потенциала, ценность которого экспоненциально растет в зависимости от масштаба инвестиций в него и приобретенного персоналом опыта. Интеллектуальное лидерство фирмы в какой-нибудь области притягивает талантливых людей, что позволяет рассчитывать на создание уникального сочетания профессиональных способностей, составляющих ядро кадрового потенциала высококонкурентных фирм.
Принцип ориентации на профессиональное ядро кадрового потенциала предприятия. Совокупные способности работников предприятия, которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координировать действия, обеспечивающие фирме стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний, образуют ядро кадрового потенциала. Эти преимущества основываются на том, что конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с их модернизацией. Благодаря этому фирма получает монопольное положение на том или ином сегменте рынка. Речь идет не о тех характерных для организации способностях, которые обеспечивают устойчивый рост прибыли (способности к нововведениям, созданию и поддержанию внутренних и внешних связей, формированию привлекательного имиджа фирмы, контролю над стратегически важными ресурсами), эти способности очевидны и уязвимы с течением времени для конкурентов. Способности же, составляющие ядро кадрового потенциала предприятия, обладают следующими свойствами:
Принцип
комплементарности
управленческих ролей
в кризисной ситуации
на предприятии. Рассматривая человеческую
составляющую кризиса, мы выделили четыре
возможные кадровые ситуации в организации.
Какой же тип поведения руководителя будет
эффективен в каждом случае:
|
Ситуация 1. Работники организации не хотят работать в новых условиях, но имеют достаточную профессиональную подготовку. Адекватным поведением руководителя в данной ситуации будет поведение очень требовательного начальника, действующего в соответствии с правилами и нормами: отработал хорошо - получи вознаграждение, отработал плохо, нарушил дисциплину как технологическую, так и правила внутреннего распорядка - будешь наказан. Этот тип поведения руководителя сродни отношениям жестких родителей к непослушным детям. В данном варианте поведения руководитель должен довести до подчиненных правила поведения, систему оценки и вознаграждений-наказаний. Если после оглашения правил, сотрудники продолжают работать неэффективно, то должно следовать порицание, наказание, причем значимое и открытое. Таким образом руководитель сможет установить контакт с теми, кто, вроде бы, и не прочь работать, но стесняется показаться отступником в глазах сослуживцев.
Ситуация 2. Работники организации не хотят работать в новых условиях и не имеют соответствующих навыков. Как правило, такие производственные коллективы совершенно не включены (содержательно) в собственную деятельность. Так как она не требует большой концентрации, как правило, проста и рутинна, остается много времени на «общение» - порождение и разрешение конфликтов, порицание ситуации, воспоминания о прошлом и т.д. Руководитель, с одной стороны, рискует быть втянутым в это непродуктивное времяпрепровождение, а с другой стороны, может восприниматься как сила, которую необходимо привлечь на свою сторону в борьбе с внутренними и внешними оппозиционерами. Рациональный способ поведения руководителя - противостояние таким стремлениям сотрудников. Как правило, стратегическое кадровое решение будет связано с частичной заменой персонала, поэтому руководителю важно избегать всяческих «личных» отношений, которые потом могут быть истолкованы «как поддержка» кого-то из сотрудников, или какой-то группировки. Поведение, противостоящее включению в разные альянсы, названо нами антиманипуляторским.
Ситуация 3. Работники хотят работать по-новому, но не имеют достаточных навыков. Это одна из самых благоприятных ситуаций для проведения реорганизации и преодоления кризиса. Руководитель вынужден взять на себя функции по подготовке персонала непосредственно на рабочем месте, в ситуации жесткого временного ограничения и конкретной предметной ориентации обучения (по конкретным задачам и решению сегодняшних проблем). Это тип обучения - инструктирование, когда начальник работает как профессионал-руководитель, соединяя собственные знания технологии, понимание специфики индивидуальности каждого конкретного сотрудника и строя процесс передачи этих знаний непосредственно в производстве.
Ситуация
4. Работники организации хотят работать
в новых условиях и имеют достаточно навыков
для этого. Это, без сомнения, самая благоприятная
ситуация. Руководитель должен построить
процесс включения профессионалов в подготовку,
принятие и реализацию управленческих
решений. Для оптимального включения работников
предприятия в управление руководитель
должен проводить с ними анализ существующих
проблем, постепенно готовя свою собственную
управленческую команду. Процесс подготовки
будет аналогичен процессу организационного
консультирования, когда руководитель,
начав с позиции консультанта по конкретным
вопросам, переходит в позицию консультанта
по процессам, инструментам, давая своим
подчиненным возможность выбора и постепенно
выходя из процесса руководства, передавая
полномочия членам управленческой команды
предприятия. С точки зрения создания
устойчивого предприятия эта ситуация
наиболее благоприятна.
3.3
Диагностика системы
управления персоналом
кризисного предприятия
Прежде всего речь идет о профессиональной диагностике и оценке руководителей, которая применяется:
Стратегия изменения уровня компетентности персонала кризисного предприятия.
Процесс формулирования стратегии:
Информация о работе Управление персоналом кризисного предприятия