Управление современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

В общем виде управление следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Организация как объект управления………...………………...4
Понятие и признаки организации………..…..………...………..4
Внутренняя среда организации………………………………….7
1.3. Внешняя среда организации……….………...…………………..9
Глава 2 Процесс и методы управления организацией………………...11
2.1. Процесс управления организацией…………………………......11
2.1.1. Составляющие процесса управления……………………….12
2.1.2. Основные функции менеджмента…………………………..13
2.2. Методы управления организацией……………………………...22
2.2.1. Общенаучные методы………………….…………………...23
2.2.2. Конкретные методы……………...……………………
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 228.83 Кб (Скачать файл)

В этом и состоит ее главная функция, выполняя которую организация преобразует  с помощью различных технологий имеющиеся ресурсы в требуемые  конечные результаты.

Таким образом, она может рассматриваться  одновременно и как субъект, и  как средство деятельности.

Пол организацией понимается далее  процесс приведения в систему  группы разрозненных элементов (людей, объектов и проч.), превращения их в единое целое.

Наконец, термином «организация» характеризуется  состояние упорядоченности этих элементов, их взаимосвязь, взаимное расположение в рамках такого целою.

Расширение рыночных отношений  ведет к увеличению числа организаций  и усилению их роли в жизни общества. Большинство людей выступают прежде всего как их представители (владельцы, руководители, сотрудники).

Как социальная система организация является открытой, ибо ее выживание зависит от внешнего мира. Она описывается такими основными характеристиками, как внешняя и внутренняя среда, структура, цели, стратегии, технология, персонал, потенциал.

Структура организации, т. е. упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных элементов, бывает технической, социальной, социотехнической, нормативно-правовой.

Основу технической структуры составляют материальные объекты и процессы (помещения и их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергии и проч.). Поскольку ее элементы неизменны, такую структуру относят к категории жестких.

        На производственном предприятии  техническая структура во многом  определяет профессионально-квалификационный состав персонала, характер и содержание трудовых операций, создает основу функциональных связей между людьми и в значительной мере влияет на их межличностные отношения.

Социальная  структура организации образуется совокупностью участников и их связей в рамках совместной деятельности. Она включает формальные и неформальные группы, ценности, интересы, полномочия, каналы их распределения, влияния и т. д. Все эти элементы организационной структуры являются «мягкими».

Социотехническая структура — это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры. [1, c. 189]

Нормативно-правовая структура — совокупность юридических норм, правил, требований, стандартов, необходимых дли осуществления функций организации. [1, c. 189]

Главным признаком  организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, считается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям.

Цель объединяет и сплачивает участников, поскольку  ее реализация обеспечивает решение ими собственных задач.

В то же время  достижение целей организации возможно только при наличии некоторой "критической массы" участников, объединении их сил и способностей.

Нужно иметь  в виду, что роль целей для различных  организаций неодинакова. В одном  случае они активно побуждают  людей к деятельности, а поэтому  их достижение специально стимулируется. В другом случае цель выступает лишь в качестве общего смысла существования организации, не ориентируя людей ни на какие специальные действия.

Другим признаком  организации является обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения.

Третий признак  организации — системность, наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, социальными, информационными и т. д.

Четвертым признаком  организации можно считать саморегулирование, позволяющее ей в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

Наконец, в  качестве еще одного признака организации  следует назвать наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка. Культура (в том числе и управления) представляет собой сплав ценностей, традиций, верований, норм, символов, которые во многом определяют отношения в коллективе и направленность поведения людей.

 Характерной  чертой современной организации  является ее устойчивость, т. е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех и вопреки им, либо возвращаться в прежнее, либо переходить в качественно более высокое состояние.

Устойчивость  относится к структуре организации  и к ее функциям. Структурная устойчивость первична, т.к. позволяет ей восстанавливать  свои функции при их нарушениях.

 

1.2. Внутренняя  среда организации

 

Совокупность  внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду. [2, c. 34]

Речь идет о целях, ресурсах, горизонтальном и  вертикальном разделении труда, технологии, организационной структуре, системе коммуникаций и обмена информацией, поведении сотрудников и проч.

Такие элементы, как существующие изначально, так  и возникающие в результате управленческих решений, могут (хотя и не полностью) контролироваться и корректироваться. Рассмотрим их подробнее.

Разделением труда является качественное разграничение и обособление различных его видов, закрепляемых за теми субъектами, которые их могут выполнить наиболее успешно. Оно служит основой дальнейшей специализации деятельности, ведущей к усилению зависимости участников организации друг от друга.

Горизонтальное  разделение труда касается тех его видов и подвидов, которые организация осуществляет в соответствии со своим предназначением.

Вертикальное  разделение труда существует между руководителями и исполнителями. Оно образует иерархию, т. е. подчиненность одних звеньев организации другим.

Технология, или способ соединения отдельных видов работ, бывает складывающейся, последовательной, связанной, групповой. [1, c. 194]

  1. Складывающаяся технология предполагает, что все работы в рамках организации слабо связаны друг с другом и завершенность им придает последняя операция. Например, участники процесса по отдельности изготавливают детали, которые объединяются в конечный продукт лишь на сборочном стенде.
  2. Последовательная технология характеризуется тем, что работы по созданию продукции вытекают друг из друга и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. Так происходит, например, на конвейерной сборке автомобиля.
  3. Связанная технология означает, что операции взаимно обусловливают друг друга, но не обязательно в однозначной последовательности. Так, например, происходит работа над документом, который руководителем может неоднократно передаваться разным подчиненным на доработку, пока не будет создан нужный вариант. Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, строящийся дом) последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.

Элементом внутренней среды являются отношения участников организации. По содержанию они могут быть либо деловыми (устанавливаются между должностями в соответствии с разделением труда), либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях, по форме - отношениями силы или наоборот, партнерства.

Поскольку равновесие сил субъектов (отдельных лиц, подразделений  и неформальных групп) постоянно нарушается из-за их стремления добиться превосходства и укрепить свои позиции, власть, основанная на силовых отношениях, неустойчива. Партнерские отношения, базирующиеся на осознании субъектами зависимости друг от друга, более стабильны. Организации, где они господствуют, напоминают рынок, в то время как предыдущие - гладиаторскую арену.

Важнейшим элементом  внутренней среды является организационный порядок, т. е. совокупность социальных связей, правил и норм, позволяющих исполнителям действовать автоматически, не обращаясь за указаниями к руководителю.

Такой порядок  может формироваться стихийно, но чаще конструируется искусственно, особенно если его основы задаются технологией.

Внутренняя  среда характеризуется степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов.

Дифференциация  означает такое распределение работ между отдельными субъектами, при котором каждая из них получает завершение в конкретном самостоятельном результате, не являющемся, однако, с точки зрения решения задач организации законченным целым (изготовление отдельной детали автомобиля). Поэтому дифференциация всегда должна дополняться интеграцией, предполагающей сотрудничество исполнителей. Ее необходимость обусловлена реальной взаимосвязанностью отдельных трудовых процессов.

 

1.3. Внешняя  среда организации

 

Внешняя среда  организации представляет собой  совокупность находящихся за ее пределами  факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодействует. [2, с. 40] Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой.

На различные  стороны организации внешние  факторы оказывают неодинаковое влияние, но в целом она полностью зависит от среды (в то же время обратная ситуация является скорее исключением).

Внешняя среда  по-другому называется организационным  окружением, которое бывает деловым (микроокружением) и фоновым (макроокружением).

Деловое окружение  образуют те явления, процессы и институты среды (например поставщики, потребители, конкуренты), с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие. Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации.

К фоновому окружению относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.

Организации всегда приходится действовать с  учетом особенностей окружения. Ее руководство  должно быстро улавливать изменения  во внешней и внутренней среде  правильно оценивать их последствия  и выбирать наилучший вариант  реакции в пределах имеющихся ресурсов (например, изменять направление или темпы развития).

Так, при  стабильной среде у организации  преобладает консервативная ориентация на повторение прежних действий, принесших успех.

При расширяющейся  среде имеет место производственная ориентация, характеризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности. При плавно изменяющейся среде преобладает рыночная ориентация (например, подстройка под изменение конъюнктуры).

При неожиданных  дискретных изменениях в среде на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освоение новых технологий, изделий, рынков.                  

Поскольку ограниченность ресурсов труднопреодолима, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава 2 Процесс и методы  управления организацией

   2.1. Процесс управления организацией

    В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов - функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.  

       Большинство людей планируют  свою деятельность на день (месяц,  год и т.д.), затем организует  ресурсы, которые потребуются  для выполнения их плана. По  мере движения вперед мы сравниваем  то, что сделали, с целями и  задачами, которые поставили ранее.  Такая повседневная работа затрагивает  целый ряд управленческих функций.  Т.е. управление необходимо рассматривать  как циклический процесс, состоящий  из конкретных видов управленческих  работ, называемых функциями управления. В социально- экономических системах  понятие “функция” также широко  применяется к системе в целом,  объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам  деятельности. Функции занимают  особое место в системе менеджмента  и играют ключевую роль в  ее формировании. Функция как  категория менеджмента характеризует  существенный вид управленческой  деятельности или объективно  необходимый вид отношений между  людьми как области проявления  сущности менеджмента.

   Функция менеджмента как возможная  область формирования управляющего  воздействия предполагает осуществление  непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

2.1.1. Составляющие процесса управления

 

  Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.

Информация о работе Управление современной организации