Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:07, контрольная работа
Организация – большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты, почтамт, армия, фабрики и т.п. –все это примеры организаций. Термин организация применяется очень широко. В экономике, кибернетике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядочности. Американский социолог Элтон Мэйо в вел в научный оборот понятие «формальная организация» и «неформальная организация».
1.Введение
2.Понятие «социальная организация», Формальные и неформальные социальные организации. 3.Власть и контроль в организации.
4.Лидерство и стиль руководства. 5.Модели организационного поведения: 5.1.Личностный уровень поведения.
5.2.Груповое поведение. 5.3. Поведение в неформальных группах.
Заключение
С
О Д Е Р
Ж А Н И
Е
1.Введение
2.Понятие «социальная организация», Формальные и неформальные социальные организации. 3.Власть и контроль в организации.
4.Лидерство и стиль руководства. 5.Модели организационного поведения: 5.1.Личностный уровень поведения.
5.2.Груповое поведение.
Заключение
Введен
В России весьма интенсивно создаются и ликвидируются организации различных правовых форм и организационных структур. Значительная часть людей уже попробовала себя в роли собственников или руководителей малых и средних компаний. Другая часть думает о том, стоит ли создавать собственное дело или следует идти в наем менеджером, продавцом, т.д. Умение профессионально руководить организацией или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний. Каждая организация в чем-то индивидуальна, она имеет адрес, национальность, права и ответственность, биографию, менталитет и т.д. Однако есть и много общего в мире организаций. Я попытаюсь разобраться в социальных организациях как процессе и явлении с теоретической и практической точек зрения.
Каждый конкретный
человек – это часть
Организация – большая социальная группа,
сформированная для достижения определенных
целей. Универсальные магазины, издательские
фирмы, университеты, почтамт, армия, фабрики
и т.п. –все это примеры организаций. Термин
организация применяется очень широко.
В экономике, кибернетике, биологии, технических
науках он выступает синонимом упорядочности.
Американский социолог Элтон Мэйо
в вел в научный оборот понятие «формальная
организация» и «неформальная организация». Формальная
организация обладает следующими признаками:
1. Наличие единой цели, ради которой и
сформировалась организация (например
производство какой-либо продукции или
оказания услуг), означает, что организация
представляет собой средства и инструмент
обеспечения функции объединения и регламентации
поведения людей ради такой цели, которая
не может быть достигнута людьми порознь,
в одиночку. 2. Наличие системы власти,
или управления, которое требует подчинение
нижестоящих вышестоящим и субординацию
должностей, определение объема и меры
ответственности в принятии решения на
разных уровнях. Организация всегда строится
по иерархическому признаку, где довольно
четко выделяются управляющая и управляемая
подсистемы. Необходимость управляющей
системы вызвано потребностью координации
разнонаправленной деятельности горизонтальных
структур, иерархичность построения
организации обеспечивает достижение
единства цели, придает ей устойчивость
и эффективность.
3.Власть и контроль в организации
Для
нормального функционирования социальной
организации необходим
В организации субъектом власти может быть лицо как вышестоящее, так и нижестоящее. Директор отправляется на поклон к рабочему-умельцу – единственному кто способен сделать заказ,- а тот в свою очередь, диктует выгодные ему условия. Талантливый ученый или инженер, обладающий знаниями, которых нет у остальных членов организации, оказавшись в роли эксперта, навязывает руководству требования, при которых готов взяться за выполнение ответственной работы.
Ряд авторов, а именно Д. Хиконс, Р.Шнек, Б. Селзник – разработали стратегическую контингенциальную теорию власти. Согласно этой теории базой власти внутри организации служит не только зависимость между индивидуумами, но и зависимость между подразделениями организации. Власть одного подразделения над другим пропорциональна его возможности закрыть и ограничивать доступ к редким ресурсам, в том числе к информации, либо к стратегическим факторам, которые служат удовлетворению каких-то важных потребностей. Таким образом, базисом власти чаще всего выступают две переменные: 1) зависимость; 2) незаменимость, - степень, с какой индивид, группа или подразделение могут или не могут быть защищены альтернативными ресурсами. Как отличить два понятие «власть» и «контроль»? И то и другое предполагает влияние. Власть при этом понимается как потенциальное влияние, а контроль – реальное влияние, другими словами : власть – это способность или возможность влиять на других, а контроль – это процесс влияния. Базисом контроля выступают следующие типы власти..: 1) вознаграждающая власть (способ влиять посредством вознаграждения); 2) принудительная власть (способ влиять при помощи наказания); 3) легитимная власть ( способ влиять через признанные и узаконенные права); 4) референтная власть (способ влиять благодаря индентификации одного индивида с другим); 5)экспертная власть (способность влиять благодаря своим знаниям).
4. Лидерство и стиль
руководства
В
социальной организации имеются
формальные и неформальные лидеры.
Лидер – это физическое лицо,
которое оказывает наибольшее влияние
на работников бригады, цеха, участка,
отдела и т.д. Он воплощает групповые
нормы и ценности и выступает
в защиту этих норм. Формальный лидер
(руководитель) назначается вышестоящим
руководством и наделяется необходимыми
для этого правами и
Лидер
и руководитель в организации
могут быть одним и тем же лицом.
Такое происходит, когда в
руководители назначают незаурядного
человека, сумевшего добиться расположения
подчиненных. В этом случае совпадают
позиционная и персональная власть,
формальная и неформальная структуры.
Л И Д Е Р | ||
Администратор | Идеолог |
ВОЗДЕЙСТВИЕ
Что
Делать? Так?!
ЧЛЕНЫ ГРУППЫ
Рис 1. Действие модели «двойного лидерства»
Если
руководитель и лидер не представляют
одно и то же лицо, то взаимоотношения
между ними могут либо гармонизировать
жизнь группы, либо, напротив, повышать
уровень конфликтности. Если лидерство
– социально- психологический процесс
влияние на других, формально равных людей,
то руководство – юридически регламентированный,
административно- правовой процесс
организации и контроля формально неравных
(нижестоящих) людей. Типичная для руководителя
манера поведения, то есть система
приемов воздействия на ведомых(подчиненных),
и называется стилем руководства.
5. Модели организационного
поведения
Основой
моделей организационного поведения
можно считать две
Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:
- человек изначально не любит работать и будет избегать работы. -поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.
-средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.
- работа для человека так же естественна, как игра.
-
внешний контроль – не
-
средний человек стремится к
ответственности, его желание
избежать ответственности, как
правило, результат прошлого
Таким образом, теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.
Существует
четыре модели организационного поведения:
авторитарная, опекунская, поддерживающая
и коллегиальная, основные черты
которых представлены в таблице
1.
Таблица
1. Модели организационного поведения
Авторитарная | Опекунская | Поддерживающая | Коллегиальная | |
Базис модели | Власть | Экономичес-кие ресурсы | Руководство | Партнерство |
Ориентация менеджмента | Полномочия | Деньги | Поддержка | Работа в команде |
Ориентация работников | Подчинение | Безопасность и льготы | Выполнение рабочих заданий | Ответственное поведение |
Психологический результат для работника | Зависимость от непосредствен-ного начальника | Зависимость от организации | Участие в управлении | Само-дисциплина |
Удовлетворение потребностей работника | В существовании | В безопасности | В статусе и признании | В самореализации |
Участие работников в процессе труда | Минимальное | Пассивное сотрудничест-во | Пробужденные стимулы | Умеренный энтузиазм |